Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:26, шпаргалка

Описание

1.Спрос –это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, котор. покупатели могут и хотят заплатить за нужные им товары. Закон спроса: Чем выше цена, тем ниже спрос. Кривая спроса имеет отрицательн наклон вниз вправа, что говорит об обратнопропорциональной связи между 2мя переменными(цена и спрос).

Работа состоит из  1 файл

1-8(эконом теория).doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

1.Спрос –это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, котор. покупатели могут и хотят заплатить за нужные им товары. Закон спроса: Чем выше цена, тем ниже спрос. Кривая спроса имеет отрицательн наклон вниз вправа, что говорит об обратнопропорциональной связи между 2мя переменными(цена и спрос).

Неценовые факторы спроса: доходы населения(покупателей)товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменениями дохода(наз товарами высшей категории или нормальными товарами);спрос и цены на сопряженные (взаимозаменяемые и взаимодополняемые)товары, котор могут быть использованы для одних и тех же целей ;размер рынка(чем в большем объеме предлагается товар, тем меньше его цена);число покупателей;вкусы, предпочтения покупателей; потребительские ожидания.

Предложение –это совокупность товаров и услуг, котор находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Закон предложения: чем выше цена, тем больше (при прочих равных условиях) объем предложения.

Неценовые факторы: издержки производства(себестоимость);технология произ-ва;налоги и дотации; цены на др товары; конкуренция.

Взаимодействие спроса и предложения- процесс, порождающий  формирование рыночной цены, которая  удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

Равновесие означает такое состояние рынка, которое при определенной цене характеризуется равенством спроса и предложения.(Е-равновесие)

 Рыночное равновесие будет сохраняться, пока стабильными остаются неценовые факторы, влияющие на сдвиги графиков спроса и предложения. В нормальной экономике колебания равновесия носят временный характера. В результате колебания цен в итоге должна быть установлена новая равновесная цена. Рыночное равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

 

2.Эластичность спроса по цене- это отношение %го изменения величины спроса к %ному изменению его цены.Если величина спроса изменяется на больш %, чем цена и это увеличивает общий доход, то говорят об эластичности спроса, и наоборот.Коэффицент эластичности на сколько %ов изменяется объем спроса при изменении цены на 1%. Под эластичностью спроса по доходам понимается изменение спроса на товар в связи с изменением доходов потребителей. Если рост доходов приводит к росту спроса на товар, то данный товар относится к категории «нормальных», при снижении доходов потребителя и росте спроса на товар – товар относится к категории «низших». В основной своей массе потребительские товары относятся к категории нормальных. Измерения эластичности по доходам показывают, относится ли данный товар к категории «нормальных» или «низших».Перекрестная эластичность спроса свзяна с товарми взаимозаменяющих друг друга(субститутов).Эластичность предложения – чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары. На эластичность предложения оказывают влияние: наличие или отсутствие резервов производства – если имеются резервы, то в краткосрочном периоде предложение эластично; наличие возможности хранить запасы готовой продукции – предложение эластично. Коэффициент эластичности предложения показывает относительное изменение объема предложения при изменении цены на 1 %. Расчёт полностью аналогичен расчёту коэффициента эластичности спроса относительно цены, но Q будет обозначать размер предложения.Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:наличие заменителей (чем больше товаров - субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар;удельный вес товара в бюджете потребителя (чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность);размер дохода;качество товара (чем качественнее товар, тем менее эластичен спрос на него);степень необходимости товара, универсальность товара;размеры запаса (чем больше запас, тем более эластичен спрос);психология покупателя. Факторы, влияющие на эластичность предложения:способности к длительному хранению и стоимости хранения (для товара, который не может храниться длительное время, эластичность предложения будет низкой);особенности производственного процесса (если производитель товара может либо расширить его производство при повышении цены, либо переключиться на выпуск другой продукции при понижении его цены, то предложение этого товара является эластичным;временного фактора (производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены, так как требуется определенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье и т.д.)

