Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:36, курсовая работа
Иногда эффект экономии на масштабе производства может быть настолько большим, что обусловит единственность производителя блага. Другими словами, в некоторых отраслях без всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя.
Подобное состояние рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические особенности производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Общая характеристика естественных монополий………………………….4
1.1.Антимонопольная политика в отношении естественных монополий….…………………........................................................................6
1.1.1.Регулирование деятельности естественных монополий…………….…...6
a. Х-неэффективность……………………………………………….….…...7
1.1.2.Максимизация уровня производства………………………………….….8
1.1.3.Обеспечение самоокупаемости………………………………………..…..9
2. Характеристика процессов в российской экономике. Реформирование структуры российских естественных монополий…………………………...10
2.1. Государственные или частные компании?.............................................12
2.2.Государственное и рыночное способы регулирования тарифов естественных монополий……………………………………………………….14
2.2.1 Необходимость государственного регулирования тарифов………..…14
2.2.2 Преимущества и недостатки государственного и рыночного способов регулирования тарифов……………………………………………………….15
2.3.Перспективы развития и последствия естественных монополий………………………………………………………………………22
2.3.1. Экономические последствия монополий……………………..…………22
2.3.2 Перспективы развития естественных монополий……………..….…….23
Заключение……………………………………………………………………..26
Библиографический список…………………………………………………….27
Отмена
же прямого регулирования цен
даст ощутимый толчок естественным монополиям
для оптимизации собственных
издержек. Оказавшись в равной с
другими субъектами хозяйственной
деятельности ситуации и подчиняясь
исключительно нормам антимонопольного
законодательства, естественные монополии
получат больший стимул снижать
издержки, нежели завышать тарифы. Постоянно
рискуя попасть под санкции
Таблица 1 - Преимущества и недостатки различных способов регулирования тарифов естественных монополий с точки зрения государства
Государственное регулирование | Рыночное регулирование | |||
Плюсы | Минусы | Плюсы | Минусы | |
1.Государство
решает главную задачу - не допускает
увеличения тарифов дольше, чем
считает нужным.
2. Легкость контроля за уровнем цен на продукцию естественных монополий. 3.Возможность административного воздействия на деятельность естественных монополий. 4.Учет
социальных последствий при |
1. Естественные
монополии стремятся 2.Государство несет ответственность за уровень назначаемых тарифов. |
1.Снижение государственных
издержек, связанных с практикой
установления тарифов.
2.Сосредоточение всех контрольных функций в одном (антимонопольном) органе. 3.Монополиям
в целом не выгодно завышать
тарифы, поскольку существует угроза
санкций со стороны 4.У естественных монополий появляется больший стимул снижать издержки, нежели повышать тарифы. |
1.Трудно доказать
факт злоупотребления 2.Механизм
разрешения подобных дел через
судебную систему еще не 3.Срок
рассмотрения дела может |
|
Кроме
того, эффективность рыночного
Основные
минусы рыночного механизма
Сами естественные монополии находятся в двоякой ситуации (табл. 2).
С одной стороны, централизованное установление тарифов избавляет их от многих проблем. Они не несут ответственности перед антимонопольными органами даже в случае установления завышенных тарифов; монополии фактически застрахованы от неудачных инвестиций, так как затраты будут включены в тарифы, а значит перенесены на потребителей; нет необходимости в серьезном сокращении издержек.
Таблица 2 - Преимущества и недостатки различных способов регулирования тарифов естественных монополий с точки зрения естественных монополий
Государственное регулирование | Рыночное регулирование | |||
Плюсы | Минусы | Плюсы | Минусы | |
1.Перекладывание
ответственности за уровень 2.Отсутствие
контроля со стороны 3.Возможность
установления долее высоких 4.Отсутствуют стимулы снижения издержек. 5.Страховка от неудачных инвестиций, так как затраты будут перенесены на потребителей. |
1. Нельзя установить
тарифы выше или ниже, чем определило
правительство РФ.
2.Нельзя
в одностороннем порядке 3. Снижать
издержки иногда просто 4. При
установлении тарифов не |
1.Тарифы устанавливаются
самой монополией. Следовательно,
на стадии ценообразования 2. Независимо
от уровня тарифов у |
1.Ответственность
за установление завышенных |
|
С другой стороны, существуют не менее значимые минусы. Административный контроль не позволяет естественным монополиям самостоятельно выстраивать стратегию на сколько-нибудь длительный период.
