Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:37, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Работа состоит из  1 файл

Зачет.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

  Источники любого производства – это ресурсы, которыми располагает общество, что же понимает экономическая теория под « ресурсами производства»?

  Ресурсы и факторы производства – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.

  В экономической  теории ресурсы принято делить на четыре группы:

  1. природные – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают « неисчерпаемые» и « исчерпаемые» (последние в последнюю очередь делятся на «возобновляемые» и « невозобновимые»);
  2. материальные – все созданные человеком («рукотворные») средства производства, (которые, следовательно, сами являются результатом производства);
  3. трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое в «ресурсном» аспекте обычно оценивают по трём параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному;
  4. финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Труд  как экономический  ресурс. Земля как  экономический фактор

Принято выделять четыре вида экономических ресурсов: земля, труд, капитал и предпринимательские способности. Эти виды ресурсов иногда называют также факторами производства.

Термин земля  в экономической теории означает природные ресурсы, т.е. площадь, расположение и плодородие земли, полезные ископаемые, климат, лес, запасы воды, гидроэнергии и т.п. Однако природные ресурсы играют не только пассивную роль источников сырья и энергии. Благодаря особым физико-химическим и биологическим свойствам земля является активным ресурсом, обеспечивающим возможность многократного возрастания стоимости продукции по сравнению с величиной издержек (например, колос, вырастающий из одного зерна). Таким образом, земля – это один из важных источников «чистого продукта», т.е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.

Труд как экономический  ресурс обычно характеризуется численностью работников, их квалификацией, длительностью  и интенсивностью выполнения производственных функций. Затраты труда принято  оценивать количеством отработанных человеко-часов и расходами на персонал, включающими заработную плату и социальные выплаты. 
 
 
 
 

Капитал и его сущность 

Капита́л (от лат. capitalis — главный, главное имущество, главная сумма) — совокупность товаров, имущества, активов, используемых для  получения прибыли, богатства. В более узком смысле это источник дохода в виде средств производства (физический капитал). Под денежным капиталом понимают деньги, с помощью которых приобретается физический капитал. Направление материальных и денежных средств в экономику, в производство, называют также капиталовложениями или инвестициями. Направленные на потребление ресурсы капиталом не являются.

Процессу использования  капитала с целью получения дохода предшествует процесс купли-продажи  его.

Совокупность  сделок по купле-продаже капитала образует рынок капиталов.

Физический капитал, как и всякий товар, продается  и покупается по определенным ценам. В основе цены на капитал лежит  чистая производительность капитала. Разница между суммой дохода, полученного  с помощью капитала, и суммой затрат на приобретение того же капитала составляет величину чистой производительности капитала. Таким образом, цена капитала - это тот доход, который способен принести этот капитал в процессе использования.

Чистую производительность капитала, выраженную в процентах, называют «естественной» нормой процента, так в развитых странах способность капитала приносить доход считается его естественным свойством. Капитал пользует спросом потому, что он производителен, т.е. - способен приносить доход.

Капитал — это  определенная сумма благ в виде материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в качестве ресурса  в дальнейшем производстве. Поэтому  капитал есть сумма так называемых капитальных благ, т.е. благ по производству других благ. Капитальным благом можно считать кирпичи (из них сложат дом), станки (на них изготовят детали будущих легковых машин), телевизор (он воспроизведет телепередачу) и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Спрос на товары. Факторы  спроса.

СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Под словом «готовы» нужно понимать то, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве.

ФАКТОРЫ СПРОСА (детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом  является цена товара, влияющая на спрос  в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ  СПРОСА Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности.

Вкусы, мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее – на товары длительного пользования.

Количество  потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями. Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции.

Ожидания  потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода.

Цены  дополняющих товаров. Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот. Не все товары имеют дополняющие товары, поэтому данный фактор не используется в модели 
 
 
 

Закон спроса. Кривая спроса. Сдвиги кривой спроса.

