Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:37, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Работа состоит из  1 файл

Зачет.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

Избыток. Установление минимального уровня цены, которые  выше цены равновесия, приводит к образованию избытка товаров. Если цена равновесия равна P0, а цена установленная государством должна быть не ниже чем P1, то возникают излишки что приводит к перепроизводству товара. 
 
 
 
 
 

Рыночное равновесие - состояние рынка при равенстве спроса и предложения. Рын Р:  - устанавливается в результате взаимодействия решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже; и  - выражается в равновесной цене продукта и в его кол-ве, реально продаваемом на рынке.  Различают 3 вида рын.р: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное, через к-рые последовательно проходит предложение в процессе увеличения его эластичности в ответ на возрастание спроса. Выделяют 4 варианта влияния сдвигов кривых спроса и предл-ния на цену и V благ:1)Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена и равновесный V блага;2)Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в рез-тате чего снижаются равновесная цена и равновесный V блага; 3)Увеличение предл-ния блага сдвигает кривую предл-ния вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный V блага;4)Уменьшение предл-ния блага сдвигает кривую предл-ния влево, в рез-тате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный V блага. 

Дефицит, его причины и  последствия.

Товарный дефицит  — превышение совокупного спроса над совокупным предложением.

Бюджетный дефицит  — превышение расходов бюджета над  доходами.

Установление  государственной цены на уровне ниже цены равновесия приводит к образованию дефицита. Если цена равновесия равна 4, a государственная цена равна 2, то величина дефицита соответствует длине отрезка Q1,Q2.

Причины. Не способность  производителя произвести нужное количество товара. Или низкая цена на рынке за товар не компенсирующие затраты.

Последствия. Не хватка товара на рынке. Повышение цена на товар. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эластичность.

Эластичность – это мера реакции одной величины на изменение другой. Э - важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов (цены, дохода и др.). Понятие Э связано со спросом на товары в зависимости от их цены. Мерой такого измерения служит коэф-ент Э спроса. Эл-сть спроса по цене, или ценовая Э спроса, к-рая показывает, на сколько изменится в %ном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%. Среди основных факторов, определяющих Э спроса по цене можно выделить сл-щие: наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);временной фактор (рыноч.спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что производители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная  паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Коэффициент перекрестной Э харак-ет степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%.В зависимости от характера взаимосвязи анализируемых товаров коэф-нт может быть положительным, отрицательным или = 0. Основным фактором, определяющим перекрестную Э различных товаров, явл-ся потребительские св-ва различных благ, их способность замещать или дополнять друг друга в потреблении. Перекрестная Э может иметь ассиметричных хар-тер, когда один товар строго зависит от другого. Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий. Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими (например джин и тоник). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой. Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар. Эласт-ть предлож-я – коэф-нт ценовой Э предл-ния показывает степень количественного изменения предл-ния при изменении цены на 1%. Степень изменения V предл-ния в зависимости от изменения цены харак-зует Э предл-ния по цене. Мерой этого изменения явл-ся коэф-нт Э предл-ния, рассчитываемый как отношение V предл-ния к росту цен. Основными факторами, определяющими Э предл-ния явл-ся: период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)для мгнов-го п-да предл-ние неэластично; для кратк-ного п-да производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене; для долг-ного п-да предл-ние эластично; специфика произв-ва (минимальный V затрат на расширение произв-ва);  возможности хранения изготовленной продукции; максимально возможный Vпроизв-ва при полной загрузке мощностей. Если предлагаемое кол-во товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предл-ние. Когда же небольшое изменение цены вызывает сокращение предл-ния до 0, а небольшое увеличение цены обуславливает увеличение предл-ния то данная ситуация характеризует абсолютно эластичное предложение. Таким образом Э предл-ния изменяется под воздействием технич.прогресса, изменения качественного и кол-ного состава используемых рес-сов, усиления ограниченности рес-сов применяемых при произв-ве того или иного товара, что ведет к уменьшению значения Э предл-ния. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Потребители и их рыночное равновесие.

