Антимонопольное законодательство: процесс развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:50, курсовая работа

Описание

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на четырех основных элементах: цене, спросе, предложении и конкуренции.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Монополия является понятием, прямо противоположным понятию идеальной конкуренции. Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом.
Следовательно, главным признаком монополии является занятие монопольного положения. Монопольное положение определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА 5
1.1. Эволюция экономических теорий и подходов к формам конкуренции 5
1.2. Понятие монополии, её виды и причины возникновения 13
2. ОБЩИЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОНОПОЛИИ 19
2.1. Развитие монополизма в России 19
2.2. Антимонопольная политика, её функции 23
2.3. Проблемы реформирования структуры монополий 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Работа состоит из  1 файл

Антимонополии.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

     РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения, — это три кита «монополизма по-русски», ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО «Газпром» наряду с Единой системой газоснабжения России (т.е. естественно-монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы). В ведении МПС находится как инфраструктура — железные дороги, вокзалы, информационная система, — так и немонопольные виды деятельности — подрядно - строительные и ремонтные организации, предприятия общепита. На балансе министерства находятся целые поселки и города. РАО «ЕЭС России» объединяет и электросети, и электростанции [15].

     Суть  интенсивно обсуждаемых в нашей  стране реформ такова:  предлагается развить конкуренцию в тех  видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута. Так, конкуренция разных фирм за прием канализационных стоков из каждой квартиры многоэтажного дома — явная бессмыслица. Но конкуренция фирм, обеспечивающих профилактику и ремонт водопроводных и канализационных систем в квартире — вероятно единственный путь защиты потребителя от произвола современных ДЭЗ, РЭУ и т.п. Только при наличии конкуренции жильцам не придется неделями ждать вызванного мастера-сантехника.

     Очевидно, однако, что разделение естественно-монопольного и потенциально конкурентных секторов не должно быть форсированным и механистичным. Ведь не только конкуренция, но и производственная интеграция имеет свой потенциал снижения издержек. Повысится ли, например, эффективность энергетической отрасли, если вместо нынешнего РАО «ЕЭС России» создать национальную компанию, распоряжающуюся линиями электропередачи, и множество корпораций, владеющих электростанциями? Ведь даже в странах с очень жесткими правилами антимонопольного регулирования — Японии, США, Германии — основной схемой организации энергетики являются энергосистемы, т.е. сосредоточение в одних руках генерирующих мощностей и передающих сетей.

     Проводя реформирование российских монополистов, следует иметь в виду и их позиции  в международной конкурентной борьбе. Например, РАО «Газпром» — крупнейшая международная корпорация. Его реструктуризация может подорвать позиции России на мировом газовом рынке [5].

     В целом очевидно, что реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и анализом каждой стадии преобразований.

 

      Заключение

 

     Монополия – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (то есть принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

     Основными чертами монополии являются уникальность продукции, непреодолимые барьеры, единственная фирма-гигант и полная информация.

     Сочетание таких обстоятельств создает  для монополиста исключительно  выгодную обстановку и благоприятные  предпосылки для получения сверхприбылей.

     Основными барьерами являются: преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии), легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права) и нечестная конкуренция.

     Главная особенность монополизации российского  рынка состоит в том, что она  сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.

     Монополии устанавливают объем производства на уровне ниже эффективного объема, назначая цену выше предельных издержек, что приводит к безвозвратным потерям для общества. Последствия подобной политики могут быть смягчены посредством разумных действий правительства или, в некоторых случаях, самим монополистом посредством ценовой дискриминации. Насколько распространена проблема монополии?

     В некотором смысле монополия —  весьма обычное явление. Большинство  фирм в той или иной степени  управляют ценой, которую они  устанавливают. Их никто не заставляет назначать рыночную цену на свои товары, потому что они значительно отличаются от продукции других фирм. Mercedes — это не Samara, телевизор Sопу — отнюдь не Rubin. Каждый из этих товаров имеет убывающую кривую спроса, что дает каждому производителю определенную власть над рынком.

     И все же фирмы, обладающие действительно монопольной властью над рынком, встречаются довольно редко. Немногие из товаров являются действительно уникальными. Большинство имеют заменители, которые если и не полностью им идентичны, то весьма близки. Компания Nestle может немного поднять цену на мороженое, но если ее маркетологи «перестараются», объем продаж резко снизится.

     В конце концов, монопольная власть над рынком весьма относительна. Верно, что многие фирмы обладают "некоторой  монопольной властью. Однако не менее справедливо, что их монопольная власть ограниченна. Мы не совершим большой ошибки, считая, что рынки, на которых функционируют такие фирмы, являются конкурентными, даже если это и не совсем так.

     Монополия — единственный поставщик на рынке. Монополии возникают в тех случаях, когда фирме удается овладеть источником ключевого ресурса, заполучить у правительства исключительные права на поставку товара или удовлетворить рыночной спрос с более низкими издержками, чем нескольким фирмам. Так как монополия — единственный поставщик, кривая спроса на ее продукцию — убывающая. Когда монополия увеличивает производство на единицу, это вызывает снижение цены на ее товар, что уменьшает доход от реализации продукции. В результате предельный доход монополии всегда ниже цены ее товара. Подобно конкурентной фирме, фирма-монополия максимизирует прибыль, производя тот объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Затем монополия назначает цену, соответствующую спросу на данный объем продукции. В отличие от конкурентной фирмы монопольная цена превышает предельный доход фирмы, а, следовательно, и ее предельные издержки. Объем производства монополиста, стремящегося к наибольшей прибыли, лежит ниже уровня, максимизирующего сумму потребительского излишка и излишка производителя. То есть, когда монополист назначает цену выше предельных издержек, некоторые потребители, оценивающие товар выше предельных издержек, но ниже установленной монопольной цены, отказываются от его покупки. В результате деятельность монополии ведет к безвозвратным потерям для общества, подобным тем, которые возникают при введении налога.

