Анализ рентабельности производства промышленных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ рентабельности производства промышленных предприятий с теоретической и практической точки зрения.
Цель работы определила решение следующих задач:
 рассмотреть теоретические аспекты рентабельности, как экономической категории, ее сущность, виды;
 изучить расчет рентабельности;
 определить факторы увеличения рентабельности производства;
 рассчитать практическое задание;
 привести примеры показателя рентабельности промышленных предприятий.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты рентабельности 5
1.1 Система показателей рентабельности 5
1.2 Рентабельность как экономическая категория, сущность, виды 5
1.3 Расчет рентабельности 8
1.4 Факторный анализ рентабельности производства 11
1.5 Факторы увеличения рентабельности производства 14
1.6 Анализ рентабельности хозяйственной деятельности 16
1.7 Анализ финансовой рентабельности 20
1.8 Анализ рентабельности продукции 23
2 Промышленные предприятия 26
2.1 Примеры рентабельности производства промышленных предприятий 27
2.1.1 ОАО «Северянка» 27
2.1.2 ОАО «Иркутский релейный завод» 29
3 Расчетная часть 31
Заключение 35
Список использованных источников 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 2010 год.doc

— 394.00 Кб (Скачать документ)

                                           (25)

  • влияние изменения ставки налогообложения:

                                               (26)

  • влияние изменения доли чистой прибыли в текущей прибыли:

                                             (27)

      Из  схемы взаимосвязи ставки доходности на собственный капитал с факторами  видно, что произведение коэффициента оборачиваемости активов, нормы эксплуатационной прибыли и ставки налогообложения представляет собой ставку эксплуатационной прибыльности после уплаты налога (RИК), то есть:

                                                                                                     (28)

      Доля  чистой прибыли в текущей прибыли  и финансовая структура капитала позволяют выявить влияние имеющейся  у предприятия задолженности  на рентабельность собственного капитала. В связи этим в часто в анализе  исследуют влияние на рентабельность собственного капитала только изменение ставки доходности инвестированного капитала и влияние изменения уровня задолженности, то есть:

                                                                                                   (29)

      Подобный  анализ полезнее при исследовании рентабельности собственного капитала предприятия  в сравнении с другими предприятиями  или конкурентами, так как разные предприятия могут добиваться одинакового  уровня доходности собственного капитала путем воздействия на нее различных факторов рассмотренной взаимосвязи.  

      
    1.   Анализ рентабельности продукции
 

      Эффективность основной деятельности предприятия  по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется  показателем рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли к полной себестоимости продукции. Этот показатель может быть широко использован в аналитических целях, так как позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию. Например:

                        (30)

      Кроме того, на основе показателей рентабельности продукции можно проводить внутризаводские  и межзаводские сравнения как  по общему объему продукции, так и  по отдельным их видам. 
 

      Для характеристики рентабельности реализованной  продукции (RРП) прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП):

                                                                                                                   (31)

      Данный  показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию  каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение.

      Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (RРП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации (ВРП): 

                                                                                                             (32) 

      По  динамике данного показателя предприятие  может принимать решение по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам.

      Исходя  из приведенной формулы расчета  рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с базисным периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль от реализации как разницу между выручкой от реализации без НДС (ВРП) и полной себестоимостью реализованной продукции (СРП), то формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом:

                                                                                                             (33)

      Изменение рентабельности продаж за счет изменения  отпускных цен на реализованную продукцию определяется по формуле:

                                                                                   (34)

      Влияние фактора изменения себестоимости  на рентабельность продаж составит:

                                                                                    (35)

      Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния перечисленных двух факторов, то есть:

                                                                                                          (36) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
  1. Промышленные  предприятия
 

      Промышленность – это индустрия, важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества. Она представляет собой совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для самой промышленности, так и для других отраслей народного хозяйства, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве.

      Промышленность состоит из двух больших групп отраслей — добывающей и обрабатывающей. К добывающей промышленности в России относятся предприятия по добыче горно-химического сырья, руд чёрных и цветных металлов и нерудного сырья для металлургии, неметаллических руд, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, лёгких природных заполнителей и известняка, а также гидроэлектростанции, предприятия лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов, водопроводы. К обрабатывающей промышленности относятся предприятия по производству чёрных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной П., цемента и др. строительных материалов, продуктов лёгкой и пищевой П., а также предприятия по ремонту промышленных изделий и теплоэлектростанции.

