Анализ рисков предприятия и направления управления (на примере ОАО «Мегафон»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определить пути управления рисками на предприятиях в РФ.
Поставленная цель предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
-рассмотреть существующее понятие о рисках, причины его возникновения;
-исследовать рыночную деятельность предприятия;
-проанализировать деловую среду предприятия;
-предложить меры по минимизации рисков предприятия;
Объект исследования - компания ОАО «Мегафон»

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления рисками
1.1 Сущность, предмет и объект предпринимательских рисков, факторы их определяющие
1.2 Классификация предпринимательских рисков
1.3 Приемы и методы управления рисками
Глава 2. Анализ рисков предприятия и направления управления (на примере ОАО «Мегафон»)
2.1 Экономическая характеристика предриятия
2.2 Анализ предпринимательских рисков компании
2.3 Пути минимизации рисков предприятия на рынке
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Upravlenie_predprinimatelskim_riskom_na_predpr.docx

— 58.73 Кб (Скачать документ)

 

 

2.3 Пути минимизации рисков предприятия на рынке

 

Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы компании, ухудшая его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты.

Из всего  вышеперечисленного видна актуальность и необходимость наличия на предприятии  эффективной системы управления риском и мониторинга среды.

Любое предприятие, заинтересованное в снижении возможных  потерь, связанных с риском, должно решить для себя несколько проблем:

  • оценить возможные убытки, связанные с рисками;
  • принять решение о том, оставляет ли она у себя определенные риски, т.е. несет ли свою ответственность по ним сами, отказывается от них или передает часть или всю ответственность по ним другим субъектам;
  • по тем рискам или той части рисков, которые она оставит у себя, фирма должна разработать программу управления ими, основной целью которой является снижение возможных потерь.

Решение этих задач возможно на основе разработки специальной программы целевых  мероприятий по управлению риском (далее  ПЦМ) на уровне предприятия. Разработка ПЦМ должна включать две стадии предварительную  и основную.

На предварительной  стадии должно быть ознакомление с  той справочной и текущей конкретной информацией, которая позволяет  принять решение, предшествующее основной стадии разработки ПЦМ, и возможность  приступить к непосредственной разработке программы.

Основная  стадия представляет собой собственно разработку программы управления рисками, внедрение и реализация, которой  будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия. Для обоснованного  принятия решений по управлению рисками, должна иметься всю необходимая для этого информация. Эта информация должна быть, по возможности, сосредоточена в одном источнике. Работа на каждом из этапов должна вестись с использованием справочной информации, связанной с предварительной и основной стадиями разработки ПЦМ.

Эффективность разработки ПЦМ может быть оценена  способом, основанном на сопоставлении  с финансовыми возможностями  фирмы значений максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков  до и после внедрения ПЦМ. Сопоставление  можно проводить на основе расчета  коэффициента финансовых возможностей фирмы по покрытию убытка.

Коэффициенты  финансовых возможностей фирмы по покрытию различных видов убытков фирмы  до внедрения ПЦМ рассчитываются по формулам:

 

КНВеУ =(НВеУ*ФВ)/ФВ, (3.1)

КМВоУ = (МВоУ*ФВ)/ФВ, (3.2)

КОУ = (ОУ*ФВ)/ФВ, (3.3)

 

где НВеУ - наиболее вероятный убыток ;

МВоУ- максимально возможный убыток;

ОУ -ожидаемый убыток;

ФВ - финансовые возможности фирмы  по покрытию убытков.

Рассчитаем  данные коэффициенты для ОАО «Мегафон», если известно что, НВеУ=11,53тыс.руб., МВоУ= 16тыс.руб., ОУ= 6тыс.руб., ФВ= 92тыс.руб.

 

КНВеУ =(11,53*92)/92= 11,53%

КМВоУ = (16*92)/92= 16%

КОУ = (6*92)/92=6%

 

Коэффициенты  финансовых возможностей фирмы по покрытию различных видов убытков фирмы  после внедрения ПЦМ рассчитываются по формулам:

 

К(НВеУ)ПЦМ = (НВеУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ, (3.4)

К(МВоУ)ПЦМ = (МВоУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ, (3.5)

К(ОУ)ГЩМ = (ОУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ, (3.6)

 

где НВеУПЦМ; - наиболее вероятный убыток после внедрения ПЦМ; МВоУПЦМ - максимально возможный убыток после внедрения ПЦМ;

ОУПЦМ - ожидаемый убыток после  внедрения ПЦМ;

РПЦМ - расходы по разработке и внедрению  ПЦМ.

