Экономические реформы Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 00:29, контрольная работа

Описание

Аграрная реформа 1861 года.
Земская, городская, судебная реформы.
Земская реформа.
Городская реформа.
Судебная реформа.
Реформа в сфере образования. Военная реформа.

Работа состоит из  1 файл

История экономики.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)
 
ФГОУ  ВПО Вятская государственная  сельскохозяйственная

академия 

Экономический факультет 
 
 
 

 Личное дело (номер зачетки) 08005/б               Оценка ______ 

 Регистрационный № в деканате ___________

 Дата поступления в деканат «_____» ___________200   г. 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

 По (предмет)                Истории экономики 

 На  тему _________________________________________________

_________________________________________________________ 
 
 

 Фамилия  И.О.(студента)   Огородниковой Марии Александровны

 Специальность                      Бухгалтерский учёт, анализ и аудит

 Курс       3-й

 Группа   1-я (1-я подгруппа)

 Форма обучения    Заочная ускоренная

 Год поступления    2008

  
 
 

 Ф.И.О. преподавателя                      Панич Анатолий Васильевич 
 

 Регистрационный № на кафедре _____________________

 Дата поступления  на кафедру «____» ________________200   г.

Тема 25. Экономические реформы Александра II.

  1. Аграрная реформа 1861 года.
  2. Земская, городская, судебная реформы.
    1. Земская реформа.
    2. Городская реформа.
    3. Судебная реформа.
  3. Реформа в сфере образования. Военная реформа.
  4. Аграрная реформа 1861 года.

    Крепостное  право в России просуществовало  дольше, чем в любой европейской  стране, и несло на себе самые жестокие и уродливые черты рабского принуждения и насилия. 18 февраля 1855г. умер Николай I. Перед вступившим на престол Александром II (1855-1881) встала задача проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, в первую очередь, крестьянских. Встала проблема упорядочения отношений между крестьянами и помещиками. К этому времени накопилось множество объективных предпосылок для проведения коренной аграрной реформы. Во-первых, помещичье хозяйство, основанное на внешнеэкономическом принуждении крестьян к труду, всё заметнее переживало кризисное состояние, эффективность хозяйств снижалась, острее стоял вопрос о переходе от натурального к рыночному хозяйству.

    Во-вторых, быстрое развитие промышленности входило  в противоречие с феодальными  отношениями в сельском хозяйстве. Для промышленности явно не хватало рынка сбыта своих товаров вследствие низкой покупательской способности подавляющей части населения – крестьян. Промышленность испытывала острую нехватку свободной рабочей силы, поскольку крепостные крестьяне, составлявшие большую часть населения, не обладали правом на свободное передвижение из деревни в город, на промышленные предприятия.

    В-третьих, страна болезненно переживала поражение в Крымской войне, которое явилось результатом военного и технического отставания от передовых стран мира. Это было первое поражение русской армии после успешных побед под руководством Петра I, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, поэтому страна переживала моральное потрясение.

    В-четвертых, в стране фиксировалось всё большее  количество крестьянских антифеодальных выступления, что не могло не волновать руководство страны. В 1856 году Александр II произнёс знаменитые слова: «лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу», поскольку боялся, что его могут убрать как неспособного царя. Это заставило Александра II задуматься о дальнейших шагах, но самым трудным было убедить помещиков пойти на существенные преобразования.

    Заявление Александра II о предполагаемой отмене крепостного права буквально всколыхнуло общественное мнение в стране. Появились два слова-символа 1856 года – «оттепель» и «гласность». Как писали современники, Россия как будто задышала свободнее после долгих тяжёлых лет, словно с плеч свалился пудовый камень. В Петербург устремился различный поток проектов, предложений, памятных записок по поиску выхода из тупикового курса России. Все наслаждались свободой слова, возможностью высказать свои мысли.

    В феврале 1858г был образован "Главный  комитет о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости". 4 марта 1859г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии для рассмотрения материалов, подготовленных губернскими комитетами, и составления проекта закона об освобождении крестьян. Одной комиссии предстояло подготовить проект "Общего положения" для всех губерний, другой - "Местных положений о поземельном устройстве крестьян" применительно к разным регионам. Отношение помещиков к готовившейся реформе было различным. Большинство выступало против всякой реформы, остальная часть, соглашаясь на реформу, выдвигала различные условия.

    Подготовка  реформы шла в период общественно-политического  подъема в стране. В конце 50-х  г. сложились два идейных центра, возглавивших демократическое направление  русской общественной мысли - Герцена  и Огарева в Лондоне, Чернышевского  и Добролюбова в Петербурге. Герцен выступал с требованиями освобождения крестьян, свободы печати, отмены телесных наказаний и т.д., а также свои обращения к Александру II, выражая надежду на возможность решения социальных и политических проблем мирным путем.

    19 февраля 1861г. "Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости" (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу закона. В тот же день был подписан и Манифест, возвещавший об освобождении крестьян. Всё это было обнародовано через две недели.

    По  Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу и гражданские права. Они могли заключать различные имущественные и гражданские сделки, открывать собственные предприятия в торговле и промышленности, переходить в другие сословия, уезжать в другие населённые пункты страны, вступать в брак без согласия помещика и т.д. Но ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулось на 20 лет. По закону, после получения личной свободы, крестьяне в течение 2-х лет должны были отбывать практически те же повинности, что при крепостном праве, лишь несколько уменьшалась барщина и отменялись натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились на временнообязанном положении, т.е. обязаны за предоставленные им наделы по установленным законом нормам нести барщину или платить оброк. Никакого срока окончания временнообязанного положения крестьян закон не устанавливал.

