Анализ рисков предприятия и направления управления (на примере ОАО «Мегафон»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определить пути управления рисками на предприятиях в РФ.
Поставленная цель предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
-рассмотреть существующее понятие о рисках, причины его возникновения;
-исследовать рыночную деятельность предприятия;
-проанализировать деловую среду предприятия;
-предложить меры по минимизации рисков предприятия;
Объект исследования - компания ОАО «Мегафон»

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления рисками
1.1 Сущность, предмет и объект предпринимательских рисков, факторы их определяющие
1.2 Классификация предпринимательских рисков
1.3 Приемы и методы управления рисками
Глава 2. Анализ рисков предприятия и направления управления (на примере ОАО «Мегафон»)
2.1 Экономическая характеристика предриятия
2.2 Анализ предпринимательских рисков компании
2.3 Пути минимизации рисков предприятия на рынке
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Upravlenie_predprinimatelskim_riskom_na_predpr.docx

— 58.73 Кб (Скачать документ)

Риск конкуренции

Российский  рынок мобильной связи характеризуется  высокой концентрацией. По данным компании АС&М Consulting на 31 декабря 2006 г. число пользователей сотовой связи достигло 152 млн., увеличившись на 2.7 млн. с ноября 2006 г. и на 25.9 млн. с декабря 2005 г. Три ведущих оператора мобильной связи - ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МегаФон» совместно обслуживают 85,9% общего количества абонентов в стране. На 31 декабря 2006 г. доля МТС на совокупном российском рынке составляет 33,7%, доля ВымпелКома - 31,7% и доля МегаФона - 19,5%. Оставшиеся 15,1% делят между собой различные региональные операторы

В каждом из восьми российских макро-регионов Общество конкурирует, по меньшей мере, с двумя  операторами мобильной связи. Конкуренция  ведется, во-первых, в области тарифов  и, во-вторых, в области сетевого покрытия и его качества, качества обслуживания клиентов, цен на услуги роуминга и ассортимента предлагаемых дополнительных услуг.

Поэтому возникает риск снижения объема реализации в результате падения спроса на бренд (риск невостребованности). На возможность  возникновения такого риска влияют внешнеэкономическая ситуация, информационная база, научно-технический уровень.

Риск  потери качества товара, т.е. связи, а  именно на стадии развития качества связи, что приводит к снижению цены на него. К причинам такого риска можно  отнести некачественную установку  вышек.

Риск  повышение издержек обращения в  сравнении с намеченными в  результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин отчислений, что приводит к  снижению прибыли фирмы.

Риски, связанные  с неисполнением хозяйственных  договоров. Причиной неисполнения хозяйственных  договоров часто является неплатежеспособность партнеров.

Среди таковых: рисков в деятельности компании можно  отметить риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров  может возникнуть в случае необходимости  изменения предварительных условий контракта, а также при недобросовестности партнера. Такой риск имеет место из-за вероятности «переключения» партнера на конкурирующие фирмы. Билайн, МТС которые могут предложить лучшие условия сделки.

Так как  производственно-хозяйственная деятельность Компании Мегафон непосредственно  связана с компьютеризацией и  автоматизацией, то это обстоятельство приводит к возможности потерь в  результате сбоя компьютерной системы, сбоя вычислительной техники.

Отраслевые риски

В последние  несколько лет отрасль сотовой  связи является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. Ухудшения ситуации в данной отрасли в России в  обозримом будущем не предвидится. Если в конце 2004 года общее число  абонентов составляло 74,35 миллиона, то на конец 3 квартала 2006 года, общее  количество достигло 147 миллионов (по данным консалтингового агентства ACM-Consulting). Это обеспечило России первое место в Восточной Европе по показателю «абсолютное число абонентов сотовой связи».

Надо  отметить, что влияние этого фактора  на деятельность эмитента снижается  за счет того, что ОАО «МегаФон»  является одним из трех крупнейших операторов сотовой связи на российском рынке и постепенно увеличивает  свою долю рынка. Предполагаемые действия эмитента в случае усиления конкуренции: наращивание абонентской базы путем  применения конкурентоспособных тарифов, своевременного расширения сетей, развития телекоммуникационной инфраструктуры и внедрения новых видов услуг.

Построение  телекоммуникационной сети ОАО «МегаФон»  подвержено рискам и неопределенности, которые могут замедлить начало предоставления услуг на некоторых  территориях и увеличить стоимость  строительства необходимой инфраструктуры. К числу таких рисков, относятся  правила, регулирующие применение телекоммуникационного  оборудования в сетях связи общего пользования и ввод в эксплуатацию новых объектов. В частности, все виды оборудования подлежат обязательной государственной сертификации.

Риски, связанные  с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые эмитентом  в своей деятельности (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и  их влияние на деятельность эмитента и исполнение обязательств по ценным бумагам.

