Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:37, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Работа состоит из  1 файл

Зачет.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

 

Доходы фирм

Доходом наз-ют любые выгоды, полученные фирмой в ре-зультате деят-ти. Такая трактовка затрагивает различные цели, к-рые фирма может ставить перед собой. Эти цели не обязате-льно сводятся к максимизации денеж.дохода, получаемого в рез-те реализации т-ров и услуг на рынке. Ф-ма может ставить перед собой разнообраз-е, соц., технологич., инновационные цели и поэтому не везде успех определяется как рез-тат про-даж. В более узком смысле Д. определ-ся как денеж.рез-тат деят-ти ф-мы. При таком подходе различают реализационные и нереализационные д-ды. Реализ-е наз-ся выручкой. Выр-ка – то кол-во денег, к-рое ф-ма реально получила от продажи т-ров и услуг на рынке. Нереализац. д-ды – чаще всего д-ды, по-лучаемые в рез-те деят-ти, несвязанные с произв-вом т-ров и услуг. К такой деят-ти относят деловое консультирование, по-средничество и т.д. Весьма существ-м Д. мб Д от реализации ценных бумаг, принадлеж-х ф-ме. Большое значение может иметь продажа матер.рес-сов, инфо, недвижимости. Статистика показ-ет, что основные Д ф-ма получает в рез-те реализации созданных ею т-ров и услуг. 

Альтернативные  издержки

Проблема изд-к  определяется как одна из наиболее сущест-венных в деят-ти любой Ф. Достаточно глубоко эту проб-му проанализировал  Маркс в 3томе «Капитала».Он установил  что изд-ки произв-ва представляют собой денеж.затраты, необхо-димые для приобретения того кол-ва труда и капитала (и дру-гих эконом.рес-сов), требующ-ся для произв-ва и реализации данного кол-ва товаров и услуг. Денеж.затраты любого предп-тия носят альтернативный хар-р. Альт-ть – в 2х смыслах: 1) как вызванная редкостью или ограниченностью рес-сов; 2) объясняется тем, что если дан.рес-рс направлен на произв-во товара А, то этот же рес-рс не может быть использ-н для про-изв-ва товара В. Различают виды АИзд-к: 1)явные: а)оплата труда,оклады управляющих;б)оплата сырья, материалов, пред-метов труда;в)оплата станков, оборудования;г)плата банкам % за капитал;д)плата за землю, воду, арендная плата;е)опата тра-нспортных услуг;ж)оплата командировочных и др;з)прочие расходы. Явные затраты – бухгалтерские (отражаются на сче-тах бух.учета); 2)неявные: а)зат-ты, связанные с использ-ем рес-сов, к-рые принадлежат Ф, не покупаются на рынке; б)изд-ки упущенной выгоды. 
 

Общие, средние, предельные издержки.

Общие изд-ки – (ТC) суммарная величина затрат Ф на произв-во и реализацию продукции. ОИ включают в себя пос-тоянные из-ки (TFC) и переменные из-ки (TVC). Постоянные – из-ки, к-рые не зависят от V выпускаемой продукции (арен-да земли, сданий). Исчезают вместе с самой Ф. Переменные из-ки изменяются вместе с изменением V произв-ва (зарплата и затраты на сырье и материалы). TC=TFC+TVC. Средние – (АС)изд-ки произв-ва единицы продукции. Состоят из посто-янных (AFC) и переменных (AVC). АС=ТС/Q. АFC=FC/Q. AVC=VC/Q. Предельные – (МС)изд-ки произв-ва каждой следующей единицы товара. МС=ТС/Q. Если ТС – в виде функции, то МС= первой производной ТС. 

Прибыль фирмы

Прибыль – положительная разница меджу совокупными доходами и расходами фирм. Совокуп.д-ды – выручка, а сово-куп.расходы – издержки, в рез-те прибыль наз-ся бухгалтерс-кой. Сущ-ет экономич.пр-ль= д-ды – бух.изд-ки – неявные изд-ки . Экон.пр-ль всегда меньше бух-кой. Соглано модели Баумоля полезность любых операций для ф-мы есть ф-ция прибыли U=f(П). М-ль Баумоля предп-ет: П=TR-TC=p*q – q*AC (АС-сред.изд-ки). Выводы: 1) Пр-ль всегда выше если р выше и q выше, но поск-ку при росте р спрос ниже, то 2) пр-ль выше если р выше (цена в %ном см-ле  в большей степени чем объем), q ниже; 3)пр-ль выше если р снизиться меньше чем в %ном смысле q увеличится. 
 

 

Оптимальная и максимальная прибыль

Оптимальной наз-ся такая пр-ль, при к-рой max V пр-ли  достигается при min Vме изд-к, т.е TR/TC=> max доходность, а П/TC=> max рентабельность. Дох-ть относится к деят-ти, а рентаб-ть чаще всего относится к капиталу. Максимальная – идеальное условие быстрого роста для торговцев любым това-ром. Баумоль полагал, что при прочих равных условиях опти-мальная прибыль возникает при меньшем V произв-ва и изобразил их на базе стандартных кривых.  Модель ма-ксималь.прибыли продемонстрировал Уильямсон в ра-боте «Эконом.институты капитала». Модель максималь. прибыли явл-ся неудовлетворенной. Саймон в работе «Огра-ниченная рациональность» сделал вывод, что максимума мож-но достич при полном напряжении рес-сов (предприним-ли ставят перед собой достижимые цели прибыльности). Теория Саймона дополнила теорию Уильямсона: Любая Ф в данный момент времени имеет возм-ти и резервы для развития, а теория опти-маль-ти необходима для понимания разницы между реально достигаемыми резуль-ми, к-рые могла получить идеальная Ф. 
 

Оптимум фирм в коротком и  длинном периоде

Условно деят-ть любой Ф можно рассм-ть в мгновенном, коротком и длинном периодах. Мгнов-й – период, когда все экон.рес-сы постоянны и V произв-ва постоянный. Короткий – когда все рес-сы за исключ-ем 1 явл-ся постоянными, этот 1 изменяется и наз-ся переменным и именно его изменение вы-зывает изменение V произв-ва. Длинный – когда все экон.рес-сы явл-ся переменными и изменение V произв-ва вызывается изменением в использовании всех экон.рес-сов. В корот.пер-де затраты Ф состоят из признаков сущест-ния постоянных затрат, явл-ся их наличие при нулевом V произв-ва. 
 

Совершенный рынок

Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Vмы произв-ва и предложения со стороны отдельных производителей сост-ет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна "соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр.

Участники конкур-ного рынка имеют равный доступ к инфо, т.е. все продавцы имеют представление  о цене, технологии произв-ва, возможной  прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Сущес-ет свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать произв-во данного товара или беспрепятственно покинуть рынок. Колебания цены могут быть довольно интересными - сравните цену яблок в конце лета и весной, - но разница в цене эта не результат действия отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке. На практике совершен.конкуренция в чистом виде - явление редкое не только в ХХ столетии, но и предыдущих веках. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру. 
 
 
 
 

 

 

Несовершенный рынок

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при к-ром не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкур-ции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыноч.предложения, оказываются в особых отношениях с рыноч.средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции. НК принято подразделять на 3 основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. 
 
 

Монополия и ее происхождения

Монополия – от греч. – один продаю; от лат. моно и полис – один властвует; - наз-ся ситуация или явление, к-рое характер-ся асимметрией в отношениях власти. В эконом. системе М проявляет себя в форме частной собственности, т.е неразде-ленного ни с кем права принимать решения по поводу сущ-ния или ф-ния объекта или субъекта, наход-ся вне пределов данного. В этом смысле 1значение М определилось Марксом (эконом. рукописи 1858-59). Происхождение М: Маркс считал что в эк. сис-ме М проявляет себя как результат истор. процесса развития конкуренции. Он рассм-л М как тип рын.структуры, для к-рой харак-но взаимодействие множ-ва покуп-лей однородного продукта с единств-м продавцом, т.е сит-ция при к-рой весь V предложения товара на дан.рынке осущ-ся единств-м продавцом так, что именно он определяет цену и условие продажи т-ра на рынке. 2 основных проц-са, приводящие к образов М (Ленин): 1.Сущностный («Подрыв М-ей то-варного произв-ва») М происх-т из конкур-ции, модифицирует её и отрицает. В основе возник-ния М лежит проц-с, описыв-й законом стоим-ти (конкур.борьбы). 2.Централизация – проц-с добровольного или насильственного объединения уже сущ-щих произв-в и капитала в управление отдельного собственни-ка (слияние или альянс). 4 вида М-ких объединений (Ленин): картели (Герм)-форма М.О, при к-рой дележу подвергаются рынки сбыта, тресты (США)-участники не самостоятельны в вопросах произв-ва,сбыта и управления,но самост-ны в фи-нансах, синдикаты (Рос)-соглашающееся о дележе рынков сбыта и установлении норм произв-ва, концерны (Франц)-объединение всех сторон деят-ти и как правило во главе – крупные банки. 
 

Механизмы монополии

     Мех-м М. М возникает там и тогда, где и когда формир-ся высокие барьеры для вступления в отрасли. Это м.б связано с экономией от масштаба произв-ва, когда по мере увеличения V произв-ва, величина средних постоян.затрат уменьш-ся на столько что перестает играть сколько-нибудь значительную роль. 3 вида М: 1.Абсолютная – харак-ет деят-ть гос-ва и свя-зана с распределением политич.власти гос-ва не только на экономич. но и соц.подсистему; 2.Чистая – редкое эконом.яв-ление, при к-рой 100% V произв-ва и предложения данного то-вара предлагает единственный производитель. Возникает если сущ-ет незамененный рес-рс или продукт; 3.Нормальная – связана с такой ситуацией, в к-рой больш-во товаров данного вида реализуется на рынке данным произв-лем.  
 