Заметим, что в числителе формул (3.4), (3.5) и (3.6) при определении эффективности  ПЦМ дополнительно учитываются  расходы по ее разработке и внедрению.

Рассчитаем  выше перечисленные показатели для  исследуемого предприятия, при условии  что, НВеУПЦМ = 11,53 тыс.руб., МВоУПЦМ = 16тыс.руб., ОУПЦМ = 6тыс.руб., РПЦМ= 3.4 тыс.руб.,ФВ = 92 тыс.руб.

 

К(НВеУ)ПЦМ=(11.53+3.4*92)/92= 3,525%

К(МВоУ)ПЦМ=(16+3.4*92)/92=3,574%

К(ОУ)ПЦМ=(6+3.4*92)/92=3,465%

 

Если  значение коэффициента отрицательное  или равно нулю, то это означает, что у фирмы есть финансовые возможности  по покрытию соответствующего вида убытка. Если же значение коэффициента больше нуля, то это говорит о том;. что  фирма испытывает трудности по его  покрытию.

Сравнение и анализ полученных значений коэффициентов  для ситуации до и после внедрения  ПЦМ дают возможность косвенно оценить  эффективность и целесообразность разработки и внедрения ПЦМ. Чем больше эти коэффициенты различаются между собой, тем выше эффективность внедрения ПЦМ.

Рассматривая  систему управления рисками, используемую на предприятии ОАО «Мегафон» следует выделить такие методы снижения степени риска как методы уклонения, диссипации и самострахование.

Метод уклонения  от рисков в основном используется: отказ от ненадежных партнеров, отказ  от рискованных проектов, страхование  хозяйственных рисков. Применение методов  диссипации характерно тем, что данное предприятие распределяет общий  риск путем объединения с другими  участниками, заинтересованными в  успехе общего дела.

Следующим методом диссипации риска, применяемым  на исследуемом предприятии являются различные варианты диверсификации.

Можно также  отметить, что на данном предприятии  используется диверсификация поставок, т.е. взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость  предприятия от его «окружения», от ненадежности отдельных поставщиков.

Помимо  методов диссипации риска и диверсификации рассматриваемое предприятие использует такой метод снижения степени  риска как самострахование. На предприятии  создан резервный фонд, он формируется  за счет отчислений из прибыли, оставшихся в распоряжении предприятия после  уплаты налогов к других обязательных платежей.

Еще один способ снижения рисков на предприятии  является страхование. Компания «Мегафон»  в своей деятельности применяет  такие виды страхования как имущественное, страхование ответственности. Имущественное  страхование - отрасль страхования, в которой объектом страховых  отношений выступает имущество  в различных его видах (строения, оборудование, транспортные средства, продукция).

Кроме вышеперечисленных  методов в компании используется один из приемов компенсации риска - «мониторинг социально-экономической  и нормативно-правовой среды.

Анализируя  используемую в данной организации  систему управления рисками в  целом, можно сказать, что хотя некоторые  приемы снижения риска на предприятии  используются довольно успешно, сама система  не является полной. Так как предприятие  полностью незащищено от таких видов  рисков как имущественные риски, инфляционные риски, риски изменения  конъюнктуры рынка, недостаточно снижены  риски неисполнения договоров и  т.д. Причинами такого положения  является отсутствие страховой культуры, опыта и специалистов по управлению рисками, нестабильность экономической  и политической ситуации, что приводит к отсутствию интереса к страхованию  рисков.

 

Заключение

 

Исследования, проведенные в данной курсовой работе, позволяют сделать следующие выводы:

Риск - это  всепроникающий феномен, то, что присуще  всем рыночным субъектам.

