Анализ современных методов обучения персонала в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотрение современных методов обучения персонала в России и за рубежом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА…………………………………………………………………...…4
1.1 Определение целей и задач обучения персонала…………………...4
1.2 Этапы и методы обучения персонала……………………………..…7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ…….18
2.1 Анализ современных методов обучения персонала за рубежом……………………………………………………………..18
2.2 Анализ современных методы обучения персонала в России и их недостатки………………………………………………………………………..20
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ..........................................................................25
3.1 Особенности применения зарубежного опыта в России на рабочем месте……………………………………………………………………………....25
3.2 Особенности применения зарубежного опыта в России вне рабочего места………………………………………………………………………….…...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..……...…..37

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa.docx

— 82.21 Кб (Скачать документ)

Обучение на рабочем месте достаточно распространенный, дешевый и доступный вид обучения.

Однако более качественным является обучение вне рабочего места, в учебном  заведении. Этот вид обучения предусматривает  наряду с такими традиционными методами обучения, как лекции и семинары, все более широкое применение активных методов обучения: деловых игр, инсценированных ситуаций, моделирования и др.

Завершающим этапом процесса профессионального обучения является приобретение новых знаний и навыков. При этом для оценки эффективности профессионального обучения крайне важно поставить потребность в развитии персонала, выявленную на первом этапе процесса профессионального обучения, с полученными в результате обучения новыми знаниями и навыками. Обучение считается эффективным, если полученные знания соответствуют тем потребностям, которые были определены на первом этапе.

Однако полученные знания со временем устаревают, поэтому в современных  организациях серьезное внимание уделяется  повышению квалификации, а в необходимых  случаях и переквалификации работников [17].

В современной практике компаниями используются различные методы организации процесса обучения. Их огромное количество:

  1. Модульное обучение

Для эффективной программы  обучения персонала можно использовать модульный подход. Модуль - это отдельная, самостоятельная часть какой-либо системы. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения материала, определены навыки и умения. Они обеспечивают активное участие  учащихся, которые усваивают информацию в действии, и активной работе с  учебным материалом.

Данная форма позволяет  создать программу обучения из отдельных  тематических блоков, направленных на достижение  необходимого результата. Учебный курс, как правило, включает около трех модулей. При этом отдельным  модулем может быть и теоретический  блок, и практические работы, и итоговые проекты.

Модульное обучение широко используется в подготовки менеджеров по продажам, HR-специалистов, управленцев, маркетологов.

Преимуществами данного  метода являются: гибкость, избирательность, а также возможность менять последовательность модулей в зависимости от запроса  слушателей.

  1. Дистанционное обучение

Данная форма обучения предполагает использование телекоммуникационных технологий, которые позволяют обучать  персонал на расстоянии. С помощью  дистанционного обучения учащийся может  самостоятельно организовывать свои занятия, выбирая удобное для этого  время.

Схема дистанционного обучения заключается в следующем: учащийся выбирает интересующую его тему и  проходит предварительное тестирование. По данному тестированию делается вывод  о текущем уровне знаний. Далее  высылается пробный урок, который  необходимо выполнить. После выполнения ряда уроков по одной тематике, учащийся пишет контрольных тест. В зависимости от его результатов высылаются упражнения на повторение темы или задания из новой темы. 

Такая форма требует хорошей  технической оснащенности и грамотной  проработки материалов для обучения и контрольных процедур.

Преимущества дистанционного обучения:

  • В учебный процесс можно вовлечь большое число сотрудников.
  • Обучение осуществляется на рабочем месте.
  • Сотрудники меньше отрываются от своих обязанностей.
  • Возможность выбора удобного времени для обучения.
  • Знания, приобретенные в процессе обучения можно тут же применить на практике в вашей компании.
  1. Наставничество

Наставничество играет существенную роль в развитии персонала компании. В настоящее время система  наставничества используется и применяется  в обучении, как линейных сотрудников, так и менеджеров компаний.

