Анализ современных методов обучения персонала в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотрение современных методов обучения персонала в России и за рубежом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА…………………………………………………………………...…4
1.1 Определение целей и задач обучения персонала…………………...4
1.2 Этапы и методы обучения персонала……………………………..…7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ…….18
2.1 Анализ современных методов обучения персонала за рубежом……………………………………………………………..18
2.2 Анализ современных методы обучения персонала в России и их недостатки………………………………………………………………………..20
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ..........................................................................25
3.1 Особенности применения зарубежного опыта в России на рабочем месте……………………………………………………………………………....25
3.2 Особенности применения зарубежного опыта в России вне рабочего места………………………………………………………………………….…...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..……...…..37

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa.docx

— 82.21 Кб (Скачать документ)

3.1 Особенности применения  зарубежного опыта в России  на рабочем месте

Обучение на рабочем месте  характеризуется непосредственным взаимодействием с повседневной работой. Оно является более дешевым  и оперативным, облегчает вхождение  в учебный  процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Обучение в стенах организации может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении сотрудников. С другой стороны, цель и порядок обучения в этом случае могут теряться за текущей работой и жесткими временными рамками [4]. 

В основе этой концепции  – становление и развитие работника  как творческой личности, которое  подкрепляется долгосрочными вложениями капитала в кадры с расчетом на их непрерывный профессиональный рост.

В зарубежных фирмах обучению персонала придается огромное значение. Оно является составным элементом  общей системы работы с кадрами, предусматривающей как их подготовку и повышение квалификации, так  и отбор, стимулирование, аттестацию, продвижение. Многие программы обучения осуществляются самими фирмами. Большая  их часть основана на сотрудничестве с учебными заведениями или профессиональными  училищами.

В США в системе повышения  квалификации на производстве существуют жесткие экономические критерии, осуществляется тщательный контроль и  всегда оценивается эффективность  каждой программы (в том числе  и стоимостная). Повышение квалификации имеет две формы – тренинги и развитие работников (то есть его  подготовка к следующей профессии  или должности). О гибкости программ тренинга свидетельствует то, что  каждый год примерно четверть всех курсов устаревает и обновляется. Мотивацией непрерывного обучения в американских компаниях является связь между результатами производственной деятельности каждого работника и предоставлением ему возможности для обучения: ценность сотрудника фирмы определяет количество средств, выделяемых для повышения его квалификации.

Обучение без отрыва от производства осуществляется с конкретной постановкой задачи на рабочем месте (табл. 3.1) [5].

Таблица 3.1

Методы обучения персонала  на рабочем месте

Метод обучения

Характерные особенности  метода

1.Направленное приобретение опыта

Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального  обучения, в котором изложены цели обучения

2.Производственный инструктаж

Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой

3.Смена рабочего места (ротация)

Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической  смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени  создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)

4.Использование работников  в качестве

ассистентов, стажеров

Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего  и качественно иного порядка  задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности


 

Продолжение таблицы 3.1

5.Подготовка

в проектных группах

Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач


 

Большинство современных  методов обучения персонала (таб. 3.2), которые в настоящий момент активно используются в России или только начинают использоваться, впервые появились на Западе, поэтому и для успешной реализации тех или иных методов российские специалисты перенимают опыт западных коллег, адаптируя технологию под российский рынок [17].

Таблица 3.2

Современные методы обучения персонала 

Название

Российские компании:

Западные компании

Модульное обучение

83%

81%

Дистанционное обучение

37%

54%

Наставничество

78%

72%

Рабочие группы

60%

65%

Метафорическая игра

45%

15%

Обучение методом «shadowing»

1%

71%

Обучение методом «secondment»

1%

65%

Обучение методом «buddying»

5%

85%

Обучение действием

56 %

70%


 

Делая вывод по таблице, получаем, что Российским компаниям стоит  применять в большей степени  методы:

    • Обучение методом «shadowing»;
    • Обучение методом «secondment»;
    • Обучение методом «buddying».
      1. Обучение по методу Shadowing

Данный метод активно  применяют 71% английских компаний. Дословный перевод этого термина - "быть тенью". Этот метод можно использовать, если вы хотите переквалифицироваться на другую специальность. Данную форму обучения можно использовать в процессе адаптации новых сотрудников.

