Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:26, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 15 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Работа состоит из  1 файл

Ответы_для_менеджеров.doc

— 526.50 Кб (Скачать документ)
  • упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;
  • система налогообложения в свободных экономических зонах;
  • система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;
  • система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

      Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации  налоговая система России (данные на 1 января 2006 года):

      Федеральные налоги и сборы:

      Налог на добавленную стоимость

      Акцизы

      Налог на доходы физических лиц

      Единый  социальный налог Гл 24 утратила силу (с 01.01.2010 - страховые взносы)

      Налог на прибыль организаций

      Налог на добычу полезных ископаемых

      Водный  налог

      Сборы за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

      Государственная пошлина

      Региональные  налоги:

      Налог на имущество организаций

      Налог на игорный бизнес

      Транспортный  налог

      Местные налоги:

      Земельный налог

      Налог на имущество физических лиц

      Специальные налоговые режимы:

      Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН)

      Упрощенная  система налогообложения

      Система налогообложения в виде единого  налога на вменённый доход для  отдельных видов деятельности

      Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

      Предусмотренные Налоговым Кодексом РФ налоговые  проверки:

      Камеральная налоговая проверка

      Выездная  налоговая проверка

      В 2000-е годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15). В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор.[5] Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост. Налоговая реформа оценивается экспертами как один из самых серьёзных успехов В.В. Путина.

 

11. Конкуренция и  монополия, антимонопольное государственное регулирование

      Конкуренция (от лат. concurro – «сталкиваться») – противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.

      Основные  условия возникновения конкуренции:

      1) полная хозяйственная (экономическая)  обособленность каждого товаропроизводителя;

      2) полная зависимость товаропроизводителя  от конъюнктуры рынка (экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления. Зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность);

      3) противостояние всем другим товаропроизводителям  в борьбе за покупательский  спрос.

      В различных отраслях экономики складывается разное состояние конкуренции. Между полюсами чистой конкуренции и чистой монополии находятся монополистическая конкуренция и олигополия.

      

      По  количеству производителей и покупателей  на рынке, типу продукции, возможности  контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние три характеризуются как рынки несовершенной конкуренции

Характерная черта Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая Олигополия Чистая  монополия
Число фирм Очень много Много мелких фирм Несколько

(3-5 фирм)

Одна 
Тип продукта Стандартизи-рованный Дифференци-рованный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный, нет  заменителей
Контроль  над ценой Отсутствует Некоторый, но в  узких рамках Ограниченный  взаимной зависимостью, значителен при  сговоре Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену
Условия вхождения в отрасль Очень легкие, нет препятствий Сравнительно  легкие Существенные  препятствия  Нет вхождения
Пример  отраслей Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви, аптеки, рестораны Производство  стали, автомобилей, сельхозмашин, инвентаря  и др. Местные предприятия коммунального хозяйства
 

      Совершенная (чистая) конкуренция  – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один не в состоянии контролировать рыночную цену.

      Основные  характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

      1) на рынке большое количество  покупателей и продавцов, каждый  занимает относительно малую  долю рынка данных товаров;

      2) тождественная, стандартизированная  продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;

      3) свободный доступ к рынкам  новых продавцов и возможность  такого же свободного выхода  из них, вход и выход из  отраслей абсолютно свободен (это  предполагает возможность каждому  гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства интересующей его отрасли хозяйства);

      4) наличие полной и доступной  информации для участников обмена  о ценах и их изменениях, о  продавцах и покупателях; экономические  субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке (ни один из товаровладельцев не в состоянии захватить весь рынок, а поэтому не может установить выгодную ему рыночную цену).

      Признаки  чистой конкуренции:

      Продукт стандартизован.

      На  рынке множество мелких фирм, каждая из которых производит не более одного процента от общеотраслевого продукта.

      Уход  с рынка производителя не оказывает  ни какого влияния на состояние рынка.

      Фирмы не интересуются действиями друг-друга.

