Антимонопольное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:15, реферат

Описание

Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.
Система антимонопольного регулирования в России складывается с учетом богатого зарубежного опыта в этой области, но имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, она формируется в условиях, когда в России устойчивые рыночные связи находятся лишь в стадии становления, созданы только основы рыночной экономики, не преодолен полностью государственно-административный монополизм. Неразвитость многих рыночных структур в России, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему государственного антимонопольного регулирования. Задачи антимонопольного регулирования в России шире, чем сохранение и защита конкуренции, ее необходимо создавать заново. Антимонопольное законодательство само по себе не создает систему свободного предпринимательства и конкуренции. Оно успешно может действовать в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая и поддерживая последнюю.

Содержание

Введение
1. Понятие антимонопольного законодательства и его история
2. Основные направления антимонопольной политики
3. Нормативно – правовая база антимонопольной политики
3.1. Сфера применения закона
3.2. Определение ключевых понятий
4. Содержание антимонопольного законодательства
5. Последствия применения антимонопольного законодательства
5.1. Влияние антимонопольного регулирования на единство российского рынка
5.2. Влияние антимонопольного регулирования на экономическое развитие
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат по экономике.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

Министерство науки и образования  РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Восточно – Сибирский государственный  технологический университет

( ГОУ ВПО ВСГТУ)

Кафедра «Экономики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат «Антимонопольное законодательство»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Кирпичева А.

720гр.

Проверил:

                                                                                                       

 

 

                                                                      Улан – удэ

2011г.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Понятие антимонопольного законодательства и его история
  2. Основные направления антимонопольной политики
  3. Нормативно – правовая база антимонопольной политики
    1. Сфера применения закона
    2. Определение ключевых понятий

4. Содержание антимонопольного законодательства

5. Последствия применения антимонопольного законодательства

5.1. Влияние антимонопольного  регулирования на единство российского  рынка

5.2. Влияние антимонопольного  регулирования на экономическое  развитие

Заключение

Список используемой литературы

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства. Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции.

   Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране

   Если спросить, может ли антимонопольная политика государства нанести вред экономике своей страны? Да, может, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.

   Безусловно, от проведения антимонопольной политики в нынешних тяжелых экономических условиях России чудес ожидать не приходится. Но очень важно, чтобы проведение антимонопольной политики завоевало доверие и поддержку населения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонопольные службы со своими проблемами. Необходимо убедить людей, что свободная конкуренция является добром для всех.

 

 

 

 

 

Понятие антимонопольного законодательства и  его история

   Конкурентное (Антимонопольное) законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

   По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию.         По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.

 

История антимонопольного законодательства

   Первый в современной истории антимонопольный закон был принят в 1889 году в Канаде. Годом позже в США был принят Акт Шермана.

   На уровне отдельных регионов антимонопольные законы появились еще раньше — в отдельных штатах США. Инициаторами их утверждения становились такие организации как Альянс фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилась как опасная концентрация, ведущая к монополизации рынка. В то же время рыночная концентрация сопровождалась не сокращением производства и ростом цен, в чем обвиняли «монополистов», а прямо противоположными явлениями.

Аналогичной была и ситуация на федеральном уровне. Сенатор Джон Шерман, добившийся принятия антимонопольного законодательства в США, обвинял тресты в ограничении выпуска для повышения цен.

   Среди отраслей, которые в Конгрессе считались монополизированными, были производство нефти, сахара, рельсов, свинца, цинка, джута, угля и хлопкового масла. Но во всех перечисленных отраслях, о которых доступны соответствующие данные, производство между 1880 и 1890 гг. росло быстрее, чем американское производство в целом. ВНП США за данный период вырос в реальном выражении на 24 %, а в номинальном на 16 %. Что же касается выпуска в отраслях, где были образованы тресты, то в номинальном измерении он вырос за это время на 62 %, а в реальном — на 175 %. Таким образом, тресты обеспечивали рост производства и снижение цен.

   А в России первый антимонопольный нормативный акт - Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят 22 марта 1991 года. При его подготовке был воспринят зарубежный опыт антимонопольного регулирования и учтены особенности экономики России: в нем предусмотрено ограничение монополистической деятельности не только хозяйствующих субъектов, но и органов власти и управления.

 

 

 

 

Основные направления  антимонопольной политики

   Предпринимательская деятельность на товарном рынке имеет две тенденции, характеризуется двумя способами достижения успеха, получения наибольшей  прибыли. Первая тенденция проявляется в том, что предприниматели вступают в конкуренцию за рынок сбыта, заказы потребителей и поэтому стремятся улучшать качество продукции, расширять ассортимент, снижать издержки. Это становится движущей силой совершенствования производства, технического прогресса.