ЗАКОН СПРОСА –  закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах. Закон спроса может иметь отдельные исключения. Например, для некоторых престижных товаров небольшое увеличение цены иногда может приводить к повышению спроса, так как более высокая, по сравнению с аналогами, цена, создает у покупателя иллюзию того, что этот товар более качественный или модный. Закон спроса имеет общепринятое в экономической науке графическое отображение в виде графика спроса.

КРИВАЯ СПРОСА – непрерывная линия на графике спроса, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина спроса. Линия спроса на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Обычно она изображается в виде кривой, напоминающей гиперболу. Кривую спроса обычно изображают лишь в центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур низкой или чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение спроса в них носит характер предположений. Кривая спроса может менять свою форму, смещаясь вправо или влево, под влиянием неценовых факторов спроса. Обозначается D. 
 
 
 
 

Предложение товара. Факторы предложения.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ –  способность и желание продавцов  предложить определенное количество товара по данной цене. Предложение характеризуется, в первую очередь, величиной предложения – количеством товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене.

ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  – факторы, влияющие на величину предложения. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные  с ценой товара. При изменении  неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.

К неценовым  факторам относят:

Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции.

Цены  ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.

Величина  налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом.

Ожидания  производителя. Предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др.

Цены  на другие товары. Производители находятся в постоянном поиске наиболее выгодного вложения капитала. При повышении цены на какой–либо товар он становится привлекательным для капиталовложений, и происходит приток капитала в сферу его производства.  
 
 

Закон предложения. Кривая предложения и  ее сдвиги.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ  – закон, в соответствии с которым  при увеличении цены на товар предложение  этого товара повышается при прочих неизменных факторах.

Закон предложения  может иметь исключения. Так, для  целого ряда товаров сдерживающим фактором роста производства является ограниченность ресурсов. При достижении границы  максимального использования ресурсов никакой рост цен не сможет увеличить  производство, а с ним и предложение товаров.Закон предложения имеет общепринятое в экономической науке графическое отображение в виде графика предложения.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  – непрерывная линия на графике  предложения, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина предложения. Линия предложения на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Иногда она изображается в виде прямой, а чаще – в виде кривой, напоминающей гиперболу. При этом кривую часто изображают так, что она как бы имеет вертикальную асимптоту. Этим хотят подчеркнуть ограниченный характер производственных возможностей: существует предел производства каждого продукта, такая величина выпуска, которая не может быть достигнута даже при самых высоких затратах, поскольку ресурсы носят ограниченный характер. Кривую предложения обычно изображают лишь в начальной или центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение предложения в них носит характер предположений. Кривая предложения может менять свою форму, смещаясь вправо или влево, под влиянием неценовых факторов предложения. Обозн. S 
 
 
 
 
 

Перепроизводство  и его последствие

Перепроизводство  — производство товара в таком количестве, которое превышает спрос лиц, обладающих покупательными средствами. Перепроизводство товара при этом может совпадать с одновременным недостатком его среди населения.Перепроизводство в отдельных отраслях промышленности уменьшает спрос на труд и, следовательно, покупательную способность рабочих. Вследствие этого может точно так же наступить несоответствие спроса и предложения в прочих отраслях производства, то есть перепроизводство. Наконец, производство товара нередко продолжается крупным производителем, несмотря на невыгодность его, так как продолжение производства оказывается все-таки менее убыточным, чем полная остановка дела. Перепроизводство товаров приводит к тому, что с течением времени норма прибыли падает и, в конце концов, становится неприемлемой для инвестора, он просто больше не хочет вкладывать, а как пишет Кейнс "предпочитает ликвидность". Возникает экономический кризис. Для преодоления кризиса необходимо пусть даже впустую, бездарно, но истратить излишек товаров (либо экспортировать его - отсюда борьба за рынки, экономические войны и т.п.). Причем ясно, что позволить себе это могут лишь те, кто как раз имеет соответствующую прибыль, прибавочную стоимость.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"