3. Теория поведения потребителя — часть экономической теории, посвященная тому, как отдельные потребители распределяют свои доходы при покупке товаров и услуг. Основной постулат теории состоит в том, что потребители стремятся максимизировать полезность, или удовлетворение, получаемое от расходования фиксированного дохода.Теория потребительского поведения и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми индивид формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей. Теория потребительского поведения объясняет, как покупатели тратят свой доход с целью максимизации своих потребностей. Она показывает, каким образом на выбор влияют цены товаров, доход, предпочтения и как покупатели максимизируют свои «чистые» выигрыши от приобретения товаров и услуг. Эта теория имеет широкую сферу применения не только при осуществлении выбора в рыночной деятельности. Она может объяснить, например,как экономические соображения влияют на решения вступить в брак, иметь детей и распределять время между трудом и отдыхом.Поведение потребителя на рынке довольно сложно понять и объяснить. Масса причин влияет на вкусы и предпочтения человека при покупке им товара или услуги. Существуют методы, позволяющие предугадать возможное поведение потребителя.1.Маркетинговое изучение поведения потребителей ориентируется на запросы и требования потребителей. Маркетинговое изучение опирается на экономическую теорию, научную психологию и социологию.2.Системный анализ. Общие принципы и методы исследования опираются на экономическую теорию, объясняют поведение и спрос потребителя.В рамках системного анализа изучение поведения потребителя начинается с исследования его потребительского выбора, причин, по которым он предпочитает один товар другому.Обычно анализируют три версии потребительского выбора. Эти версии связаны, во-первых, с изучением концепции предельной полезности, во-вторых, с расчетом эффекта дохода и эффекта замещения, в-третьих, с анализом потребительских предпочтений.Потребительский выбор по третьей версии – совмещение потребительских предпочтений с бюджетными ограничениями, на основе которых определяется, какие сочетания товаров потребители выберут для покупки, чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей. Потребитель не может купить все, что ему хочется, если каждая покупка приводит к истощению его ограниченного денежного дохода. Сталкиваясь с экономическим фактором редкости, потребитель должен идти на компромиссы. Он должен выбирать между альтернативными ценностями, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее желательный набор продукции.От выбора, который сделают люди, после того как они соотнесут свои желания с доступными возможностями покупок тех или иных товаров, зависит то, на какое количество благ будет предъявлен спрос. Зависимость спроса от потребительского выбора очевидна. Спрос – понятие, которое связывает покупаемые блага с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих благ. То есть с точки зрения поведения покупателей спрос – желание и способность людей покупать товары или определенное соотношение количеств товара, которое покупается, и затрат покупателей – носителей спроса на приобретение этого количества товара.Затраты принято делить на две группы: денежные затраты, связанные с ценой; неденежные затраты, обусловленные неценовыми детерминантами, – субъективные вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, средний доход потребителей, цена на сопряженные товары.1)Кардиналистская, или количественная, теория потребительского поведения предполагает, что можно определить точную величину полезности, получаемой при потреблении блага. Количественная измеримость полезности дает возможность как для сравнения различных благ по их полезности, так и для определения разницы между ними. Сторонники теории (К. Менгер, Л. Вальрас). Основополагающее положение этой теории — постулат об убывании предельной полезности благ. Опираясь на этот постулат, можно сформулировать правило равновесия потребителя. Потребительское равновесие — ситуация, когда потребитель, ограниченный данным бюджетом, не может увеличить общую полезность, расходуя меньше средств на приобретение одного блага и больше — на приобретение другого.2)Ординалистская, или порядковая, теория потребительского поведения исходит из того, что потребитель не может численно измерить количество получаемой от потребления блага полезности, но может сравнивать и ранжировать наборы благ с позиции их предпочтительности.3)кривая безразличия. Все соотношения количеств этих благ для него равноценны, потребителю безразлично, какой набор выбрать. Следовательно, эти товары принадлежат к набору безразличия. Набор безразличия — набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью и поэтому не имеет предпочтения перед другими.4)Бюджетная линия: В то время как кривые безразличия описывают систему предпочтений потребителя, бюджетная линия характеризует множество доступных потребителю вариантов.Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы доступны потребителю при данных ценах и доходе. Бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Поскольку наборы благ, находящиеся на бюджетной линии, имеют равную стоимость, то увеличение покупок одного блага возможно только при сокращении покупок другого блага.

4. Предприятие (фирма) – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях получения прибыли.

Главное в  определении предприятия:    самостоятельность;    получение прибыли.Фирма: имеет представляет собой экономически обособленную хозяйственную единицу; является юридическим лицом, поэтому юридически независима; она имеет устав и собственный бюджет; производит различные блага, которые поставляет на рынок; производственно и финансово свободна, поскольку самостоятельно принимает решения, касающиеся ее функционирования; получение прибыли и минимизация издержек. По действующему российскому законодательству, на сегодняшний день существуют следующие организационно-правовые формы предприятий:

1.    Государственные и муниципальные унитарные предприятия.( Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. 
Унитарные предприятия подразделяются на две категории: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; Право хозяйственного ведения - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Право оперативного управления - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении. Предприятия могут создавать различные объединения).

