Анализ рисков предприятия и направления управления (на примере ОАО «Мегафон»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определить пути управления рисками на предприятиях в РФ.
Поставленная цель предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
-рассмотреть существующее понятие о рисках, причины его возникновения;
-исследовать рыночную деятельность предприятия;
-проанализировать деловую среду предприятия;
-предложить меры по минимизации рисков предприятия;
Объект исследования - компания ОАО «Мегафон»

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления рисками
1.1 Сущность, предмет и объект предпринимательских рисков, факторы их определяющие
1.2 Классификация предпринимательских рисков
1.3 Приемы и методы управления рисками
Глава 2. Анализ рисков предприятия и направления управления (на примере ОАО «Мегафон»)
2.1 Экономическая характеристика предриятия
2.2 Анализ предпринимательских рисков компании
2.3 Пути минимизации рисков предприятия на рынке
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Upravlenie_predprinimatelskim_riskom_na_predpr.docx

— 58.73 Кб (Скачать документ)

Финансовые риски подразделяются на два вида рисков: риски, связанные  с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением  капитала (инвестиционные риски).

К рискам, связанным с покупательной  способностью денег, относятся следующие  разновидности рисков: инфляционные и дефляционные риски, валютные риски  и риски ликвидности.

Инфляционный риск – это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки  зрения реальной покупательной способности  быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери.

Дефляционный риск – это риск того, что при росте дефляции происходят падение уровня цен, ухудшение экономических  условий предпринимательства и  снижение доходов.

Валютные риски представляют собой  опасность валютных потерь, связанных  с изменением курса одной иностранной  валюты по отношению к другой, при  проведении внешнеэкономических, кредитных  и других валютных операций.

Риски ликвидности – это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или  других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.

Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности рискк прямых финансовых потерь.

Риск упущенной выгоды – это  риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (страхование, хеджирование, инвестирование и т.п.).

Риск снижения доходности может  возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам  и кредитам.

Портфельные инвестиции связаны с  формированием инвестиционного  портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов.

Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски.

К процентным рискам относится опасность  потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами, в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным  кредитам. К процентным рискам также  относятся риски потерь, которые  могут понести инвесторы в  связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке  по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам.

Рост рыночной ставки процента ведет  к понижению курсовой стоимости  ценных бумаг, особенно облигаций с  фиксированным процентом. При повышении  процента может начаться также массовый сброс ценных бумаг, эмитированных  под более низкие фиксированные  проценты и по условиям выпуска, досрочно принимаемых обратно эмитентом. Процентный риск несет инвестор, вложивший  средства в среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом  при текущем повышении среднерыночного  процента в сравнении с фиксированным  уровнем. Иными словами, инвестор мог бы получить прирост доходов за счет повышения процента, но не может высвободить свои средства, вложенные на указанных выше условиях.

Процентный риск несет эмитент, выпускающий в обращение среднесрочные  и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным  процентом при текущем понижении  среднерыночного процента в сравнении  с фиксированным уровнем. Иначе  говоря, эмитент мог бы привлекать средства под более низкий процент.

Этот вид риска при быстром  росте процентных ставок в условиях инфляции имеет значение для краткосрочных  ценных бумаг.

Кредитный риск – опасность неуплаты заемщиком основного долга и  процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится  также риск такого события, при котором  эмитент, выпустивший долговые обязательства, окажется не в состоянии выплачивать  проценты по ним или основную сумму  долга.

Кредитный риск может быть также  разновидностью рисков прямых финансовых потерь.

Риски прямых финансовых потерь включают следующие разновидности: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства, а также кредитный риск.

Биржевые риски представляют собой  опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа  по коммерческим сделкам, риск неплатежа  комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.

Селективные риски – это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для  инвестирования в сравнении с  другими видами при формировании инвестиционного портфеля.

Риск  банкротства представляет собой  опасность в результате неправильного  выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.

1.3 Приемы и методы управления  рисками

 

Методы  управления рисками весьма разнообразны. Средствами разрешения рисков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени.

Избежание риска означает простое уклонение  от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора  зачастую означает отказ от прибыли.