Для расширения сетей и развития телекоммуникационной инфраструктуры эмитент осуществляет закупки специального дорогостоящего, в основном импортного оборудования. В связи с этим существуют риски, связанные с (а) возможной девальвацией рубля по отношению к Евро и  Доллару США и (б) возможным повышением цен на оборудование и услуги, используемые эмитентом в своей деятельности, может оказать негативное влияние  на его финансовые показатели, так  как приведет к росту расходов и как следствие - к уменьшению прибыли

Высокий уровень конкуренции приводит к  необходимости снижения тарифов  на услуги эмитента с целью обеспечения  конкурентоспособности его услуг на рынке. Снижение тарифов, наряду с вложением инвестиции в развитие телекоммуникационной инфраструктуры и сокращением темпов роста абонентской базы, может привести к снижению рентабельности бизнеса.

Будущая выручка от абонентов не является в достаточной степени предсказуемой. ОАО «МегаФон» стремиться к тому, чтобы контрактные абоненты заключали  договоры на обслуживание. Однако многие из договоров на обслуживание могут  быть расторгнуты абонентами за короткое время без существенных штрафных санкций. Уровень оттока абонентов  у ОАО «МегаФон», который представляет число абонентов, отключившихся  от его сети в течение определенного  периода, в процентном отношении  от числа абонентов в периоде  подвержен колебаниям, которые трудно прогнозировать. По итогам трех кварталов 2006 года уровень оттока составил 34%. Рост уровня оттока абонентов обусловлен в основном высокими темпами роста абонентской базы и значительным усилением конкуренции на рынке, а также введением более жесткой системы подсчета абонентов. Существенную долю клиентов ОАО «МегаФон» составляют абоненты, которые пользуются мобильной связью в первый раз. Лояльность новых абонентов в условиях высокой конкуренции является низкой, новые абоненты мигрируют между тарифными планами и операторами чаще, чем уже устоявшиеся пользователи услуг мобильной связи. Миграция наших абонентов между тарифными планами технически регистрируется как отток, хотя абоненты остаются у ОАО «МегаФон», тем самым это отражается на общем увеличении уровня оттока в указанные периоды. Поскольку ОАО «МегаФон» планирует расходы на основе своих прогнозов будущей выручки, существенные неточности в прогнозировании выручки могут отрицательно сказаться на результатах его хозяйственной деятельности.

Финансовые риски

Высокая инфляция отражается на курсе рубля  по отношению к доллару и евро и может привести к увеличению ряда расходов компании, выраженных в  этих валютах. Такие расходы включают оплату труда и арендную плату, которые  существенно зависят от общего повышения  уровня цен в России. В ситуации жесткой конкуренции ОАО «МегаФон»  не сможет поднять тарифы по своим  услугам до уровня, обеспечивающего  текущую норму операционной прибыли. Соответственно, высокий уровень  инфляции в России по отношению к  девальвации рубля, может увеличить  расходы компании и снизить операционную прибыль.

С целью  минимизации данного риска ОАО  «МегаФон» в большинстве случаев  устанавливает тарифы на свои услуги в зависимости от изменения курса  рубля по отношению к доллару  США.

Риски, связанные с изменением процентных ставок

Телекоммуникационная  отрасль относится к числу  капиталоемких отраслей народного  хозяйства. Чтобы продолжать свое развитие, ОАО «Мегафон» необходимо производить  существенные капитальные вложения, строить и развивать свои телекоммуникационные сети. Сохранение и укрепление позиций ОАО «МегаФон» на телекоммуникационном рынке потребует значительных дополнительных инвестиционных расходов. Чтобы удовлетворить свои инвестиционные потребности, ОАО «МегаФон» требуется привлечение дополнительного финансирования. Рост процентных ставок на рынке может привести к тому, что ОАО «МегаФон» будет вынужден привлекать более дорогие средства для финансирования своей инвестиционной программы и текущей деятельности.

Если  Компания не сможет получить достаточных  средств на коммерчески выгодных условиях, она, возможно, будет вынуждена  существенно сократить расходы  на развитие своих телекоммуникационных сетей, что может отрицательно повлиять на ее долю рынка и операционные результаты.

В тоже время  увеличение процентных ставок снизит стоимость обслуживания в реальном выражении уже существующих займов, ставки по которым фиксированы.

Таким образом, влияние изменения процентных ставок на деятельность ОАО «МегаФон» весьма существенно.

Риски, связанные с условиями  кредитных договоров:

Инфляционный риск

Состояние российской экономики характеризуется  высокими темпами инфляции. После кризиса 1998 года уровень инфляции постоянно снижался и достиг 10% в 2006 году и прогнозируется дальнейшее снижение инфляции. Начиная с 2002 года кумулятивный индекс потребительских цен за три года не превышает 100%. Тем не менее уровень инфляции напрямую зависит от политической и экономической ситуации в стране. В случае увеличения темпов инфляции снижается реальная стоимость процентных выплат по обязательствам в национальной валюте, что является благоприятным фактором для ОАО «МегаФон».

Риски связанные с изменением курса  обмена иностранных валют.

