Влияние экономических реформ на доходы населения и социально-экономическую безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание

Итак, целью данной работы является разработка методологических основ государственного регулирования доходов населения в условиях экономических реформ в России и мер по совершенствованию механизма регулирования доходов.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

раскрыть направления и этапы совершенствования государственного регулирования доходов населения;
сформулировать принципы совершенствования государственного регулирования доходов населения;
разработать основные положения системы государственных социальных стандартов в сфере доходов населения в условиях экономических реформ;
определения его размера на основе величины прожиточного минимума;
разработать конкретные предложения по совершенствованию государственного регулирования отдельных видов доходов населения.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

      Нерешенность  многих теоретико-методологических проблем и организационных вопросов государственного регулирования и целевого программирования на макроуровне предопределила направленность, логику и структуру данного научного исследования. Целью настоящего исследования является всестороннее изучение теоретических, методологических и организационных вопросов, а также разработка практических рекомендаций по улучшению использования программно-целевых методов управления на макроуровне, повышению роли федеральных целевых программ в усилении действенности государственного регулирования экономики России в условиях перехода к рыночным отношениям. 

      Цель  преобразований, осуществляемых в России заключается в создании более  прогрессивной и эффективно функционирующей  экономической системы, нацеленной на рост благосостояния всего народа. Потребность в создании такой системы в современных условиях обусловлена целым рядом обстоятельств. Необходимость перемен, трансформации механизма государственного регулирования и управления развитием взаимоотношений в процессе хозяйствования, а затем и в структуре всего общества возникла давно. Существовавшие ранее политические структуры блокировали подготовку новых условий взаимодействия субъектов хозяйствования. Полная централизация власти и ресурсов привела к известному отчуждению трудящихся от средств производства, отторжению их от участия в предпринимательской деятельности, ограничивая возможности проявления творческой инициативы. Не представилось возможным исправить ситуацию и при переходе к рыночным методам хозяйствования. Опережающий слом существовавшего хозяйственного механизма без создания комплекса новых, более рациональных условий для эффективного функционирования экономики привели к глубокому социально-экономическому кризису, поставившему страну перед проблемой выживания, не говоря уже о каком-либо общественном прогрессе.

      Резкое  понижение роли и ограничение  функций государства в сфере  экономики не были компенсированы формированием  нормально функционирующей рыночной среды и положительными сдвигами в экономике4.

      Более того, масштабы такого сужения функций  государства в экономическом  развитии России находятся в противоречии с практикой всех развитых стран  за последние полвека. Мировой опыт свидетельствует о важности и  объективной необходимости активной организационной деятельности государства в сложные периоды развития, особенно в период социально-экономической, технологической трансформации общества и экономики5.

      Анализ  послевоенного развития большинства  промышленно развитых стран и  особенно новых индустриальных государств свидетельствует о том, что существует прямая взаимозависимость между экономической политикой государства и уровнем рыночных отношений: чем сильнее развиты рыночные отношения, тем значительнее государственное влияние на формирование рыночных механизмов и регуляторов. Именно государство создает условия для свободного эффективного предпринимательства и добросовестной конкуренции. В современном рыночном хозяйстве государство становится основным мозговым центром, который регулирует формирование рыночной среды и обеспечивает динамизм и устойчивость экономического роста. Мировая практика свидетельствует о длительной эволюции политики государственного вмешательства от жесткого регулирования до либерального монетаризма и наоборот, а также изменяющейся роли этих инструментов в зависимости от конкретных условий, что подтверждается многими исследованиями. Как известно, в западной макроэкономической теории сформировались две альтернативные концепции экономического регулирования: кейнсианство и монетаризм6. В своем главном научном труде «Общая теория занятости, процента и денег»7 Дж.М.Кейнс исходил из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что, в свою очередь усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы. Согласно этой теории, изменение основных запасов потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Поэтому кейнсианство исходит из объективной необходимости активного вмешательства государства в экономику посредством фискальной политики.  
          Идеологи российской экономической реформы официально провозгласили приверженность принципам монетаризма и действительно пытались использовать отдельные его постулаты. Главная ошибка правительства Е.Т.Гайдара состояла в том, что «...научно-теоретические пристрастия были отождествлены им с выбором практической программы действий правительства. А самый основной изъян заключался в том, что абстрактная теоретическая логика полностью поглотила собой социальные факторы»8.

      Весьма  поучительны и выводы специалистов группы «Адженда». Анализируя реализуемые в странах Восточной Европы реформы, они пришли к заключению, что «всем программам преобразований присуща общая ошибка: их творцы верят, что простое устранение центрального планирования и введение частной собственности автоматически приводят к формированию рыночной системы, которая считается необходимым и достаточным условием для создания богатства в новых освобождающихся странах».

      При этом «ни в коем случае не допускалось, чтобы достижение абстрактных монетаристских целей приводило к разрушению производственного аппарата»9.

      Широко  распространенное убеждение о том, что только модель рыночного хозяйства может эффективно заменить административно-командную систему, было опровергнуто действительностью. В условиях переходного периода формирующиеся свободные рынки не могут обеспечить без государственного регулирования перераспределении колоссальных ресурсов, достаточных для превращения милитаризованной экономики страны в социально ориентированную экономическую систему10. Только объемное видение проблемы оптимального соотношения макроэкономического регулирования и рынка позволяет найти наиболее эффективное сочетание этих способов хозяйствования.  Рынок - одно из величайших достижений человеческой цивилизации. Он прошел испытание временем и доказал свою огромную жизненную силу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Итак, доходы, то есть сумма денежных средств и материальных благ, которые получают или производят домашние хозяйства, могут быть получены из следующих основных источников: оплата за результат труда, трансфертные платежи, занятость в неформальном секторе, а также безденежные доходы. Несмотря на то, что минимальная заработная плата и средние доходы населения постоянно растут, минимальная оплата труда по величине далека до прожиточного минимума, а доходы населения колеблются от величины минимума заработной платы до очень высоких значений. Кроме того, наблюдается довольно крупная задолженность по заработной плате на предприятиях всех видов. Темпы её погашения возрастают, но долг всё же очень велик, что не может не иметь негативных последствий. Некоторое место в доходах населения занимают общественные фонда потребления, в основном для бюджетной сферы, а также доходы от личных подсобных хозяйств, для безработных, пенсионеров, частично занятых.