Удержание риска - это оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее  уверен, что он может за счет собственных  средств покрыть возможную потерю венчурного капитала.

Передача  риска означает, что инвестор предает  ответственность за риск кому-то другому, например страховой компании.

Для снижения степени риска применяются различные  приемы. Наиболее распространенными  являются:

  • диверсификация;
  • приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
  • лимитирование;
  • самострахование;
  • страхование;

Диверсификация  представляет собой процесс распределения  инвестируемых средств между  различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны  между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов.

Диверсификация  позволяет избежать части риска  при распределении капитала между  разнообразными видами деятельности.

Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и  т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд и прочих операциях.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании.

Сущность  страхования выражается в том, что  инвестор готов отказаться от части  доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени  риска до нуля.

При выборе конкретного средства разрешения риска предприятие должно исходить из следующих принципов:

  • нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
  • нельзя рисковать многим ради малого;
  • следует предугадывать последствия риска.

Применение  на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально  возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его  с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и  затем сопоставить весь возможный  убыток с общим объемом собственных  финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно, определить, не приведет ли данный риск к банкротству  предприятия.

Применение  на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально  возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его  с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и  затем сопоставить весь возможный  убыток с общим объемом собственных  финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно, определить, не приведет ли данный риск к банкротству  предприятия.

В таблице 1 представлены способы уменьшения негативных последствий от различных  видов риска, с которыми может  столкнуться предприниматель.

 

Таблица 1

Различные виды риска, которые целесообразно  страховать с помощью страховых  компаний

Вид риска

Способ уменьшения негативных последствий

Пожар и другое стихийные бедствия

Страхование сумм вероятных убытков

Автомобильные аварии

Страхование автомобиля

Риск уничтожения или порчи  груза при транспортировке

Страхование стоимости груза (морская, авиационная и другое виды транспортной страховки)

Риск от небрежности работников фирмы

Страхование стоимости возможных  убытков от небрежно сти работников

Риск от вероятной нечестности  служащих, что может нанести материальный и моральный ущерб фирме

Приобретение в страховой компании бондов «честности»

Риск невыполнения обязательств одним  из работников или группой работников, от чего зависит выполнение всего  проекта

Приобретение бондов «гарантии»

Риск приостановки деловой активности фирмы (разные причины)

Страхование суммы возможных потерь за весь период остановки бизнеса

Риск от возможной смерти или заболевания  руководителя, ведущего работника фирмы, от интеллектуальной или другой квалифицированной  деятельности которых зависит успех  фирмы

Страхование на сумму возможных убытков. Это особенно важно в наиболее ответственный период

Риск в связи с возможным  заболеванием, смертью или несчастным случаем с работником.

Страхование в страховых компаниях


 

Завершающим этапом в анализе средств снижения риска является формулировка общего плана управления риском проекта. Этот план должен включать: результаты идентификации  всех областей риска проекта, перечень основных идентификаторов риска  в каждой области; результаты рейтинговой  оценки индикаторов риска, отражающих их значимость для достижения целей  проекта; результаты статистического  анализа риска, анализа чувствительности и глобального анализа риска  принятия проекта; рекомендуемые стратегии  снижения риска в каждой сфере  деятельности, связанной с реализацией  проекта; перечень процедур, обеспечивающих мониторинг рисков предпринимательского проекта.

 

Глава 2. Анализ рисков предприятия  и направления управления (на примере ОАО «Мегафон»)

 

2.1 Экономическая характеристика  предприятия

 

«МегаФон» - одна из наиболее динамично развивающихся  сетей мобильной связи. Эта компания строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости.

ОАО «МегаФон»  предлагает потребителям услуги сотовой  радиотелефонной связи. Основной услугой  является передача голоса и услуги междугородной и международной  связи. Также ОАО «МегаФон» предлагает широкий спектр дополнительных услуг, основанных на самых передовых телекоммуникационных технологиях. Наиболее доходными из дополнительных услуг являются обмен  короткими сообщениями (SMS), информационно-справочные и развлекательные услуги, предоставляемые как по голосовым каналам, так и с использованием технологий передачи данных. Таким образом, ОАО «МегаФон» имеет стабильный источник дополнительных доходов

ОАО «МегаФон», ранее носившее название ЗАО «Северо-Западный GSM», существует более 10 лет с даты его государственной регистрации и создано на неопределенный срок. Услуги сотовой связи общество начало предоставлять в 1995 году в Северо-западном регионе Российской Федерации.