Данный метод существенно  влияет, с одной стороны, на успешность адаптации, тех, кто был принят в  компанию недавно, с другой стороны - развивает управленческие организационные  навыки наставника.

Как правило, за одним наставником  закрепляется один или два подопечных. Задачи, стоящие перед наставником:

  • обучать подопечных основным приемам работы;
  • помогать в освоении производственных процедур;
  • контролировать текущий результат работы;
  • помогать в решении актуальных вопросов.

Преимущества применения наставничества:

  • Процесс адаптации новых сотрудников становится более качественным.
  • Повышается уровень мотивации опытных специалистов.
  • Более качественно оценивается вышестоящим руководителем управленческий потенциал наставника.
  • Обеспечивается профессиональный рост сотрудников.
  1. Обучение действием

В последнее время одним  из перспективных направлений современного менеджмента стало направление  формирования "самообучающихся организаций". Вместе с ним пришла и технология обучения - "аction learning" - "обучение действием". Метод обучения действием позволяет наиболее эффективно решать возникшие организационные проблемы, разрабатывать структуру и динамику организационных изменений.

Технология "аction learning" является одним из самых популярных и эффективных способов обучения менеджеров без отрыва от повседневной работы. Он широко применяется в организациях по всему миру. Длительность одного цикла составляет от 3 до 12 месяцев. Число участников одной группы, как правило, не превышает шести сотрудников. Периодичность встреч может колебаться от трех раз в неделю по два часа, до двухдневных семинаров в выходные дни.

Преимущества обучения действием:

  • Развитие у менеджеров навыков принятия решений.
  • Развитие навыков планирования и постановки целей.
  • Возможность решать производственные задачи.
  • Повышение ответственности менеджерского состава за разработанные действия.
  • Реальная возможность перейти от "слов" к "делу".
  1. Обучение в рабочих группах

В рабочих ситуациях, когда  необходимо найти способы решения производственной ситуации  используется метод формирования рабочих групп. Этот метод широко применяется в Японии и Германии, меньшую популярность он приобрел в США и Европе.

Максимальный состав рабочей  группы должен достигать 9 человек. Участниками  такой группы могут быть специалисты  любого уровня: от линейного сотрудника до менеджера высшего звена. Перед  специалистами ставится определенная задача, которую им нужно решить за конкретный промежуток времени. В  рабочей группе выбирают ответственного, который определяет количество участников, организовывает встречи, составляет протоколы и фиксирует итоговые решения группы. Группа в свою очередь разрабатывает алгоритм действий для эффективного решения поставленной задачи, а также определяет сроки ее реализации.

Отличие от метода "обучение действием" заключается в том, что рабочая группа выносит только свои решения в форме шагов  достижения цели. Предложение, сформулированное участниками, передаются на рассмотрение руководству компании. Руководство  компании может принять во внимание решение группы или отклонить  их предложение.

Преимущества работы в  группах:

  • Развитие самостоятельности сотрудников.
  • Формирование у сотрудников навыка принятия решения.
  • Повышение мотивации сотрудников за счет того, что они осознают степень своего влияния на ситуацию внутри организации.
  1. Метафорическая игра

Это форма организации  активной работы участников, направленная на выработку новых форм деятельности и изменения установок в поведении. Основная задача метафорической игры - найти новый способ решения ситуации.

Уникальность данного  метода заключается в том, что  для решения в деловой ситуации берется метафора. 

Использование такой формы  обучения помогает активизировать творческие способности участников, дает возможность  по-новому взглянуть на ситуацию конкурентной борьбы и изменить сложившиеся стереотипы.

Метафорическую игру можно  использовать и применять для  любой проблемной ситуации. В ее основе могут лежать сказки, притчи, легенды, передающие проблематику отношений  в бизнес-ситуациях.