      Продавец  принимает цену заданную рынком.

      Каждый  желающий войти в отрасль может  это сделать, не зависимо от воли конкурентов.

      Покупателю  безразлично товар какой фирмы  покупать.

      Совершенная (чистая) конкуренция — когда на рынке работает бесконечно большое количество производителей или продавцов данной продукции.

      Примеры чистой конкуренции очень редки. К ней можно отнести мировой  рынок ценных бумаг, фермерство США.

      Совершенная конкуренция предполагает, что фирмы  совершенно свободны в своих действиях. Это наиболее упрощённый для ценообразования  и обмена рынок. На таком рынке существует огромное множество продавцов и такое же количество покупателей.

      Ценообразование осуществляется стихийно, на основе взаимодействия спроса и предложения.

      Фирма, продающая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену.

      При совершенной конкуренции  каждый товаровладелец принимает рыночную цену как нечто  неподвластное ему. Его попытки продать  товар по своей  цене зачастую не удается. Не случайно русский народ издавна сложил такие поговорки: «Со своей ценой на базар не ездят», «Базар цену скажет».

      Позитивные  явления конкуренции:

  1. снижение издержек;
  2. быстрое внедрение НТП;
  3. гибкое приспособление к спросу;
  4. высокое качество продукции;
  5. препятствие к завышению цен.

      В условиях совершенной конкуренции  нет таких негативных процессов  как: перепроизводство  товаров, инфляция, безработица, монополизация рынка, поскольку в совершенной конкуренции  складываются идеальные экономические  условия.

     Примерами отраслей хозяйства  с чистой (или совершенной) конкуренцией являются:

     • сельскохозяйственное производство;

     • мелкая розничная  торговля;

     • сфера бытовых  услуг;

     • производство мелких объемов проектно-строительной продукции.

      В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются различные методы конкурентной борьбы:

      1) ценовая конкуренция. Производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства; предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты.

      В условиях цивилизованного рынка  снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую долю прибыли. Крупные монополии подчас вообще отказываются от получения прибыли, с тем чтобы с помощью низких цен на соответствующий товар полностью вытеснить конкурентов с рынка, а в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные убытки.

      2) неценовая конкуренция. Повышение технического уровня, качества продукции, создание товаров-заменителей, сервисное обслуживание, реклама и т.д. предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента.

      Особое  значение приобретают такие параметры  продукции, как экологичность, энергоемкость, эстетические показатели, безопасность.

      В конкурентной борьбе все большую  роль стали играть надежность и репутация  фирмы-производителя или поставщика товара, престижность. В последние  годы неценовая конкуренция, связанная с соперничеством за достижение наиболее высокого качества продукции, приобрела доминирующую роль. Важным инструментом конкурентной борьбы на рынке становятся товарные знаки и торговые фирмы.

      В условиях рынка свободная конкуренция  сдерживается рядом причин:

      Наличие коммерческой тайны ограничивает доступ к информации о рынке. Любая фирма  сталкивается с риском убытка. Мелкие и мало эффективные фирмы выталкиваются  более успешными, что приводит к  дифференциация предприятий в отрасли  по размерам. Крупные фирмы приобретают преимущества перед мелкими. Таким образом, возникают предпосылки для несовершенной конкуренции, при которой разные фирмы имеют разное влияние на ценообразование и разные свободы в принятии решений. Возникают случаи когда отдельные крупные предприятия оказывают существенное влияние на национальную экономику страны. Такие фирмы либо создают для себя выгодные условия, либо государство использует свою власть для защиты их интересов. Возникающее доминирующее положение фирмы даёт ей контроль над отраслевыми ценами.

      Ограниченность  совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур. Несовершенная конкуренция – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы или покупатели способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

      Монополистическая конкуренция –  это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

      В данной ситуации не требуется присутствия  на рынке тысяч или даже сотен  фирм, как при совершенной конкуренции, достаточно и нескольких десятков. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию, при монополистической — дифференцированную.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"