Преимущества использования  метода Shadowing:

  • снижается вероятность найма немотивированных сотрудников;
  • улучшается имидж компании, демонстрирующей активную позицию в вопросе развития специалистов;
  • совершенствуются навыки персонала по предоставлению информации в доступном виде;
  • рабочий процесс превращается в «учебную лабораторию». «Наставник» и «тень» вовлечены в рабочий процесс, они — члены одной команды и изучают опыт друг друга;
  • повышается мотивация «ментора» к выполняемой работе (он не захочет выглядеть плохо перед «учеником»);
  • у нового сотрудника возникает ощущение, что о нем заботятся, повышается осознанность своих действий в работе;
  • обучение происходит на основе практики.
      1. Обучение по методу Secondment

Данный метод также  активно используется в английских компаниях. Дословный перевод термина "secondment" - командирование. Такая форма является разновидностью ротации персонала, при которой сотрудника "командируют" на другое место работы, на время, а потом он возвращается к своим прежним обязанностям. Особенно этот метод приветствуют компании с плоской структурой, где ограничены возможности продвижения сотрудников и, как следствие, развитие у них дополнительных навыков.

Преимущества применения метода Secondment

  • личностное развитие сотрудников.
  • укрепление командной работы.
  • улучшение навыков межличностного общения
      1. Обучение методом Buddying

Метод buddying основан на предоставлении информации или объективной и честной обратной связи при выполнении задач в первую очередь, связанных с освоением новых навыков, во вторую очередь связанных с выполнением текущих профессиональных обязанностей.

Преимущества применения метода Buddying

  • возможность получить объективную информацию о своей работе.
  • возможность наметить точки личностного и профессионального роста.
  • возможность создать интерактивное общение, улучшить навыки межличностного взаимодействия.

Недостатки методов обучения на рабочем месте:

  • Участники встречаются только с работниками этой же организации
  • Участники могут неохотно обсуждать некоторые вопросы открыто и честно в среде своих коллег или в присутствии руководителя.

Преимущества методов обучения на рабочем месте:

    • Содержание курсов и время их проведения могут быть приспособлены к потребностям
    • организации.
    • Могут использоваться реальное технологическое оборудование, имеющееся в Вашей организации, а также процедуры и/или методы выполнения работ.
    • Может быть экономически выгодным, если имеются достаточное количество работников с одинаковыми потребностями в обучении, необходимые средства, преподаватели, которые смогут провести обучение на предприятии.
    • Переходить от обучения на учебных примерах к непосредственному выполнению работы легче, если учебный материал непосредственно связан с работой [13].

Таким образом, обучение на рабочем месте является, по сути, единственным экономичным способом развивать и тренировать на практике специфические навыки – управленческие, административные, навыки продаж физического  труда, - необходимые организации. Оно  имеет преимущество реальности условий  и безотлагательности. Работники  работают, учатся и повышают компетентность в одно и то же время, а теория незамедлительно применяется на практике.

 

3.2 Особенности применения  зарубежного опыта в России  вне рабочего места

Обучение персонала вне  рабочего места - это обучение, которое  проводится за пределами самой работы (конкретного рабочего места) и организуется внешними структурами. Методы обучения сотрудников вне рабочего места позволяют преодолеть ряд недостатков обучения на рабочем месте, но они имеют свои недостатки относительно методов  обучения на рабочем месте.