    Важное  место в реформе 1861г. занимало решение  аграрного вопроса. Освобождение крестьян без земли провести было нельзя, это было экономически невыгодно и могло вызвать социальный взрыв. Наделение их достаточным количеством земли было невыгодно помещикам. Поэтому ставилась задача предоставить такое количество земли, чтобы они были привязаны к своему наделу, а если этого недостаточно, то к помещичьему хозяйству. Закон исходил из принципа признания собственности помещика на всю землю его имении, в том числе и на крестьянскую, надельную. Крестьяне получали свой надел не в собственность, а в пользование, за установленную законом повинность в виде оброка или барщины. Чтобы стать собственником надельной земли, крестьянин должен выкупить ее у помещика, уплатив весь выкуп сразу, что было практически невозможно. Дело выкупа взяло на себя государство. Оно сразу выплатило помещикам выкупную сумму, а затем взыскивало ее в виде выкупных платежей с крестьян. Срок выплаты выкупных платежей был установлен в 49 лет.

    Обманутые надежды крестьян на "полную волю" вызвали взрыв крестьянского  протеста весной - летом 1861г. В течение года по стране прокатилось около 2-х тысяч волнений, при этом больше половины были подавлены с применением военной силы. В течение последующего года вновь возникали волнения, но правительство подавило крестьянское недовольство. С 1863г. крестьянское движение резко пошло на убыль.

    Крестьянская  реформа 1861г. явилась актом прогрессивного значения. Освобождение крестьян дало толчок к интенсивному росту рынка  рабочей силы. Предоставление крестьянам имущественных и определенных гражданских  прав способствовало развитию сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства.

  1. Земская, городская, судебная реформы.
    1. Земская реформа.

    Вслед за аграрной реформой в России были осуществлены и другие преобразования, прежде всего в области местного самоуправления, необходимость которых была для всех очевидна. До Александра II все органы самоуправления имели сословный характер. Развитие рыночных отношений побуждало правительство провести реформы по созданию всесословных управленческих структур в целях превращения феодальной монархии в буржуазную, чтобы приспособить политический строй России к новым экономическим условиям.

    Одной из наиболее важных была реформа местного самоуправления – земская реформа. 1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым формировались бессословные выборные органы местного управления – земства, избираемые всеми сословиями на три года. Земства состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

    В уездные земские собрания выбирались депутаты от землевладельцев – помещиков  и зажиточных крестьян, от богатых  горожан – купцов и промышленников, а также от остальных категорий  крестьян через выборных представителей. На уездных земских собраниях избирались члены уездной земской управы и депутаты в губернское земское собрание, которые, избирали членов губернской земской управы.

    Депутаты  земских собраний назывались «гласными» - имевшими право голоса, и считались «первым элементом» земства. Они собирались раз в год на заседания для утверждения годовых отчетов земской управы и земского бюджета. Депутаты не получали никакого вознаграждения за эту деятельность, в отличие от членов земских управ, которые считались земскими служащими и назывались «вторым элементом» земства.

    Земства имели право нанимать земских  врачей, учителей, землеустроителей и  прочих служащих, которые назывались «третьим элементом» земства. Для содержания земских служащих существовали определённые налоги с населения. В ведения земств входили самые разнообразные местные службы: строительство и эксплуатация дорог, почтовое ведомство, народное образование, здравоохранение, социальная защита населения, взаимное страхование и т.д. Все земские учреждения находились под контролем местной и центральной власти – губернатора и министра внутренних дел.

    Земская реформа была проведена не по всей стране, а всего лишь в 34 губерниях, там где проходила отмена крепостного  права.

    В целом для России создание местного самоуправления в виде земств сыграло положительную роль в решении многообразных проблем на местном уровне.

    2.2 Городская реформа.

    16 июля 1870 г. было утверждено "Городовое положение", закреплявшее систему органов городского общественного управления: городское избирательное собрание и городскую думу (с городской управой - исполнительным органом).

    Все городские избиратели в соответствии с имущественным (податным) цензом делились на три группы, каждая из которых избирала треть гласных в городскую думу.

    Думу  и управу возглавляло одно лицо - городской голова, утверждаемый в  своей должности губернатором или  министром внутренних дел.

    В выборах в органы городского самоуправления принимал участие довольно широкий круг избирателей. Предъявляемые требования сводились к следующему: участвовали в выборах лица, достигшие двадцатипятилетнего возраста, владеющие недвижимостью, промышленными или торговыми предприятиями, занимающиеся кустарными промыслами или мелкой торговлей, представляющие любое сословие. Не допускались к выборам лица, подвергавшиеся суду, отрешенные от должности, подследственные, лишенные духовного сана. Юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителей. Голосование было тайным.

    В компетенцию городской думы входили  вопросы: о назначении выборных должностных  лиц, установлении городских сборов, сложении недоимок, установлении правил о заведовании городскими имуществами, о приобретении городских недвижимостей, о займах.

Информация о работе Экономические реформы Александра II