Анализ оборота розничной торговли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:41, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенности развития оборота розничной торговли в условиях рыночной экономики. Объектом исследования в курсовой работе является торговая деятельность предприятия ООО «Стандарт». Предметом исследования является анализ оборота по продаже товаров в розничной торговле.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….4
1. Состав оборота розничной торговли, значение, задачи и источники его ана-
лиза ……………………………………………………………………………………6
2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Стандарт» ………... . 11
3. Анализ выполнения плана и динамики оборота розничной торговли в целом по предприятию, по периодам, отдельным товарным группам ……………………. .14
3.1 Анализ розничного товарооборота ООО «Стандарт» ………….............….. 20
4. Анализ основных факторов, влияющих на изменение товарооборота, и расчет их влияния ……………………………………………………………………………27
5. Оценка резервов по дальнейшему расширению торговой деятельности предприятия ООО «Стандарт» …………………………………………………………...33
Заключение ………………………………………………………………………….36
Список использованных источников ………………………………………………38
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 108.41 Кб (Скачать документ)
 

     Данные  таблицы свидетельствуют о неритмичном  развитии товарооборота предприятия  по кварталам: наиболее напряженным  был четвертый квартал, а наименее напряженным - первый. Самый низкий темп роста товарооборота достигнут в первом квартале (116,9 %), а самый высокий - в третьем и четвертом кварталах (119,0 % и 120,2 %). Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала - на 0,2 % по сравнению с 2008 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5 %).

     Доля  оборота третьего квартала возросла с 24,7 % в 2008 году до 24,8 % в 2009 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0 %), а доля оборота четвертого квартала составила в 2009 году 27,4 % и возросла по сравнению с 2008 годом на 0,4 % (темп роста товарооборота -120,2 %). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.

     Еще более неритмичное развитие получил  товарооборот по месяцам года.  

  Таблица  4

Ритмичность развития розничного товарооборота ООО «Стандарт»

по  месяцам года 

Кварталы  2008 год  2009 год  Отклонение в сумме   (+, - ) 2009 г. в % к 2008г.  
сумма, тыс. руб. удельный вес, % сумма, тыс. руб. удельный вес, %
1 2 3 4 5 6 7
Январь  202,1 33,1 228.2 32.0 +26,1 112,9
Февраль 198,3 32,5 225,0 31,5 +26,7 113,5
Март  210,4 34,4 260,8 36,5 +50,4 124,0
Итого за 1 кв, 610,8 100,0 714,0 100,0 +103,2 116,9
Апрель  220,9 33,7 243,3 31,5 +22,4 110,1
Май 215,4 32,9 256,4 33,3 +41,0 119,0 1
Июнь  218,9 33,4 270,8 35,2 +51,9 123,7
Итого за 2 кв. 655,2 100,0 770,5 100,0 +115.3 117,6
Июль  216,0 33,4 256,2 | 33,3 +40,2 118.6
Август  214,8 33,2 255,2 33,1 +40,4 118,8
Сентябрь  216,5 33,4 258,7 33,6 +42,2 119.5
Итого за 3 кв. 647.3 100,0 770,1 100,0 +122,8 119,0
Октябрь 232,5 32,9 279,7 32,9 +47,2 120,3
Ноябрь  229,0 32,4 270,8 31.8 +41,8 118,3
Декабрь 229,0 32,4 270,8 31,8 +41,8 118,3
Итого за 4 кв. 707,4 100,0 850,6 100,0 +143,2 120,2
Всего за год 2620,7 - 3105,2 - +484,5 118,5 1
 

     Из  данных таблицы видно, что размах колебаний роста розничного товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота колеблется от

110,1 % (апрель) до 124,0 % (март).

     Самыми  напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост оборота в целом за первый квартал составил 116,9 %, а в марте - 124,0 %, за второй квартал - соответственно 117,6 % и 123,7 %, за третий квартал - 119,0 % и 119,5 % и за четвертый квартал - 120,2 % и 118,3 %.

     Эта напряженность в работе последних  месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.

     Для оценки динамики развития розничного товарооборота по отделам предприятия  используем следующую таблицу 5.

Таблица 5

Розничный товарооборот по отделам магазина ООО «Стандарт»                 за 2008 - 2009 г. г.