2.    товарищества, в том числе:

·     полное товарищество(Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность. Участник полного товарищества, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества..

·     товарищество на вере(Им является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности);

3. Общества:

·     общество с ограниченной ответственностью(Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов);

·     общество с дополнительной ответственностью(Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью);

·     акционерное общество, в т. ч. открытого и закрытого типа(Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции);

Особенности функционирования акционерных обществ заключается в следующем: они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов;распыленностью риска, т.к. каждый акционер рискует потерять только те деньги, которые он затратил на приобретение акций;участие акционеров в управлении обществом;право акционеров на получение дохода (дивиденда);дополнительные возможности стимулирования персонала.

4. Производственный кооператив(Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов).

 

5.Издержки-это стоимость, используемых при производстве товаров и услуг факторов производства. Издержки представляют собой производственные затраты, которые затрачивают организаторы предприятия при осуществлении производственной деятельности с целью создания и реализации товаров и последующего получения прибыли. Краткосрочный период-это временной промежуток, в течение которого производственные мощности остаются постоянными. Краткосрочный период предполагает выделение постоянных и переменных издержек. Постоянные(FC)-не изменяются в ответ на изменение объема выпуска продукции. К постоянным издержкам относятся расходы на содержание производственных зданий, закупку оборудования. Переменные(VC)представляют собой издержки, которые изменяются в ответ на изменение объема выпуска продукции. К переменным издержкам относятся расходы на покупку сырьевых ресурсов, топливо, энергию. Общие издержки (ТС) - совокупные издержки фирмы, равные сумме ее постоянных и переменных издержек. Средние постоянные издержки (AFC) - это общие постоянные издержки на единицу продукции. Средние переменные издержки (AVC) - это общие переменные издержки на единицу продукции. Прямые издержки — это такие издержки, которые можно полностью отнести к товару или услуге.( 
стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров и услуг;заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно занятых производством товаров).

Косвенные (накладные) издержки — это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а  
расходы на содержание административного аппарата; 
арендную плату; амортизацию; проценты за кредит и т.п. Явные издержки определяются суммой расходов предприятия на оплату внешних ресурсов, т.е. ресурсов, не находящихся в собственности данной фирмы. Например, сырье, материалы, топливо, рабочая сила и т.д. Неявные издержки определяются стоимостью внутренних ресурсов, т.е. ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы. Предельные издержки представляют собой дополнительные или добавочные издежки связанные с производством еще одной единицы продукции. Оптимальный размер предприятия – это тот размер предприятия, тот масштаб производства, при котором достигаются наименьшие суммарные затраты, а любое отклонение, как к минимальному, так и к максимальному размеру – это потеря для предприятия, отрасли и национальной экономики в целом. Определяется рядом факторов: 1) уровнем механизации и автоматизации производственных процессов, 2) степенью специализации и кооперации производства, 3) обеспеченностью рабочей силой и наличием ресурсов в данной местности, 4) наличием источников сырья и энергии, расстоянием до них, 5) наличием потребителей продукции данной фирмы и расстоянием до них, 6) состоянием и перспективным развитием транспортных средств и коммуникаций, 7) сроками строительства фирмы. В долгосрочном периоде можно изменить все факторы производства. Когда они увеличиваются, то масштабы производства тоже увеличиваются. Под масштабом производства понимается размер фирмы по объему выпуска продукции.  Для анализа масштаба производства используется  понятие  «эффект масштаба производства»(отдача от масштаба). Это понятие характеризует изменение выпуска продукции при пропорциональном возрастании используемых факторов производства.  Если увеличить объем используемых факторов производства в n раз, а выпуск продукции увеличится также в n раз, то будет наблюдаться постоянная отдача от масштаба. Основной смысл экономии, обусловленной ростом масштаба производства, заключается в том, что по мере того, как предприятие расширяется и объемы выпускаемой им продукции увеличиваются, средние издержки на единицу продукции сокращаются. Это происходит частично вследствие снижения эксплуатационных и капитальных издержек, поскольку оборудование, которое имеет производственную мощность, в два раза превышающую мощность другого оборудования, как правило, не стоит в два раза больше как при его закупке, так и в ходе его эксплуатации. Производительность заводов повышается также, если они расширяются настолько, что могут с полной загрузкой использовать ресурсы, предназначенные для выполнения различных задач, например устройства для перемещения грузов в пределах предприятия, компьютерное оснащение и административный вспомогательный персонал.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"