     Правительство реагирует на проблему монополии  одним из четырех способов: использует антитрестовские законы, направленные на повышение уровня конкуренции в отрасли; регулирует цены, устанавливаемые монополиями; преобразует монополии в государственные предприятия; в случае незначительного, в сравнении с неизбежными несовершенствами политики, фиаско рынка политики могут просто «плыть по течению». Один из методов увеличения монопольной прибыли — назначение разных цен на один и тот же товар в зависимости от готовности различных групп потребителей заплатить за него. Практика ценовой дискриминации ведет к увеличению экономического благосостояния, так как товар приобретут те покупатели, которые в иных условиях отказались бы от его покупки. В особом случае совершенной ценовой дискриминации безвозвратные потери отсутствуют. В более общем случае несовершенной ценовой дискриминации она может привести как к увеличению, так и уменьшению благосостояния в сравнении с установлением единой монопольной цены.

     Можно сказать, что выпуск монополиста  «слишком мал», а цена  его продукции  «слишком высока». Это заставляет общество искать способы регулирования монополии, достижения эффективности на рынке. Итак, нами рассмотрены сущность и положение монополий (в особенности естественных)  на российском рынке, их влияние на российскую экономику, перспективы их реформирования. Современный подход к регулированию естественных монополий, по нашему мнению, должен строиться на положении, согласно которому естественные монополии - составная часть того, что Дж. Гэлбрейт называл "планирующей системой". В современной высокоразвитой экономике в нее входят крупнейшие корпорации. Законы их поведения отличаются от законов функционирования традиционной рыночной системы, играющей в современной экономике подчиненную роль. Рынок сам по себе не в состоянии ни управлять, ни контролировать "планирующую систему". Эти функции могут выполнять только государство и общество в целом. В отношении естественных монополий такой контроль должен касаться издержек, цен и распределения прибыли. Экономическая деятельность монополий, в том числе и естественных, должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций. Именно транснациональные корпорации выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в ней доходов.  Создание и успешное развитие этих компаний требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата, поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях. На сегодняшний день в нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная компания, обладающая неоспоримым весом на европейском континенте - это ОАО  "Газпром".

 

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
   
  1. Российская  Федерация. Законы. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг [Электронный ресурс] : федер. закон: [принят Гос. Думой 23 июня 1999 г.] // «Гарант»: СПС. – Электрон. дан. и прогр. - М., 2006.
  2. Агапова, Т. А, Макроэкономика: Учебник / Т. А. Агапова. – М.: Дело и сервис, 2001. – 448 с.
  3. Баликоев, В. З, Общая экономическая теория : Учебное пособие / В. З. Баликоев. - Новосибирск: Издательская компания «Лада», 2000. - 678 с.
  4. Белоусова, Н. И, Реформирование естественных монополий в России: теоретический аспект. / Н. И. Белоусовой // ЭКО. – 2003. - №. 4. – С. 5-7.
  5. Березин, И, Рыночные механизмы в современной российской экономике / И. Березин // Вопросы экономики. – 2006. - № 11. – С. 17-19.
  6. Булатов, А. С, Экономика: Учебник / А. С. Булатов - 3-е издание, перераб. и доп. - М.: ЮРИСТЪ, 2002. – 896 с.
  7. Булатова А.С., Экономика: Учебник /– М.: Финансы и статистика, 2001. – 439 с.
  8. Видяпин, В. И, Экономическая теория : учебник / В. И. Видяпин, Г. П. Добрынин, Г. П. Журавлева, Л. С. Тарасевич; под. ред. В. И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 714 с.
  9. Городецкий, А, Реформирование естественной монополии /А. Городецкий, К. О. Павленко // Вопросы экономики. – 2003. - №. 7. – С. 10-14.
  10. Ивашковский, С. Н, Микроэкономика: Учебник / С. Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2002. – 490 с.
  11. Иохин, В. Я, Экономическая теория: Учебник / В. Я. Иохин. – М.: Юристъ, 2000. – 861 с.
  12. Камаев, В. Д, Учебник по основам экономической теории: Учебное пособие / В. Д. Камаев. - М.: «Владос», 2004. – 531 с.
  13. Микроэкономика. Теория и российская практика : Учебник / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. Финансовая академия при Правительстве РФ. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 624 с.
  14. Райзберг Б. А. Основы экономики : Учебное пособие / Б. А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 597 с.
  15. Современная экономика / Под ред. Мамедова О. Ю. Ростов-на-Дону. 2003.- с. 56
 
   
  1. Чепурин М. Н. Курс по экономической теории : Учебное пособие / М. Н. Чепурин. –  М.: ИНФРА-М, 2006. – 423 с.
  2. Экономическая теория : Учебник / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, С. П. Гурко и др.; под ред. Н. И. Базылева, С.П.Гурко. 3-е изд. перераб. и доп. - Мн.: БРГУ, 2002. – 611 с.
  3. Экономическая теория : Учебник / под ред. А. И. Добрынина. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Ком», 1999. - 544 с.
  4. Яковлев, С. А, О проведении согласованной антимонопольной политики. / С. Яковлев // ЭКО. – 2006, - № 5. – С. 16-23.
  5. Яковлев, С.А, Макроэкономические сдвиги и развитие конкуренции в российской экономике. / С. Яковлев // ЭКО. – 2005, - № 3. – С. 7-9.

Информация о работе Антимонопольное законодательство: процесс развития в России