Влияние экономических реформ на доходы населения и социально-экономическую безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание

Итак, целью данной работы является разработка методологических основ государственного регулирования доходов населения в условиях экономических реформ в России и мер по совершенствованию механизма регулирования доходов.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

раскрыть направления и этапы совершенствования государственного регулирования доходов населения;
сформулировать принципы совершенствования государственного регулирования доходов населения;
разработать основные положения системы государственных социальных стандартов в сфере доходов населения в условиях экономических реформ;
определения его размера на основе величины прожиточного минимума;
разработать конкретные предложения по совершенствованию государственного регулирования отдельных видов доходов населения.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

      Главное «достижение» экономической реформы - население катастрофически сократило потребление и тем самым лишило страну возможности развития при опоре на внутренние источники. Спрос населения на товары и услуги, предъявляемый на рынке, настолько незначителен, что он уже не способен загрузить «внутреннее» производство. Более того, сугубо психологические факторы (недоверие к власти и проводимой ей экономической политике, пессимизм и неверие в будущее и так далее) сформировали определенную модель потребительского поведения, которая сориентирована на создание независимой от государства системы страхования будущих проблем с помощью приобретения иностранной валюты и хранения этой валюты за пределами общественных институтов.

      В результате любые финансовые ресурсы, попадающие в страну, либо вывозятся  обратно частными структурами, либо переводятся в иностранную валюту и хранятся на руках у населения.

      Экономика страны превращена в специальный насос: любое вливание денег приводит к моментальной обратной откачке из страны этих же самых денег с небольшим дополнением в виде чистой прибыли.

      Сокращение  внутреннего спроса касается не только товаров, но и услуг. Это выражается не только в падении уровня жизни, но и в общем падении уровня образования, здоровья и профессиональной квалификации населения. Основное условие для экономического роста (относительно низкий уровень доходов населения при относительно высоком уровне образования и квалификации) не только не используется, но и стремительно девальвируется. К настоящему времени экономика достигла такого состояния, когда, с одной стороны, необходимы радикальные меры по ее оздоровлению, а с другой стороны, любые предложенные властью меры, могут быть реализованы без особых серьезных социальных последствий (уровень жизни населения упал на столько, что стал «нечувствительным» к дальнейшему его снижению). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Влияние экономических реформ на доходы населения и социально-экономическую  безопасность страны

2.1. Доходы населения и социально-экономическая безопасность страны

     Доходы  населения являются одним из наиболее значимых индикаторов уровня жизни  в стране. Доходы населения - средства, поступающие в распоряжение людей от общества и его институтов согласно результатам функционирования принадлежащих им факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательства1. Доход может быть получен от производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных операций. Доходы населения представляют собой сумму натуральных и денежных поступлений. Денежные доходы весьма разнообразны по форме - заработная плата, предпринимательский доход, социальные трансферты, поступления от продажи личного и домашнего имущества, доход от сдачи в наем или продажи недвижимости, от продажи сельскохозяйственной продукции, дивиденды. Натуральные доходы - это в стоимостной оценке натуральные поступления от личного подсобного хозяйства, товары и услуги, потребляемые без какого-либо возмещения, оплата труда продукцией2.

     На  основе баланса денежных доходов  и расходов населения рассчитываются и публикуются следующие статистические показатели, характеризующие доходы и расходы населения:

  • денежные доходы населения, включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; страховые возмещения и прочее;
  • денежные расходы и сбережения населения, охватывающие расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и взносы, покупку иностранной валюты и прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах;
  • располагаемые доходы населения, определяемые исходя из денежных доходов за минусом обязательных платежей и взносов;
  • реальные располагаемые денежные доходы, вычисляемые их делением на индекс потребительских цен.3

      Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и прочее.