Рынки передают инфо в форме цен людям, к-рые  покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют  свою деят-ть на основе этой инфо и своих  знаний. На каждом рынке сущ-ет множ-во продавцов и покупателей, каждый из к-рых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состояние выполнить  намеченные планы. Возможно, что общее кол-во товаров, к-рое потребители планируют купить >чем кол-во товаров, к-рое производители желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям придется менять планы. Возможно также, что планируемый сбыт превысит планируемое потребление по данной цене. Тогда изменятся планы продавцов. Иногда происходит так, что суммарное кол-во товара, предложенное производителями, в точности совпадает с кол-вом товара, к-рое потребители планируют купить. Если планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы менять. В этом случае рынок находится в состоянии равновесия. Равновесие - ситуация, в к-рой уравновешиваются разнонаправленные силы. Данное определение описывает и рыноч. рав-сие. Смысл Р: в точке пересечения (в точке равновесия) совпадает количество, к-рое потребитель желает купить, а производитель продать. И только при такой цене, когда эти планы продажи и покупок совпадают, цена не имеет тенденции к изменению. Закон рынР  утверждает, что цена любого товара изменяется, чтобы привести спрос и предл-ние товара в сост-ние рав-сия.

Стабильное рав-сие- состояние, отклонение от к-рого приводит к возвращению в это же сост-ние. Конкурентная цена- цена рав-сия, образованная на конкурентном  рынке. Таким об-зом на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар от его цены, устанавливается

равновесная рыноч.цена, соответствующая выравниванию спроса и предл-ния. Рыночная цена называется свободной, т.е она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов  рынка. Равновесный V - V предложения и V спроса в условиях, когда цена уравновешивает спрос и предл-ние.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Бюджетная линия  показывает различные комбинации 2х продуктов, к-рые могут быть приобретены при фиксированной величине денеж.дохода. Расположение БЛ зависит от: величины денеж.дохода; изменения цен товаров. если  БЛ будет в точке С то потреб-ль не сможет купить опред-е кол-во А и Б.если в С1 то покупка возможна, но при этом часть бюджета будет не израсход-а. Уравнение БЛ: У=p*y+z*x БЛ показывает процесс замещения товара А товара В.Снижение денеж.дохода при условии, что цены на товары остаются неизменными, приводит к параллельному смещению БЛ влево. Соответственно увеличение денеж.дохода приводит к смещению БЛ вправо. Если цены на оба товара будут изменяться пропорционально, т. е. увеличиваться или уменьшаться в одно и то же кол-во раз (например, при 10% инфляции все цены увеличиваются в 1,1 раза), то БЛ также будет параллельно перемещаться; если цены пропорционально возрастут, то БЛ сместится влево и, наоборот, снижение цен переместит БЛ вправо. Отсюда следует, что если доход и цены одновременно пропорционально возрастут (или одновременно пропорционально понизятся), то положение БЛ не изменится. В этом состоит смысл индексации доходов населения: инфляционное повышение цен, к-рое приводит к параллельному смещению БЛ влево, сопровождается одновременным пропорциональным (т. е. в то же количество раз) увеличением дохода (что смещает БЛ параллельно вправо), и БЛ, а значит, и реальное благосостояние потребителей не меняются. 
 

 Кривая безразличия-U1-совокупная полезность товара А и В. Все точки и точка С0 не имеют общих точек с БЛ  Х0 и У0 т.е желая получить потребность, потребитель не сможет купить нужного кол-ва товара АиВ одноврем-но. Если потребитель захочет получить КБ  U2 то ей принадлежат точки С123. С точки зрения полезности точки одинаковы т.к принадлежат одной и той же КБ, но с точки зр-я расхода бюжета очевидно, что в точках С1 и С3 на получения С2 той же полезности затрачено больше денег. => U2 не явл-ся оптимальным. Тогда с точки зр-я матем-и будет строгим предполож-ть что след-ет выбрать полезность U3-КБ ,к-рой имеет одну общую точку Е. В этой точке потребитель совершает свой выбор т.к получает желаемую полезность путем покупки АиВ.  
 
