Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:26, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 15 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Работа состоит из  1 файл

Ответы_для_менеджеров.doc

— 526.50 Кб (Скачать документ)

      Монопсония - рыночная ситуация, когда множеству продавцов противостоит один покупатель, называется монопсонией. Монопсония – это монополия на стороне спроса. Это явление очень характерно для рынка ресурсов.

      Особый  случай, когда один наниматель представляет 100% спроса на рынке труда. На монополизированном рынке труда ставка заработной платы  никем заранее не определена. Наниматель сам определяет комбинацию «цена-количество» на кривой предложения труда, имеющей положительный наклон.

      Примером  спроса также может служить единственное в регионе предприятие по переработке  овощей и фруктов, работающее на местном сырье.

      Монопсонистом выступает государство, осуществляя закупки зерна, вооружения, а также являясь единственным заказчиком (потребителем) в области фундаментальных исследований.

      Антимонопольное регулирование –  это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

      Методы  антимонопольного регулирования:

      1) ограничение монополизации рынка;

      2) постоянный государственный мониторинг;

      3) запрещение установления монополистических цен;

      4) сохранение и поддержание конкуренции  всех цивилизованных фирм.

      Антимонопольное законодательство –  законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

      Основные  цели антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных  условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации  на правовой основе, позволяющей исключить  монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.

      Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства.

      Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

      Экономические меры поддержания конкуренции и  борьбы с монополией:

      1) поощрение создания товаров-заменителей;

      2) поддержка новых фирм, среднего  и малого бизнеса;

      3) привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий,  зон свободной торговли;

      4) финансирование мероприятий по  расширению выпуска дефицитных  товаров в целях устранения  доминирующего положения отдельных  хозяйствующих субъектов.

      Антимонопольный комитет проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.

      Антимонопольная политика – это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

      По  решению Антимонопольного комитета доля хозяйствующего субъекта может  быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

      Общественное  регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных  форм.

      В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы  государственного регулирования.

      1. Административное регулирование  (лицензирование, квотирование экспорта  и импорта, контроль за ценами  и качеством продукции).

      2. Правовое регулирование (гражданское  законодательство, хозяйственное законодательство).

      3. Косвенное экономическое регулирование (субсидии, дотации, пособия, льготное кредитование, налоговые льготы).

      4. Прямое экономическое регулирование  (кредитно-денежная, налоговая, валютная, внешнеэкономическая политика).

      Обычно  государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

      В современных условиях главными функциями  государства становятся организация  экономического, правового и социально-политического  пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства. Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.

 

       12. Рынок: условия  возникновения, функции,  структура и модели  рынка

      Первоначально рынок существовал как особое место, где купля – продажа товаров осуществлялась в определённое время. То есть рынок в этот период своего развития имел пространственную и временную определённость.

      Постепенно, по мере того как товарное производство становилось господствующим, количество товаров возрастало, расширялся их ассортимент, увеличивалась и численность участников актов купли – продажи. Акты обмена начинают осуществлять в любое время и в любом месте, становятся неотъемлемым элементом экономической деятельности. Пространственная и временная определённость рынка исчезает.

      Товаром становится всё, и все становятся продавцами и покупателями. Акты купли  – продажи связываются информационными  потоками. Возникает рыночная экономика.

      Рыночная  экономика основана на товарном производстве. Поэтому её существование обусловлено общественным разделением труда, специализацией, наличием свободных независимых хозяйствующих субъектов, экономически ответственных за принимаемые решения.

      Современный рынок отличается сложной структурой. Для лучшего понимания сущности рыночных отношений ученые-экономисты предлагают следующую классификацию рынков.

      

      В системе рыночного регулирования  главную роль контролирующего механизма  играет конкуренция, заставляющая производителей удовлетворять общественные потребности наилучшим образом. Механизм рыночной конкуренции принуждает производителей к эффективной деятельности, использованию прогрессивных технологий, совершенствованию качественных характеристик и обновлению ассортимента товаров.

     Условия возникновения рынка

      П е р в о е   у с л  о в и е— разделение труда, которое  ведет к специализации и обмену.

      Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это  происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

      Здесь мы наблюдаем зародыш бартера  — одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и  «продавца» могли не совпадать. Тогда  приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

      Развитие  обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к  производству тех или иных товаров  специально для продажи. Только тогда  и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

      В т о р о е    у с  л о в и е— самостоятельность  экономических агентов, или, как  часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

      Для эффективного функционирования рыночного  хозяйства необходимо и   т  р е т ь е условие— свобода  предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты — это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

      Мировой и национальный опыт показывает, что  рынок влияет на все стороны жизни общества. Сущность рынка находит выражение в его экономических функциях. Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Можно выделить следующие основные функции:

      Посредническая  функция. Рынок соединяется в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная технологическая и экономическая взаимосвязь между конкретными участниками общественного производства. Современное производство основано на разделении труда, поэтому абсолютное большинство продуктов создается не для собственного, а для «чужого» потребителя. Именно рынок служит мостом, через который продукт поступает от производителя к потребителю по схеме: «производство-рынок-потребитель».

      Регулирующая  функция. Самая важная функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Рынок немыслим без конкуренции. Важную роль в рыночном конкурировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к сокращению. Неблагоприятное соотношение товара на рынке, отражающее несоответствие его общественным потребностям, вынуждает производителя переориентировать ресурсы на создание другого товара, потребность в котором не удовлетворена. Поэтому рынок способствует перераспределению ресурсов производства, стремясь приблизить ассортимент товаров к структуре общественных потребностей.

      Ценообразующая  функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услуги на рынке формируется цена, отражающая полезность товара и издержки на его производство. В экономике существуют затратный и рыночный механизм ценообразования. Суть затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в зависимость от издержек производства и обращения. Рынок признает только общественно необходимые затраты труда на производство данной продукции, только их согласен оплатить покупатель.

      Информационная  функция. Через постоянно меняющиеся цены, процентной ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

      Санирующая  функция. Рыночный механизм – неблагоприятная система, жесткая, подчас даже жестокая, которой присущи социальное расслоение, беспощадность по отношению к экономически слабым производителям. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, хозяйственно нежизнеспособных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным предприятиям (фирмам).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"