В августе 2001 года ОАО «Телекоминвест», Telia (Швеция), Sonera Holding В.У. (Нидерланды) и ООО «ЦТ-Мобайл» заключили соглашение об объединении компаний ЗАО «Северо-Западный GSM», ЗАО «Соник Дуо» и восьми других региональных сотовых операторов связи для создания национального сотового оператора под единой торговой маркой «МегаФон». Такое объединение было произведено в форме приобретения компанией ЗАО «Северо-Западный GSM» компаний указанных в таблице 2.1.

 

Таблица 2

Компании, входящие в холдинг ОАО «Мегафон»

Компания

Доля, %

Время начала предоставления услуг связи

ЗАО « Сонник Дуо»

100%

Ноябрь 2001 года

ОАО «МСС-Поволжье»

100%

Август 1999 года

ЗАО «Мобиком- Киров»

100%

Февраль 2001года

ЗАО «Мобиком- Центр»

100%

Декабрь 2002 года

ЗАО «Волжский GSM»

80%

Декабрь 1999 года

ЗАО «Уральский Джи ЭсЭм»

80%

Июнь 2002 года

ЗАО «Мобиком- Кавказ»

75%

Январь 2001 года

ЗАО «Мобиком –Новосибирск»

51%

Декабрь 2003 года

ЗАО «Мобиком- Хабаровск»

51%

Март 2004 года


 

Объединение компаний было завершено в марте 2002 года. В июле 2002 года ЗАО «Северо-Западный GSM» было переименовано в «МегаФон» и перерегистрировано как открытое акционерное общество. В течение 2002года и начала 2003 года доля во всех дочерних региональных сотовых операторах была доведена до 100%. Виды продукции (работ, услуг) обеспечившие не менее чем 10 процентов объема реализации (выручки) эмитента за отчетный период. Объем реализованных услуг представлен в таблице 2.6.

 

Таблица 3

Объем реализованных  услуг.

Наименование показателя

2005 г.

2006 г.

Объем выручки от оказания услуг, тыс. руб.

15 225 203

24 929 291

В том числе объем выручки от

реализации эфирного времени,

тыс. руб.

 

10 698 258

70,3%

 

18 222 526 73


 

 

Исходя  из табличных данных видно, что объем выручки от оказания услуг в 2006 г. вырос и составил 24 929 291 тыс. руб., в 2005г. он составлял 15 225 203 тыс. руб. В том числе объем выручки от реализации эфирного времени составил в 2006 г.- 18222526 тыс. руб., а в 2005- 10 698 258 тыс. руб.

Доля  от общего объема выручки в2006 г. увеличилась  по сравнению с 2005 г.

К факторам, которые могут негативно повлиять на сбыт ОАО «МегаФон» своих услуг, можно отнести:

  • ухудшение экономической ситуации и, как результат, снижение доходов населения;
  • снижение цен на услуги мобильной связи с увеличением интенсивности конкуренции вследствие появления на рынке новых игроков;
  • поздний выход на новые региональные рынки, когда основная часть платежеспособных клиентов уже является абонентами конкурентов Эмитента.

Для снижения рисков ухудшения сбыта вследствие описанных выше факторов ОАО «МегаФон»  необходимо разрабатывать, и внедрять специальные программы лояльности для удержания абонентской базы, продолжать строить сильную торговую марку, разрабатывать эффективную  маркетинговую политику.

 

2.2 Анализ предпринимательских  рисков компании

 

Как и  в работе любого предприятия, в работе ОАО «Мегафон» присутствуют риски. Одни из них могут быть прогнозируемыми, другие частично непрогнозируемыми, но все они в той или иной мере оказывают влияние на работу предприятия. Для данного предприятия характерна подверженность следующим видам  риска.

Информация о работе Анализ рисков предприятия и направления управления (на примере ОАО «Мегафон»)