 
 
 
 

 

Эффекты в потреблении

Эффект  присоединения к  большинству — эф-кт увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, к-рый покупают другие. Решение, принимаемое субъектом, зависит т обр-м от мнения и поведения других субъектов. Пример эф-кта - мода. Эф-кт сноба - явление, противоположное эф-кту подражания. V спроса «сноба» тем меньше, чем больше данного блага покупают другие. Особой разновидностью ЭС явл-ся эф-кт престижа, выражающийся в покупке благ, обладание к-рыми подчеркивает исключительность их владельцев, к-рые могут себе позволить то, что недоступно другим. Эф-кт Веблена — рост величины спроса на товар при увеличении цены товара, наблюдаемый в условиях демонстративного потребления, когда богатые приобретают товар, чтобы продемонстрировать свои возможности. ЭВ харак-зует. величину, на к-рую возрастает индивидуальный спрос вследствие увеличения цены на рассматриваемый товар. Эф-кт наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, что и вызывает дополнительный спрос. Эф-кт дохода - изменение реального дохода потребителя вследствие изменения цены на потребляемые блага. Если денеж.доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное кол-во благ, к-рое можно приобрести на его денеж.доход. Когда цена некоторого блага растет при неизменном денеж.доходе, то реальный доход потребителя понижается, и он будет сокращать потребление почти всех благ. Это и есть ЭД, отражающий влияние изменения цены на величину спроса на блага, к-рое имеет место из-за влияния этого изменения на величину реального дохода потребителя. Эф-кт замены (замещения) - замена одного блага другим, обусловленная изменением их относительных цен. Понижение цены блага вызывает рост V спроса на него. Более низкая цена одного блага при неизменных ценах на другие блага повышает его привлекательность, стимулирует потребителей заменить подешевевшим благом другие блага, оказавшиеся относительно более дорогими. Наоборот, если, например, цена какао растет, а цены остальных благ неизменны, то какао становится относительно дороже. В этом случае его будут покупать меньше, а чая купят больше. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Полезность  благ. Предельная полезность

Основоположник  теории полезности блага – Карл Менгер. Последователи – его ученики Фр.Визер, О фон Бён-Боверк.. Он обратил внимание на то, что 1 и тоже благо оценивается людьми совершенно по разному. Это означало, что у этого блага различна способность удовлетворять потребности, т.к на рынке сущ-ет обмен, к-рый формируется не столько объек-тивными хар-ками дан.блага, ск-ко субъективными предпочте-ниями, реализующими себя в обмене. Такая субъективная ка-тегория определяется Менгером как полезность товара – спо-собность товара удовлетворять потребность потребителя, ос-новывается на субъективной оценке этим потребит-м данного блага. Менгер предложил условную единицу полез-ти – ютиль (от лат. утилити – полезный). Основополагающими идеями пол-ти явл-ся общая, средняя и предельная полез-ти. Общая п-ть – субъектив.оценка полез-ти всех благ дан.вида, представ-ленных в наборе. По его мнению по мере увеличения кол-ва благ в наборе, полез-ть в наборе возрастает. Средняя пол-ть AU=TU/100 (TU – общая п-ть). Его ученик Визер взял за осно-ву его методологию и рассмотрел процесс потребления как последовательный, в виде предельной пол-ти т.е пол-ти каж-дой следующей единицы товара в наборе. Предельная пол-ть – изменение общей пол-ти благ, при увеличении кол-ва благ на единицу. Пред.пол-ть MU=TU1-TU2/Q2-Q1 (TU1-TU2-измене-ние общей пол-ти, Q2-Q1-изменение общего кол-ва благ). Вы-вод Визера: предель.пол-ть благ в наборе, при последователь-ном потреблении уменьшается. Эту идею окончательно офор-мил в виде закона предель.пол-ти благ Бён-Боверк: пол-ть пре-дыдущей единицы товара > полез-ти последующего. Он утвер-ждал что на пол-ть блага кроме субъективной оценки влияет место, время и условия потребления;  если у блага нет близких заменителей, то его полез-ть существенно возрастет. Он пре-ложил принцип непрерывности (ценное->полезное->бесполез-ное->вредное)(воспользовался «робинзонадой» 
 
 
 
 

Экономическая природа фирм.