В качестве положительных аспектов этой группы методов можно назвать такие, как:  возможность  обмена информацией о проблемах и способах их решения между сотрудниками различных организаций, при этом готовность к открытому и честному обсуждению проблем в организациях  достаточна высока в силу нейтральной учебной обстановки; отзыв обучающихся от учебных занятий ограничен в силу безвозвратной произведенной оплаты обучения;  возможность  использования  прогрессивного дорогостоящего учебного оборудования, ориентация на перспективные требования к выполнению работы; более высокий уровень организации учебного процесса в силу более высокой квалификации обучающего  персонала (преподавательского состава) вне стен  организации, чем  внутри нее. 

В качестве недостатков этой группы методов обучения следует отнести, прежде всего их дороговизну. Во-вторых, возможность  полного или частичного несовпадения между потребностью в обучении персонала и фактическим содержанием учебного процесса. В-третьих, наличие временного лага между возникновением потребности  в обучении и ее удовлетворением, т.к. время, частота, продолжительность обучения задаются внешними структурами [5].

Методы обучения вне рабочего места – предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки.  Такое обучение, как правило, проводится внешними учебными структурами и вне стен организации в форме лекций деловых и ролевых игр, разбора учебных ситуаций, моделирования производственных процессов, тренингов, кружков качества и т.д. [3].

Обучение вне рабочего места  более эффективно, но связано с  дополнительными финансовыми затратами  и отвлечением работника от его  служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, и работник отрывается от повседневной работы.

Важнейшими методами обучения вне рабочего места являются (таб. 3.3) [4].

 

 

 

Таблица 3.3

Методы обучения персонала  вне рабочего места

Метод обучения

Характерные особенности  метода

1. Чтение лекций

Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических  и методических знаний, практического  опыта

2.Программированные курсы обучения

Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических  знаний

3.Конференции, семинары

Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает  логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных  ситуациях

4. Метод обучения руководящих  кадров, основанный на самостоятельном  решении конкретных задач из  производственной практики

Моделирование организационной  проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить  теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку  информации, конструктивно-критическое  мышление, развитие творчества в процессах  принятия решений

5. Деловые игры

Обучение манере вести  себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения


 

 

 

Продолжение таблицы 3.3

6.Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей

Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели  распределяют между собой роли конкурирующих  между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели  должны принять соответствующие  решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы  и т.д.)

7. Рабочая группа («кружок  качества» и «вместо учебы»)

Молодые специалисты разрабатывают  конкретные решения по проблемам  управления организации, объединившись  в рабочие группы. Разработанные  в рабочих группах предложения  передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и  информирует рабочую группу о  принятии или отклонении ее предложений.


 

Таким образом, основными  методами обучения вне рабочего места  являются: лекции, семинары, практические занятия, деловые игры, тренинги, самообучение.

Недостатки методов обучения на рабочем месте:

    • Вряд ли точно соответствует потребностям организации
    • Доступность и частота обычно установлены внешней организацией
    • Могут возникнуть проблемы при переходе от обучения (на примере учебных ситуаций) к непосредственному выполнению реальной работы.

Преимущества методов обучения на рабочем месте:

    • Участники могут обмениваться информацией, делиться проблемами и опытом их решения с работниками других организаций.
    • Может использоваться дорогостоящее учебное оборудование, которое, возможно, окажется недоступным в стенах Вашей организации.
    • Может быть более экономически выгодным, если вы имеете небольшое количество работников с одинаковыми потребностями в обучении.
    • Квалифицированный обучающий персонал может быть доступен только вне стен организации.
    • В сравнительно безопасной нейтральной обстановке участники могут более охотно обсуждать какие-то вопросы.

Современные методы обучения персонала вне рабочего места, которые в настоящий момент используются, в основном были заимствованы у Западных компаний и адаптированы под Российские.

В Российских компаниях методы обучение вне рабочего места используются достаточно широко, поэтому нет необходимости заимствовать их у западных компаний.

Информация о работе Анализ современных методов обучения персонала в России и за рубежом