На сегодняшний  день все тарифы эмитента по оказываемым  услугам переведены на рубли и  не привязаны к курсу доллара  США.

Разнонаправленное изменение курса доллара и  евро, а именно рост курса обмена евро относительно доллара США и  рубля приведет к удорожанию оборудования для строительства сетей, поставляемого  из Европы, таким образом, возможно существенное увеличение расходов эмитента, связанных с продолжением инвестиционной деятельности и капитальным строительством.

Для снижения валютных рисков эмитент планирует  формировать специальный фонд (в  виде валютных депозитов) для выплаты  валютных обязательств Эмитента, увеличить  оборачиваемость активов, номинированных в рублях, что обеспечит рост рублевых доходов и снижение оборотных  средств.

Правовые риски

Основные  правовые риски в настоящее время  связаны с неопределенностью  особенностей правового регулирования  отдельных видов услуг и условий  хозяйственной деятельности отрасли  связи со вступлением в силу с 01 января 2004 года Федерального закона от 07 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи». В  связи с принятием данного  закона принято около 30 нормативные  правовых актов, регулирующих различные  сферы деятельности в сфере оказания услуг связи. Однако некоторые положения  данных нормативных правовых актов  не применяются в связи с тем, что они содержат бланкетные нормы, а нормативные правовые акты, к  которым содержаться отсылки, не разработаны и не приняты.

Риски, связанные с изменением налогового законодательства

Как и  любой иной субъект хозяйственной  деятельности ОАО «МегаФон» является участником налоговых отношений. В  настоящее время в Российской Федерации действует Налоговый  кодекс и ряд законов, регулирующих различные налоги, установленные  федеральными и региональными органами. Применяемые налоги включают в себя, в частности, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на рекламу, налог на имущество, акцизы, единый социальный налог и прочие отчисления. Соответствующие нормативные акты нередко содержат нечеткие формулировки, либо отсутствуют вообще при минимальной базе. Кроме того, различные государственные министерства и ведомства, равно как и их представители, зачастую расходятся во мнениях относительно правовой интерпретации тех или иных вопросов, что создает неопределенность и определенные противоречия.

Подготовка  и предоставление налоговой отчетности вместе с другими компонентами системы  регулирования находятся в ведении и под контролем различных органов, имеющих законодательно закрепленное право налагать существенные штрафы, санкции и пени. Вследствие этого налоговые риски в России существенно превышают риски, характерные для стран с более развитой фискальной системой.

Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин

Поскольку большая часть приобретаемого оборудования для оказания услуг связи импортируется  либо изготавливается из комплектующих  иностранного производства, изменение  правил таможенного контроля и пошлин может нести для ОАО «МегаФон»  определенные риски, связанные с  удорожанием приобретаемых основных средств, а так же увеличением  времени прохождения таможенных процедур.

Вступление  в силу с 01.01.2004 года нового Таможенного  кодекса уменьшило риски ОАО  «МегаФон», связанные с таможенным оформлением и таможенным контролем.

Иные риски, связанные с деятельностью  Компании « Мегафон».

Усиление  конкуренции и неоднородная абонентская  база приводят к падению среднемесячной выручки от реализации услуг из расчета  на абонента, что может негативно  отразиться на общих финансовых результатах  деятельности ОАО «МегаФон». На фоне постоянного увеличения абонентской базы и роста доходов по мере расширения операций компании объем среднемесячной выручки от реализации услуг из расчета на абонента снижается. Компания ожидает дальнейшего падения этого показателя в результате снижения тарифов и увеличения доли массовых абонентов в рамках общей абонентской базы.

Способность ОАО «МегаФон» предоставлять  коммерчески привлекательные услуги во многом зависит от способности  ОАО «МегаФон» заключить договоры с другими региональными, федеральными и международными телекоммуникационными  операторами на приемлемых для ОАО  «МегаФон» условиях.

Сложности или задержки в обеспечении рентабельного  присоединения к другим сетям могут снизить возможности в оказании услуг, что выразится в потере абонентов, увеличении затрат и снижении доходов. Хотя российское законодательство устанавливает, что операторы сетей связи общего пользования не в праве отказать в предоставлении присоединения или дискриминировать одного оператора по сравнению с другим, Компания считает, что на практике некоторые операторы сетей общего пользования пытаются препятствовать работе операторов сотовой связи, задерживая рассмотрение заявок о присоединении и применяя разные ставки платы за присоединение к различным операторам сотовой связи, в частности, предлагая более выгодные ставки местным операторам сотовой связи, что дает возможность нашим конкурентам снижать расценки на свои услуги,

ОАО «МегаФон»  стремится снизить подобные риски, для чего заключило соглашения о  присоединении с региональными, федеральными и международными операторами  связи, включая ОАО «Ростелеком» и планирует и в дальнейшем заключать подобные соглашения с  другими операторами.

Информация о работе Анализ рисков предприятия и направления управления (на примере ОАО «Мегафон»)