Преимущества применения метафорической игры:

  • Развитие креативности сотрудников.
  • Снижение тревожности участников по поводу решения той или иной проблемы.
  • Повышение привлекательности тренинга для участников.
  • Побуждение участников самостоятельно найти решение по заданной ситуации [8].
  1. Обучение по методу Shadowing

Данный метод обучения сейчас активно используется на Западе, а именно в Великобритании (его  активно применяют 71% английских компаний). Дословный перевод этого термина - "быть тенью". Использовать такую форму обучения можно для всех уровней персонала

Этот метод можно использовать, если вы хотите переквалифицироваться  на другую специальность.

Данную форму обучения можно использовать в процессе адаптации  новых сотрудников.

Преимущества применения метода Shadowing:

  • Простота и экономичность.
  • Убыстряется процесс адаптации сотрудника к новому виду деятельности.
  • Компания улучшает свой имидж посредством демонстрацию своей активной позиции по развитию персонала.
  • У сотрудника появляется возможность погрузиться в "реальную" обстановку.
  1. Обучение по методу Secondment

Данный метод также  активно используется в английских компаниях. Дословный перевод термина "secondment" - командирование. Такая форма является разновидностью ротации персонала, при которой сотрудника "командируют" на другое место работы, на время, а потом он возвращается к своим прежним обязанностям. Особенно этот метод приветствуют компании с плоской структурой, где ограничены возможности продвижения сотрудников и, как следствие, развитие у них дополнительных навыков.

Временное перемещение сотрудников  может быть как краткосрочным (около 100 часов рабочего времени), так и  более длительным (до года). Secondment - это метод развития персонала, в результате которого сотрудники осваивают новые навыки и приобретают новые знания.

Преимущества применения метода Secondment:

  • Личностное развитие сотрудников.
  • Укрепление командной работы.
  • Улучшение навыков межличностного общения [8].
  1. Обучение методом Коучинг

Коучинг (coaching) - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности в персональной и профессиональной деятельности.

Применяется для решения  широкого круга задач и проблем  в различных областях жизни и  деятельности теми, кто уже многого  достиг и хочет достичь большего. Коучинг - один из инструментов развития творческого мышления.

Целью метода является максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.

Основная процедура коучинга - диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация, и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.

  1. Обучение методом Buddying

Это интересная и достаточно необычная форма обучения, ведь в  переводе с английского слово "buddy" переводится как дружок, приятель. В случае внутрикорпоративного обучения термин "buddying" используется, как партнер.

Суть метода заключается  в том, что за специалистом закрепляется "buddy", партнер. Его задача - предоставлять постоянную обратную связь о действиях и решениях того сотрудника, за кем он закреплен. Иногда бывает очень полезно взглянуть на свои действия и реакции со стороны, "buddy" предоставляет такую возможность.

Метод buddying основан на предоставлении информации или объективной и честной обратной связи при выполнении задач в первую очередь, связанных с освоением новых навыков, во вторую очередь связанных с выполнением текущих профессиональных обязанностей.

От наставничества или  коучинга buddying отличает то, что его участники абсолютно равноправны. В такой форме работы нет "старшего" и "младшего", наставника и подопечного, коуча и "коучуемого", обучающегося и обучаемого.

Обратную связь можно  предоставлять после совещаний, планерок, дискуссий, телефонных переговоров. Конечно, прежде чем приступить к  такому методу необходимо обучить сотрудников  давать объективную обратную связь, делать выводы и грамотно предоставлять  информацию.  Обращаю ваше внимание на то, что такая система требует  постоянного контроля со стороны  службы персонала.

Преимущества применения метода Buddying:

  • Возможность сотруднику получить объективную информацию о своей работе;
  • Возможность сотрудника наметить точки личностного и профессионального
  • роста, а также увидеть недостатки и исправить их;
  • Создать интерактивное общение, улучшить навыки межличностного взаимодействия.

Информация о работе Анализ современных методов обучения персонала в России и за рубежом