        Неформальный сектор экономики достаточно хорошо развит во многих странах, доходы от этого сектора нигде не регистрируются и, следовательно, не облагаются налогами. Дифференциация заработной платы выше, чем в развитых странах, хотя без определённой разницы в доходах не обойтись. Эту цену платит общество за ускорение повышения своего благосостояния. Государство осуществляет регулирование доходов населения для снижения социальной напряжённости, для их стабилизации, для их увеличения, с целью улучшения уровня жизни населения.

        В заключение хотелось отметить важность методологических основ государственного регулирования доходов населения в условиях экономических реформ в России и мер по совершенствованию механизма регулирования доходов. В результате были достигнуты следующие задачи: раскрыты направления и этапы совершенствования государственного регулирования доходов населения; сформулированы принципы совершенствования государственного регулирования доходов населения; разработаны основные положения системы государственных социальных стандартов в сфере доходов населения в условиях экономических реформ; определены его размер на основе величины прожиточного минимума; разработаны конкретные предложения по совершенствованию государственного регулирования отдельных видов доходов населения.

      Вывод данной работы заключается в следующем: доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. В настоящее время необходимы меры по улучшению доходов населения и выполнение этих мер возложено на государственное регулирование доходов. Государственное регулирование доходов является составной частью воспроизводства. Оно стимулирует экономический рост, поощряет прогрессивные сдвиги в отраслевых и региональных структурах, поддерживает экспорт, регулирует занятость, налогообложение, цены.  Конкретные цели, формы, масштабы государственного регулирования доходов определяются характером и остротой социально-экономических проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

1. Абакумова Н.Н.,. Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы. – Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА–М, 2004. – 224с.

2. Автономов B.C., «Человек в зеркале экономической теории. Очерки истории западной экономической жизни». М. , Наука, 1993г., Райхлин Э. «Основные экономические теории». М., Наука, 1997г., «Антология экономической классики». М., Экономика, 1992 г.- 156с.

3. Агапов Т.А. Прожиточный минимум в системе социальной защиты населения. Социальные цели и социальные реформы. М., 1994г.- 69с.  
4. Аникеев Д. Политика доходов в современной России. - "Проблемы теории и практики управления". М., 1995 г., № 2.- 76с.

5. Аникеев Д. Анализ и совершенствование регулирования доходов населения в современной России. М., Телер, 1997 г.- 166с.

6. Аникеев Д. Доходы и расходы населения в 1995-1997 гг., М., 1996 г., Сборник ВЦУЖ. Уровень жизни населения -313-регионов России. № 11-12.- 179с.

7. Аникеев Д. Современные методы регулирования доходов населения. Сборник. Российские реформы: социальные аспекты: Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти Г.В.Мильнера. М.:ВШЭ. 1998 г.- 264с.

8. Бушмарин И.В. Заработная плата и доходы населения в России и развитых странах. "Общество и экономика",М, 1996г, №3-4.- 64с.

9. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Минск: Книжный дом, 2004.- 36с.

10. Бобков В.Н. Аналитический доклад по результатам мониторинга за период апрель-июнь 2004 года / Бобков В.Н., Литвинов В.А., Гулюгина А. А. // Мониторинг доходов и уровня жизни населения. - 2004. - N 3. - С. 5-16.

11. Государственное регулирование доходов населения/Под ред. Филипповой Р.М. – СПб., 2008. – 627 с.

12. Доходы и уровень жизни населения Российской Федерации. Сборник Департамента доходов, оплаты труда и социального страхования, Москва,

Минтруд России, за 1995-1998 гг.- 16с.

13. Зенькова, Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие / Л.П. Зенькова. - Минск: ООО "Новое знание", 2002.- 315с.

14. Кейнс Дж., Общая теория занятости, процента и денег. //М.: Прогресс, 1978.- 156с.

15. Курс экономической теории: Учебное пособие/ Под ред. Чапурина М.Н., Киселёвой Е. А. – Киров, 2004. – 624 с.

16. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. - Минск: Вышэйшая школа, 2007.- 189с.

17.  Московская А.А. Динамика реальных доходов населения России в 1990-е годы // Проблемы прогнозирования, 1997, № 4.- 64с.

18. Материалы группы "Адженда" по социально-экономической реконструкции Центральной и Восточной Европы. Вена, 1992, с. 22, 132-133.

19. Новиков М.М., Теслюк И.Е. Макроэкономическая статистика. Мн.: БГЭУ, 2003. – 360с.

20. Сажина М.А., Чибиков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 1998. – 456 с.

21. Самуальсон П. Экономика. М.: Прогресс, 2004.- 156с.

22. Смирнов И. Регулирование доходов населения как элемент социальной политики. - "Экономист"., 1994 г., № 1.-315с.

23. Шевхужев М.И. Государство и эволюция рыночной экономики. Ставропольская с/х академия, Ставрополь, 1995.- 18с.

Информация о работе Влияние экономических реформ на доходы населения и социально-экономическую безопасность страны