Отделы          предприятия Фактический розничный товарооборот, тыс. руб Отклонение  в сумме (+, -) 2009 г. в % к 2008 г.
2008 2009 В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах
В действующих ценах В сопоставимых ценах
1 2 3 4 5 6 7 8
Мясной  372,1 447.0 376,6 +74,9 +4,5 120,1 101,2
Колбасные        изделия 652,6 767.0 653,8 +114,4 +1,2 117,5 100,2
Ликероводочные  изделия  597,4 705,0 604,7 +107,6 +7,3 118,0 101,2
Соки-воды 264,7 321,8 304,8 +57,1 +40,1 121,6 115,1
Рыбный  76,1 90,1 77,3 + 14,2 +1,2 118,7 101,6
Бакалейный  369,5 441.7 378,5 +72,2 +9,0 119,5 102,2
Хлебный 117,9 136,6 117,5 +18,7 - 0,4 115.9 99,7
Непродовольственные товары 170,4 195.8 168,3 +25,4 - 2,1 114,9 98,8
Итого по предприятию 2620,7 3105,2 2681,5 +484,5 +60,8 118,5 102,3
 

Таблица 6 

Розничный товарооборот магазина ООО «Стандарт» по товарным группам за 2008 - 2009 г.г. 

Товарные

 группы 

2008 2009 2009 г. в % к 2008 г.
сумма тыс. руб. удель- ный вес, % в действующих   ценах в сопоставимых  ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах
сумма тыс. руб. удельный вес, % сумма тыс. руб. удельный вес, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Мясо  и птица 372,1   14,2 447,0 14,4 376,2 14,0   120.1 101,2
Колбасные изделия 340,8 13,0 403,4 13,0 342,7 12,8 118,4 100,6
Рыба, сельдь 76.1 2,9 90,3 2,9 77,3 2,8 118,7 101.6
Масло животное 97.0 3,7 114,9 3,7 98,8 3,7 118.5 101,9
Молоко, сыр и молочные продукты 214,8 8,2 248.7 8,0   212,2 7,9 115,8 98.8
Яйца  68,2 2,6 80,9 2,6   69,8 2,6   118,6 102.3
Сахар 81.3 3,1 99,3 3,2   84,0 3,2   122,1 103,3
Кондитерские         изделия 157,3 6,0 186,8 6,0   160,5 5,9   118.8 102.0
Хлеб  и хлебобулочные изделия 117,9 4,5 136,6 4,4   117,5 4.4   115,9 99,5
Мука, крупа и макаронные изделия 62,7 2,4 74,7 2,4   64,2 2.4   119,1 102,4
Водка и ликероводочные изделия 314,4 12,0 375,7 12,1   323,5 12,1   119.5 102„9 
Вина, шампанское, коньяк 283,0 10,8 329,3 10.4   281,2 10,5   116.4 99,4
Прочие  продовольственные товары 264,7 10,1 321,8 10,4 304,8 11,4 121,6 115,1  
Непродовольственные товары 170,4 6,5 195,8 6,3 168,3 6,3 114,9 98,8
Всего товаров 2620,7 100,0 3105,2 100,0 2681,5 100,0 118,5 102,3  
 

     Розничный товарооборот в действующих ценах  возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных товаров.

     Однако  в сопоставимых ценах темпы роста  товарооборота по товарным группам  значительно ниже, и это говорит  о том, что большой заслуги  предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как молоко и молочная продукция - на 1,2 %, хлебобулочные изделия - на 0,5 %, непродовольственные товары - на 1,2 %, вина, шампанское, коньяк - на 0,6 %.

     Неравномерность развития розничного товарооборота  в ассортиментном разрезе привела  к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 2008 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном снижении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, молока и молочной продукции, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий, вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                4. Анализ основных факторов, влияющих  на изменение 

товарооборота, и расчет их влияния

     На  развитие розничного товарооборота предприятия ООО «Стандарт» оказали влияние следующие факторы:

     обеспеченность  товарными ресурсами;

     изменение розничных цен;

     обеспеченность  трудовыми ресурсами и эффективность  труда торговых работников;

     состояние и эффективность использования материально-технической базы предприятия.

     Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

     По  предприятию ООО «Стандарт» данные о движении товарных ресурсов приведены в таблице 7.

Таблица 7

Товарный  баланс ООО «Стандарт» за 2008 - 2009 г.г.

 
Показатели
 
2008
 
2009
Отклонение в сумме (+, -) Влияние на изменение товарооборота (+, -)
1 2 3 4 5
Запасы  товаров на начало года 209,2 243,0 +33,8 +33,8
Поступление товаров 2656,3 3169,3 +513,0 +513,0
Прочее  выбытие товаров 1,8 1,0 -0,8 +0,8
Запасы  товаров на конец года 243,0 306,1 +63,1 -63,1
Розничная реализация товаров 2620,7 3105,2 +484,5 +484,5
 

     Розничный товарооборот предприятия возрос в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 484,5 тыс. руб. за счет завышенных товарных запасов на начало года (+33,8 тыс. руб.), роста поступления товаров в магазин (+513,0 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+0,8 тыс. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–63,1 тыс. руб.).

     Недостатком использования поступающих в  предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

Информация о работе Анализ оборота розничной торговли предприятия