Риск  присутствует на всех этапах деятельности хозяйственных субъектов вне  зависимости от сферы их функционирования;

Предпринимательства без риска не бывает. Поэтому предпринимателям необходимо научится оценивать степень риска своей деятельности и не бояться начинать свое дело, так как это необходимо для успешного функционирования экономики.

Полное  устранение риска невозможно в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера (например, отсутствие полной информации, постоянное развитие как непосредственно  конкретного рынка, так и более  того, несмотря на значительный потенциал  потерь, который несет в себе риск, он является источником возможной прибыли).

Многообразие  рисков в предпринимательской деятельности обусловило необходимость их классификации. В современной теории их классифицируют по следующим основным признакам: связь  с предпринимательской деятельностью, уровень возникновения, сфера происхождения, причины возникновения и другие.

Все эти  признаки позволяют правильно идентифицировать конкретный риск. Поэтому с этой точки зрения классификация рисков представляет практический интерес  для организации.

На основе теоретических материалов, анализа  основных показателей производственно-экономической  деятельности был проведен анализ характера  рисков в работе Компании ОАО «Мегафон». Рассмотрены основные риски компании и способы их минимизации. Результаты анализа показали, что для Компании ОАО «Мегафон» основные методами минимизации действия рисков на исследуемом предприятии являются: диверсификация, страхование имущества, самострахование и такой прием компенсации риска как мониторинг конкурентной, социально-экономической и нормативно-правовой среды.

Мы рассчитали коэффициенты финансовых возможностей фирмы по покрытию различных видов  убытков до внедрения программы  целевых мероприятий по управлению риском и после. Коэффициент ожидаемых убытков после внедрения составил 3,5%, что почти вдвое меньше чем при отсутствии ПЦМ (около 6%).

В нашем  случае при непредвиденных расходах компания будет испытывать трудности  с их погашением. Что говорит о  целесообразности введения ПЦМ по управлению рисками.

Поэтому на основании проведенного выше анализа  возникновения рисков и способности  управлять ими компанией «Мегафон»  хочется отметить, что введение группы специалистов по управлению рисками  в организационную структуру  предприятия является экономически обоснованным и эффективным в  масштабе деятельности всей компанией.

 

Список использованной литературы

 

  1. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2004, 25 с.
  2. Васильева Л.С. Финансовый анализ: учебник/ Л.С. Васильева, М.В. Петровская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент - М.: Гардарики, 2006. 354 с.
  4. Вяткин В., Хэмптон Дж., Казак А. Принятие финансовых решений в управлении бизнесом. М. -2000
  5. Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. Маркетинг. Менеджмент. Право: Учеб. пособие. - М.: ЭКМОС, 2007. 356c.
  6. Дубров A.M. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. -М.: Дело, 2001.
  7. Кадинская О.А. Управление финансовыми рисками, М. -2000.
  8. Клейнер Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде, риски, стратегии, безопасность. - М.: Перспектива, 2001. 288 c.
  9. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. /Пер. с англ. Под ред. О.Я. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Контуревского. - СПб.: Питер, 2005. 465 с.
  10. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. - М.: Инфра-М, 2004.
  11. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе: Учебное пособие / под ред. Лагоши Б.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.
  12. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория. Маркетинг. Право. Учеб. Пособие. /Под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2006.
  13. Стоянова Е.С Финансовый менеджмент. Российская практика. М.:Перспектива, 2005.
  14. Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента. - М.: Дело, 2003.
  15. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. - М: 2007. 238 с.
  16. Хохлов Н.В. Управление риском. М. -2003. 239 с.
  17. Черкасов В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности. К. -2002.
  18. Чернова Г.В. Практика управления рисками на уровне предприятия. СПб, -2000.
  19. Федеральный закона от 07 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи».
  20. Финансовый анализ деятельности фирмы. -М.:Крокус Интернешнл,2005.
  21. Шахов В.В. Страхование. М. -2000
  22. Электронный информационно-аналитический журнал «Современные телекоммуникации России»
  23. www.cbr.ru
  24. www.gks.ru
  25. www.sotovik.ru
  26. www.megafon.ru



Информация о работе Анализ рисков предприятия и направления управления (на примере ОАО «Мегафон»)