      Стремление  к максимизации своего дохода диктует  экономическую логику поведения  любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности. 
Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно-значимая выгода, поскольку они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан. 
          Принцип рыночной стратегии в сфере доходов можно сформулировать так: "Все не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным". 
Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования дохода и оправданность налогового бремени. Экономическая теория отвечает на эти вопросы, исследуя образование и движение совокупного дохода. 
Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта. Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества: живем мы на зарплату или за счет собственной предпринимательской деятельности, - в любом случае мы должны сделать нечто полезное для других людей. Лишь тогда они передадут нам часть находящихся в их распоряжении денег. 
          Следовательно, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода - показатель масштаба такого участия. Ведь деньги, пожалуй, единственная на свете вещь, которую нельзя выдать самому себе: деньги можно получить только от других людей. 
          Прямая зависимость дохода от результатов рыночной деятельности нарушается лишь в одном случае - при объективной невозможности участвовать в ней. Названные категории населения поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежные пособия. Конечно, эти выплаты образуют особый элемент совокупного дохода, но «рыночными» они, строго говоря, не являются. 
          Рыночный же доход всегда есть результат наших полезных - для других людей - усилий. Значит, он во многом определяется совпадением предлагаемых нами товаров и услуг с предъявляемым «другими людьми» спросом. Взаимодействие спроса и предложения - объективный механизм образования доходов в рыночной экономике, в том числе и доходов населения. Конечно, в таком механизме есть элементы случайного и потому несправедливого, но другого способа получения доходов в рыночной экономике не существует.

      Понятие «социальная безопасность» носит комплексный, системный характер. В узком понимании этого слова оно может быть ассоциировано с термином «социальное обеспечение» и сводиться к функции государства по материальному обеспечению определенных категорий нуждающихся граждан.

      В широком смысле понятие «социальная  безопасность», отождествляемое с  понятием «национальная безопасность», может определяться как сложная система внешних и внутренних связей личности, общества и государства, состояние которых определяет:

  • социальную независимость государства;
  • стабильность и устойчивость системы социальной защиты населения;
  • способность системы социальной защиты к системному саморегулированию, развитию и совершенствованию;
  • уровень и качество жизни;
  • уровень безработицы;
  • стабильность заработной минимальной платы и ее соответствие прожиточному социальному минимуму;
  • безопасность труда;
  • социальное партнерство;
  • уровень социального обеспечения и социального страхования;
  • степень развития социальной сферы и так далее.

      Кроме того, термин «социальная безопасность» может пониматься как состояние безопасности личности, общества и государства от целого комплекса разных угроз социального, экономического, экологического и иного характера – безработицы, нищеты, преступных посягательств, загрязнения окружающей среды, техногенных катастроф и так далее.

      Понятие «экономическая безопасность страны»  отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

     Как показывает мировой опыт, обеспечение  экономической безопасности – это  гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

     Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.

     Экономическая безопасность традиционно рассматривается  как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая  определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

     Проблемы  обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

     Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей - внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.

     Сущность  экономической безопасности реализуется  в системе критериев и показателей. Но для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые  значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Программно-целевое государственное регулирование доходов населения в условиях экономических реформ

      Российская  экономика переживает в настоящее  время особый период развитая, характеризующийся  появлением новых закономерностей  и важных для ее совершенствования  процессов. Происходящие социально-экономические  преобразования обусловливают необходимость научного переосмысливания целого ряда теоретических конструкций, которые служат концептуальной основой эффективного использования положений экономической теории в хозяйственной практике.

     Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

      На  современном этапе преобразования российской экономики особую значимость приобретает постановка и решение ряда принципиально новых теоретических, методологических и практических задач повышения эффективности государственного регулирования социально-экономического развития страны. Необходимо глубокое научное обоснование долгосрочных стратегических целей и путей развития, определение приоритетных направлений структурной перестройки экономики, а также выбор рациональных форм и методов реализации стоящих задач. Все это предопределяет актуальность научных исследований и большое практическое значение разработки и использования, действенных мер по внедрению методов целевого программирования на макроуровне. Формирование и реализация федеральных целевых программ и широкое использование результатов программных разработок играет особо важную роль в развитии базовых отраслей экономики, в т.ч. промышленного комплекса, которым отводится ведущее место в подъеме экономики России. Поэтому в последние годы около 30 федеральных целевых программ и примерно 55% госбюджетных финансовых ресурсов, выделяемых на их выполнение, были связаны с развитием базовых отраслей экономики.  
Весьма актуальным является проведение всестороннего анализа, изучение и обобщение накопленного отечественного опыта организации, разработки и осуществления различных государственных целевых программ социально-экономического развития.

      Научный поиск и внедрение наиболее прогрессивных  вариантов механизма государственного регулирования экономики позволит успешно адаптировать программно-целевое  управление с учетом возросших требований и новых условий функционирования рыночной мирохозяйственной системы. Это органически связано с повышением роли федеральных целевых программ как действенных инструментов государственного регулирования и рационального развития хозяйственных структур.

Информация о работе Влияние экономических реформ на доходы населения и социально-экономическую безопасность страны