   Вторая тенденция заключается в стремлении предпринимателей, поставщиков договориться между собой о взаимовыгодном разделе рынка, условия продажи, уровне цен, подорвать позиции конкурентов, дискредитировать их и таким способом получить преимущество. Первую тенденцию государство должно поддерживать, второй – противодействовать, проводя антимонопольную политику в интересах расширения масштабов конкурентной среды. Ограничивается монополистическая деятельность, как хозяйствующих объектов, так и органов управления, должностных лиц.

   Монополистической считается деятельность хозяйствующего субъекта, органа управления, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и причиняющая ущерб потребителю. Она позволяет хозяйствующему субъекту занять доминирующее положение на рынке и оказывать решающее внимание на обращение товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

   Антимонопольная политика базируется на Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и других нормативных актах. Законы не преследуют монопольное положение фирмы на рынке, они лишь запрещают такое её поведение, которое наносит вред другим участникам рынка, полностью или частично. Судебная власть не может принять решение о ликвидации монополиста только на основании его доли на рынке: нужны доказательства злоупотребления им своим монопольным положением.

   В каждой стране антимонопольное законодательство имеет свою специфику, но выделяются общие для всех положения: контроль за слиянием компаний; запрещение соглашений и сговоров предпринимателей (картелей); пресечение недобросовестной конкуренции.

   Слияние предприятий является фактором устранения конкуренции и одновременно повышает концентрацию производства и его эффективность. Однако наращивание мощи фирмы в конкурентной борьбе признается более разумным, чем механическое слияние фирм. Поэтому проводится жесткая регламентация слияния.

Проведение государственной  политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  осуществляется федеральным органом исполнительной власти – Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), МАП России решает следующие основные задачи:

 • Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции.

• Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.

• Осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. • Проведение государственной политики поддержки предпринимательства.

• Государственное регулирование  деятельности субъектов естественных монополий.

   Антимонопольный контроль предполагает представление в антимонопольные органы ходатайств и уведомлений при намерении и организаций и лиц осуществлять следующие действия:

- создание, слияния и присоединение коммерческих организаций;

- ликвидацию и разделение (выделение) государственных и  муниципальных унитарных предприятий;

- приобретение лицом  (группой лиц) акций (долей)  с правом голоса в уставном  капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей);

- получение  в собственность  или пользование одним хозяйствующим  субъектом (группой лиц) основных  производственных средств или  нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта;

- приобретение лицом  (группой лиц) прав, позволяющих  определять условия ведения хозяйствующим  субъектом его предпринимательской  деятельности либо осуществлять  функции его исполнительного  органа;

- участие физического  лица в исполнительных органах, советах директоров двух и более хозяйствующих субъектов.

В одних случаях требуется  предварительное согласие антимонопольных  органов, в других – их последующее  уведомление.

По результатам рассмотрения ходатайств антимонопольный орган может принять решения:

-    об удовлетворении  или отклонении ходатайств;

- об удовлетворении  ходатайства с выставлением требований  по изменению представленного  плана действий.

   Антимонопольный орган вправе давать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о расторжении противоречащих закону договоров, о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, об отмене органами власти и управления принятых неправомерных актов.          

 

 

 

 

Нормативно-правовая база антимонопольной деятельности

    Как уже говорилось, первый в России антимонопольный нормативный акт был принят 22 марта 1991 года. Закон явился основой для формирования в Российской Федерации антимонопольного законодательства, подготовки и принятия соответствующих нормативных документов.

   К таким документам следует отнести Правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства мая 1994 г. № 53), Закон о дополнении Уголовного кодекса РСФСР и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

   Отдельный блок составляют акты о Государственном Реестре предприятий-монополистов и о специальном регулировании их деятельности. Правовые основы антимонополизма содержатся в Законах о предприятиях и предпринимательской деятельности, об арбитражном суде, арбитражном процессе, в нормативных, документах, регулирующих процесс приватизации.

   Включение предприятия в государственный Реестр объединений и предприятий-монополистов означает признание предприятия монополистом. Составление и утверждение Государственного Реестра возложено на ГКАП России.

  При составлении реестра использовался только один из признаков -доля на рынке, в то время как понятие "доминирующее положение" требует установления в каждом конкретном случае наличия некоторых признаков, характеризующих положение предприятия как доминирующего.

   Включение в Реестр зависит от географического рынка, на котором предприятие занимает доминирующее положение, и не зависит от формы собственности. Реестр содержит три раздела - товары народного потребления, услуги и продукция производственно-технического назначения.

   Включение и исключение из Реестра предприятий, признанных монополистами, постоянный контроль за ценами и производством осуществляется ГКАП России, Комитетом по ценам.

   Процедура исключения объединений и предприятий из Реестра монополистов предполагает, что в Реестр они были включены правомерно. На практике же оказывается, что в Реестр попали предприятия, доля которых на рынке ниже 35%, либо отсутствует второй признак доминирующего положения предприятия - способность ограничивать конкуренцию. Поэтому многие предприятия оспаривают правильность включения в Реестр. Законодательством предусматривается, что в этом случае предприятие вправе обратиться в арбитражный суд.

Информация о работе Антимонопольное законодательство