 
 

 

 
 

Олигополия

Олигополия – (от олиго – много, полис – власть) – струк-тура рынка, при к-рой сущ-ет возм-ть явного или неявного сговора между продавцами по поводу цен и условий купли-продажи товаров. Различают 2 вида: 1)Плотные – условно от-раслевые стр-ры, насчитывается от 2х до 8 продавцов;2)Разря-женные – более 8 прод-цов, считается что в первом случае возможны явные сговоры, а во 2м неявные. С точки зрения реализованного на рынке продукта различают ординарные и дифференцированные. При ординарных – продукция стандар-тна, однородна, с кач-ной точки зрения выигрыш производи-теля не может быть значительным. Дифференц-ные О – хакт-но, что выпускается широкий ассортимент продукции и кач-ные различия могут быть существенны. Значение в теории О. имеют: местоположение предпр-тий (некоторые виды регио-нальных и нац.рынков, обслуживаются незначительным кол-вом продавцов). Теория О учитывает наличие межотраслевой конкуренции, связанной с произв-вом товаров субститутов и наличием возможности импорта. 
 
 
 

Монопсония.

Монопсония — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множ-вом продавцов, диктуя им цену и V продаж.Чистая М - редкое явление. Она может сущ-вать в небольших городах, в к-рых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, ядерного оружия. Оно закупает все его рыноч.предложения, т.к продажа этого товара другим покупателям запрещена. Примером монопсонии явл-ся рынок труда, на к-ром сущ-ет множ-во работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы. М возникает при след. условиях: 1)на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо 1 крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в 1 группу и выступающих как единый наниматель труда; 2)этот вид труда не имеет высокой мобильности; 4)фирма-монопсонист сама устанавливает ставку зарплаты, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу. При совершенном конкурентном рынке труда предприниматели имеют широкий выбор специалистов, мобильность труда абсолютна, любая фирма нанимает труд по неизменной цене, а кривая предл-ния труда в отрасли отражает предельные издержки на наем ресурса — труда. В условиях же М сама фирма-монопсонист олицетворяет собой отрасль, поэтому кривые предл-ния труда для фирмы и отрасли совпадают. Но для отдельной фирмы-монопсониста кривая предл-ния труда показывает не предельные, а средние величины изд-жек на наем труда, для монопсониста кривая предложения труда является кривой средних издержек (AC), а не предельных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Монополистическая конкуренция.

Большинство производителей, производящие похожие, но различные  с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции. Товары группы одного назначения явл-ся близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителям самост-но устанавливать цену вне зависимости от действий конкурента. Каждая Ф явл-ся единственным производителем, и в этом смысле, монополистом. Однако, Ф имеет ограниченный контроль над рыноч.ценой. На рынках МК на долю 4х крупнейших фирм обычно приходится не более 25% общих внутренних поставок, а на восемь менее 50%. Вход на рынок МК достаточно свободен и определяется размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не на столько легок: в процессе завоевания доли новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами. Следует заметить, что дифференциация продукта в какой-то степени определят степень монополизации рынка. 
 

Рабочая сила.

Рабочая сила – способность чел-ка к труду, совокупность физических и духовных способностей, к-рые чел-к использует в своей деят-ти; кол-во людей, готовых работать по найму. Особенность РС как товара состоит в том, что собственником и носителем этого товара явл-ся работник со всеми его права-ми чел-ка и гражданина. Работодатель должен соблюдать об-щественные нормы и морали, не имеет право нарушать зако-нодательство о продолжительности рабоч.времени, об оплате и безопасности труда. Как и всякий товар РС имеет потребите-льную стоимость. Потребительная стоим-ть товара РС имеет => харак-ки: 1)уровень и содержание профессиональных зна-ний, навыков и умений; 2)физические харак-ки (пол, возраст, семейное положение, место жительства и т.д);3)специфич.хар-ки (владение компьютером и иностран.языком, комуникабель-ность, профессиональная гибкость и т.д). РС мб: длительного пользования, кратковременного польз-ния, единовременные услуги. Конкурентоспособность харак-ет качественную сторо-ну трудового потенциала индивида, показывает в какой мере его возрастные, профессиональные, квалификационные, фи-зиологические харак-ки соответствуют условиям найма РС на рынке труда. 
 
 
 
 
 
 

Рынок труда и его  механизм.

Рынок труда – система конкурентных связей между участ-никами рынка (предпринимателями, трудящимися и гос-вом) по поводу найма. Объектом купли-продажи на РТ явл-ся рабо-чая сила, а предметом торга – определенный вид способностей чел-ка. Функции РТ: 1)социальная (обеспечение нормального дохода и благосостояния людей);2)экономическая (рациональ-ное вовлечение, размещение, регулирование и использование труда);3)стимулирующая (конкуренция между его участника-ми, повышение квалификации). По критерию соц.группы раз-личают рынки физич.труда (рабочие), умственного Т (служа-щие), творческого Т (интеллигенция), крестьянского Т и т.д. Основными элем-ми механ-ма РТ явл-ся спрос на труд, пред-ложение Т и цена Т. Сущ-ют службы занятости населения (бюро, биржи, центры и т.д). По типу выделяют внешний (отношения между покупателями и продавцами в маштабе ст-раны, региона) и внутренний (в пределах 1 предприятия). 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"