      Промышленность подразделяется также на производство средств производства (группа "А") и производство предметов потребления (группа "Б"). Одни виды продукции целиком относятся к группе "А" (станки, оборудование, руды чёрных и цветных металлов, минеральные удобрения, целлюлоза и тому подобное), другие — целиком к группе "Б" (швейные и трикотажные готовые изделия, пищевая рыбопродукция, хлеб и хлебобулочные изделия, холодильники, радиоприёмники, мебель и другое). Ряд видов продукции, используемой на производственные и непроизводственные цели (электроэнергия, уголь, ткани, мука, мясо, масло животное и другое), распределяется между группой "А" и группой "Б" по их фактическому использованию. Продукция группы "А" в свою очередь подразделяется на средства труда и предметы труда, а также на средства производства для I подразделения (для производства средств производства) и на средства производства для II подразделения (для производства предметов потребления).

      Промышленные предприятия являются крупнейшими потребителями энергоресурсов: на их долю приходится до 50% энергопотребления в стране. Половина потребляемого промышленностью топлива и более трети электроэнергии преобразуется на специальных установках в энергетический потенциал разнообразных энергоносителей (теплоту пара и горячей воды; энергию сжатого воздуха, кислорода, технического холода и т.п.), применяемых в технологических комплексах предприятия. Остальная часть топлива и электроэнергии используется непосредственно в технологических комплексах. Средний коэффициент использования энергоресурсов в промышленности составляет около 30%. Это свидетельствует о большом потенциале энергосбережения. 

      2.1 Примеры рентабельности производства промышленных предприятий

      2.1.1 ОАО «Северянка»

      Пример 1 – ОАО «Северянка» (Швейная фабрика); О результатах деятельности за 2006 год.

      Адрес ОАО «Северянка»: Россия, город Москва, улица Кирова, 113.

      Валовой внутренний продукт вырос на 6,7%, превысив показатель 2005 года и прогнозируемый экспертами уровень на 0,3 процентного  пункта.

    Индекс  промышленного производства в 2006 году  составил всего лишь 103,9%, что даже на 0,1 процентного пункта меньше результата позапрошлого года, который считается провальным.

    По  данным ФТС импорт швейных изделий  за два месяца (октябрь - ноябрь) превысил уровень 9 месяцев (без импорта из Беларусии) на  187,1 млн. долларов, то есть вырос на 32%.

    Цены производителей продукции легкой промышленности за 11 месяцев  2006 года увеличились по производствам всего на 3,8% и 6,1%. С пересчетом производства на рост цен соотношение роста производства и отгрузки по текстильному, швейному и меховому производству  равно 11,6% и 15,6%, а  по производству кожи, обуви и изделий из кожи - 20,6% и 32,4%.

        В текстильном, швейном и меховом производстве сальдированный финансовый результат составил 2,3 млрд. рублей.  Это больше в 2 раза, чем год назад и в 4,6 раза - чем в  I полугодии 2006 года.

      Быстро  росла рентабельность от продажи (то есть без учета уплаты процентов за кредиты и сальдо операционных расходов). В текстильном, швейном и меховом производстве она увеличилась с 2,4%  по итогам 2005 года до 2,8% в I полугодии 2006 года и 3,0%  за 9 месяцев, а по итогам года достигла 3,4%. Тем не менее, это один из самых низких показателей из основных обрабатывающих производств. Средняя рентабельность в обрабатывающих производствах по итогам 2006 года составила 15,9%.

      При низкой рентабельности в 3-6% каждый процент изменения цен на продукцию оказывает серьезное влияние на прибыль. Например, при росте цен в 2006 году на продукцию текстильного, швейного и мехового производства на уровне среднего по обрабатывающим производствам прибыль выросла бы в 3,3 раза.

      Анализ  основных показателей деятельности ОАО «Северянка» показывает, что  выпуск швейных изделий за 2006 год составил 58,8 млн. рублей, рост объема производства к 2005 году 4,4 млн. рублей или на 8%, это выше показателя по отрасли на 0,7%. В связи с высокой конкуренцией на рынке одежды показатель реализации готовой продукции снизился по отношению к уровню прошлого года на 2,9%. Рентабельность продаж за год 8,9%, это 5,5% выше отраслевого показателя.

      Снизилась дебиторская задолженность покупателей на 12,3 млн. рублей или на 34,3%. Снижение кредиторской задолженности поставщикам составило на 1,7 млн. рублей или на 28,2% и равна 4,3 млн. рублей.

      Заработная  плата персонала выросла за год на 36% и составила 8 677 рублей, это выше отраслевого показателя в 1,8 раза. Численность снизилась на 9 человек или на 4%.

      Выручка на 1 работающего за год составила  322,5 тысяч рублей, увеличение к уровню прошлого года на 1,7 тысяч рублей. 

      По  итогам года получена прибыль 592 000 рублей.

 

    Вывод:

Информация о работе Анализ рентабельности производства промышленных предприятий