В теч.длительного  времени экон.теория рассм-ла фирму, к-рая явл-ся основным производителем продукции. Считалось, что Ф появл-ся на рынке и исчезают с него в  силу субъектив-ного решения владельца начать деят-ть или прекратить её. «Природа фирм» - работа Р.Коуза (существование и развитие Ф в рын.экон-ке). Ф – эконом.субъект, к-рый занимается про-изводственной и коммерческой деят-тью и обладает самостоя-тельностью. Рассм-рел работу Найда «Неопределенность, рис-ки, бизнес», сделал ряд предположений относительно «ПФ». Возникновение Ф на рынке в первую очередь объясняется объективными причинами. В своей работе Найд пришел к вы-воду, что причиной появления Ф на рынке явл-ся стремление производителей и покупателей избеать рисков (степень полу-чения убытков или потерь в результате деят-ти). Регистрацию Ф и видов её деят-ти можно рассм-ть как контракт (Ф соблю-дает законодательство, а гос-во защищает её). 
 
 
 
 
 
 
 

 

Транзакционные и  организационные  издержки

Трансакционные  изд-ки – те изд-ки, к-рые несут произво-дители и потребители продукции, вынужденные обращаться к рын.механизму для удовлетворения своих потребностей (изд-ки субъектов, связанные с несовершенным рыноч.хоз.механ-мом). Коуз выделил 4 основных вида ТИ: 1)изд-ки вычленения (современный процесс произв-ва и потребления благ); 2) изд-ки поиска инфо (инфо на рынке обладает достоверностью и доступна всем уч-кам обмена);3)изд-ки поведения (поведение поставщика);4)изд-ки масштаба (кол-во товаров, к-рое надо произвести чтобы весь V был полностью реализован). В своей классификации Менар считал изд-ки вычленения изд-ками от-лынивания. Оргинизационные изд-ки – изд-ки по обеспече-нию контроля и распределению рес-сов внутри организации, изд-ки по минимизации оппортунистического поведения вну-три Ф. Связанные с формированием структур управления в предприятии, надзора и контроля над эконом.деят-тью. Т и О изд-ки явл-ся взаимосвязанными, увеличение одних ведет к уменьшению других и наоборот. 
 
 
 

Фирмы и рынки особенности механизмов

Механ-м  фирм это мех-зм устойчивых сделок или контрактов и он альтернативен мех-зму рынка. В работе «ПФ» Коуз сделал ряд фундаментальных выводов о взаимодействии мех-зма Ф и мех-зма Р: 1)первоначальное распред-ние прав собственности в условиях совершен.конкурции и не имеет никакого значения и обмен происходит до тех пор пока транс-акц.изд-ки не будут =0 (теорема Коуза);2)рын.мех-зм предпо-лагает сущ-ние эк-ки без фирм, но т.к Ф сущ-ют, то в силу закона Фейербаха – всё действительное разумно, можно пред-положить что сущ-ние Ф: а)трансформирует рын.мех-зм т.к исключает внутренние трансакции и повышает роль устойчи-вых сделок в эк.сис-ме;б)Ф приспосабливают свою деят-ть к реалиям рынка;в)Ф приспосабливает Р к своему сущетв-нию.

Коуз сформулировал 2 вопроса и сам же ответил на них: 1.ес-ли величина трансакц.изд-к < чем величина изд-к замещения рын.мех-зма, то будет использ-ся мех-зм стихийных продаж неизвестному покупателю по ценам, к-рые сложатся в момент сделки;2.если величина тр.изд-ки > чем величина организац-х, то будет использ-ся мех-зм устойчивых сделок или контрактов.

Экономические цели фирм.

Экономич.цели фирм: преобразование эконом-х ресурсов в готовую продукцию; максимизация денежной прибыли; ми-нимизация убытков; сохранение численности персонала; мак-симальная отдача на инвестиционный капитал; отказ от неэф-фективных видов произв-ва или продукции; рост стоимости Ф (стоимости бизнеса); удовлетворение внешних требований к Ф со стороны гос-ва. 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"