Ответственность перед антимонопольными органами в случае рыночного регулирования вряд ли можно отнести к недостаткам. Фактически происходит замена одного контролирующего органа на другой. При этом действия антимонопольных органов носят однозначно более прозрачный и прогнозируемый характер. Кроме того, даже в случае санкций со стороны контролирующих органов у монополий всегда будет возможность опротестовать вердикт в суде.
Кроме того, подобного рода ответственность, вообще-то говоря, можно отнести к плюсам. Ведь она будет вынуждать естественные монополии не выпрашивать тарифы, а оптимизировать свою деятельность, отказываясь от дополнительных расходов, одновременно внедряя прогрессивные технологии управления.
Для потребителей услуг естественных монополий также можно выделить преимущества и недостатки государственного и рыночного регулирования тарифов (табл. 3).
Пожалуй,
главным плюсом государственного регулирования
для потребителей является учет государством
социального аспекта. То есть независимо
от экономических предпосылок
К минусам относится тот факт, что на протяжении всего периода экономических реформ (за исключением периода 1991 - 1992 гг.) тарифы естественных монополий росли более высокими темпами по сравнению с ценами на продукцию почти всех других отраслей экономики. Это значит, что государство не в состоянии было удерживать их хотя бы на уровне среднеэкономических показателей в долгосрочной перспективе. То есть можно констатировать, что, начиная с 1993 года, потребитель переплачивал за услуги естественных монополий.
Важно
и то, что государственное
Таблица 3 - Преимущества и недостатки различных способов регулирования тарифов естественных монополий с точки зрения потребителей
Государственное регулирование | Рыночное регулирование | |||
Плюсы | Минусы | Плюсы | Минусы | |
1. Тарифы
не могут быть выше, чем установило
правительство РФ, то есть учитывается
социальный аспект проблемы.
2.Тарифы
устанавливаются на |
1.Тарифы устанавливаются
на достаточно высоком уровне,
о чем свидетельствует |
1.Монополиям
в целом не выгодно завышать
тарифы, поскольку существует угроза
санкций со стороны 2. В случае
завышения тарифов есть |
1.В случае
злоупотребления монополией |
|
С точки зрения
потребителей, главным плюсом является
то, что монополиям в целом становится
не выгодно повышать тарифы, поскольку
существует угроза санкций со стороны
антимонопольного органа. При госрегулировании
угрозы санкций нет. Таким образом,
действенность рыночного
При этом необходимо учитывать, что нет, и традиционной в рыночной среде угрозы, когда цены конкурентов оказываются ниже, ведь положение монополиста сохраняется.
2.3. Перспективы развития и последствия естественных монополий
2.3.1. Экономические последствия монополии
Несмотря
на то, что рынок в условиях монополии
является равновесным, а монополист
может иметь эффективное
Монопольный рынок меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокращению общественного благосостояния.
Допустим, что функция спроса D линейна, предельные издержки фирмы равны МС (рис.3). В этом случае монопольный выпуск составит Q против конкурентного Qпри соответствующих ценах Р и Р. Превышение монопольной цены над конкурентной означает, что часть потребительского излишка, равная площади прямоугольника А. перераспределяется в пользу монополиста и присваивается им в форме монопольной прибыли. Меньший по сравнению с конкурентным объем монопольного выпуска свидетельствует о потере части потребительского излишка, равной площади треугольника В, и части излишка производителя, равной площади фигуры С. Общие потери благосостояния составят величину, равную сумме потерь со стороны потребителя и производителя, т.е. (-А - В )+(А - С), что даст величину потерь равную (В+С). Следовательно, суть проблемы состоит не в перераспределении благосостояния в пользу монополиста, а в том, что монополизм приводит к чистым потерям общественного благосостояния. Представляющие собой общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социальной ценой монополии. Причем, даже если часть монопольной прибыли будет перераспределена в пользу потребителей посредством ее налогообложения, полной эффективности достигнуто не будет, так как объем предложения в условиях монополии меньше конкурентного.
2.3.2. Перспективы развития естественных монополий
Необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемые в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений. Например, производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности в отличие от транспортировки и распределения ресурсов объективно не является естественной монополией. На железнодорожном транспорте конкуренция с другими видами транспорта либо уже существует, либо ее появление возможно при выполнении ряда условий. В идеале структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка приведут к ограничению сферы государственного регулирования. Однако правильное проведение реконструирования не только ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности. Если же такие виды деятельности не разделены и осуществляются в рамках одного предприятия, задача установления разрешенного уровня цен, стоящая перед регулирующими органами, усложняется ввиду невозможности точно рассчитать издержки, которые должны быть отнесены на регулируемые виды деятельности. В электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте необходимо осуществить ряд преобразований, которые будут способствовать решению вышеописанных проблем:
Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий