Государственное программирование в рыночной экономике: цели, направления, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:36, курсовая работа

Описание

Цель исследования анализ теоретических, методологических оснований государственного программирования как метода регулирования экономики, а также внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства РФ о программировании хозяйственной деятельности.
Задачи исследования
• провести краткий анализ форм государственного регулирования экономики;
• раскрыть понятие государственного программирования экономики и виды программ;
• выделить технологические особенности формирования и реализации государственных целевых программ в РФ;
• выработать предложения по совершенствования механизма реализации государственных целевых программ в РФ;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы государственного программирования экономики 6
1.1 Государственное регулирование экономики и его формы 6
1.2 Государственное программирование экономики как метод регулирования 15
1.3 Виды государственных программ 17
2 Государственное программирование в экономике Российской Федерации 24
2.1 Обоснование и целесообразность использования государственного программирования экономики в России 24
2.2 Перспективы развития государственного программирования экономики Российской Федерации 28
2.3 Анализ существующих целевых программ Российской Федерации и пути их совершенствования 32
Заключение 36
Список литературы 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Эконом теории.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

                  организационное выделение крупных целевых программ для концентрации ресурсов и ответственности;

                  формирование оценки хода реализации целевой программы на основе системы ключевых показателей эффективности;

                  переход от набора целевых программ к созданию их системы в соответствии со стратегическими приоритетами национального развития;

                  переход от сбора заявок на реализацию проектов от ведомств к активному системному планированию.

 

 


Заключение

Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные последствия внешних эффектов либо несправедливостей самой рыночной системы. Этих сфер с развитием экономики становилось все больше, и тем сложнее становились формы государственного вмешательства в экономические процессы. На нынешнем уровне развития рыночного способа производства формы вмешательства государства приобрели настолько сложный вид, что рассмотреть все последствия экономической деятельности государства невозможно. Тем не менее существует ряд сфер, вмешательство государства в которые жизненно необходимо. Это: перераспределение доходов и ресурсов, регулирование занятости, антиинфляционная и антимонопольная политика, исправление последствий внешних эффектов и многое другое.

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства стали формировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решений, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.

Государственная экономическая программа— это комплекс иерархически соподчиненных целей, важных для развития народного хозяйства, средств их достижения, органов, ответственных ни их исполнение в установленные сроки и за контроль, обеспеченны достаточным целевым финансированием и правовой базой. Разработка и осуществление таких программ называется государственным экономическим программированием. Государственные программы носят рекомендательный, ориентирующий (индикативный) характер. Они не обязательны для выполнения частным сектором экономики. Но, несмотря на свой рекомендательный характер, государственные программы имеют сильную поддержку, которая обеспечивает их значительную эффективность и реализуемость.

В данной работе были рассмотрены основные аспекты применения программно-целевых методов государственного управления для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Основными предпосылками применения программно-целевого подхода на государственном уровне являются наличие глубоких диспропорций и долгосрочных негативных тенденций социально-экономического развития.

Проведен анализ естественных и приобретенных диспропорций развития социально-экономической системы Российской Федерации. Обоснована низкая эффективность применения исключительно рыночных механизмов для решения комплексных задач развития (в частности, межотраслевых). Для решения важнейших задач, стоящих перед страной, наиболее эффективным (иногда - единственно возможным) инструментом будут являться программно-целевые методы планирования и управления.

Проанализированы существующие целевые программы РФ, описаны объективные сложности внедрения программно-целевого подхода в практику государственного управления.

Предложены основные пути совершенствования целевого государственного программирования. На наш взгляд, ключевые возможности по совершенствованию целевого программирования РФ лежат в областях организационного выделения крупных программ, повышения системности планирования и реализации, совершенствования системы по контролю эффективности хода реализации.


Список литературы

1.                      Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономика. - 2003. - N 4-5. - С.274-287.

2.                      Балацкий Е.В. Институциональная поддержка государственного сектора экономики / Балацкий Е.В., Копышев В.А. // Вестн. РАН. - 2004. - Т.74, 4. - С.291-300.

3.                      Батиевская В.Б., Тургель И.Д. Стратегическое территориальное планирование как программно-целевой метод управления социально-экономическим развитием региона// Чиновникь, Уральская академия государственной службы.

4.                      Булатов А.С. Экономическая теория М.: Бек, 1997

5.                      Виленский А. Концепции значимости государства: декларации и реалии / А.Виленский, М.Кочугуева // Экономист. - 2001. - 5

6.                      Виссарионов А. Государственный сектор российской экономики: контуры бюджетного регулирования / А.Виссарионов, И.Федорова // Пробл. теории и практики управления. - 2005. - 1

7.                      Выступление Президента Российской Федерации В. Путина по поводу приоритетных национальных проектов. www. national.invur.ru

8.                      Выступление Премьер-министра РФ Путина В.В. на открытии Х съезда партии «Единая Россия».

9.                      Государственный контроль за экономикой / Агапов А., Хинкин П., Бут Н., Фурнье Ж. - М., 2000.

10.                  Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - 6.

11.                  Клейнер Г. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике / Г.Клейнер, Д.Петросян, А.Беченов // Вопр. экономики. - 2004. - 4

12.                  Климова Л.А., Хуснуллина Г.З. Оценка использования программно-целевых методов управления в современных экономических условиях//  ИСЭИ УНЦ РАН, г.Уфа.

13.                  Лапыгин Д.Ю. Развитие региона методом программно-целевого планирования// Экономика региона,  2007.  № 18.

14.                  Лекомцев Е.А. Национальные проекты стратегический курс России, путь к новому качеству жизни россиян. Журнал Деньги от 15 декабря 2005 года

15.                  Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2006 год /Деньги и кредит 12. 2005 г.

16.                  Петров Ю. Государственное регулирование трансграничного движения капитала: есть ли ответы на вызовы глобализации? // Рос. экон. жур. - 2003.

17.                  Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / Самофалова Е.В., Кузьбожев Э.Н., Вертакова Ю.В. - М.: КноРус, 2005.

18.                  Серебрякова Л.А. Проблемы программно-целевого планирования регионов// Вестник СевКавГТУ, Серия «Экономика», 2004.  №2 (13).

19.                  Столяров О.И. Повышение инвестиционной привлекательности регионов при использовании программно-целевого метода управления развитием региона//  МЦРР.

2

 



[1] Макроэкономика. Учебное пособие. М.К. Бункин, В.А. Семенов. Изд-во “Эльф К-пресс”. М.: 1995г., с.168-172

[2] Макроэкономика. Учебное пособие. М.К. Бункин, В.А. Семенов. Изд-во “Эльф К-пресс”. М.: 1995г., с.168-172

[3] Камаева в.д. “Экономическая теория”. Изд-во “экономика”. М.:1995г., с.233-242

[4] Денисов Б.А. “Современное государство и экономика”. М.:1995г., с.54-69

[5] Климова Л.А., Хуснуллина Г.З. Оценка использования программно-целевых методов управления в современных экономических условиях// ИСЭИ УНЦ РАН, г.Уфа

[6] «В строительство Богучанской ГЭС и алюминиевого завода в Сибири планируется вложить $1,8 млрд.  Объем инвестиций в инфраструктуру составит $2 млрд., из которых до $1 млрд. — на строительство железной дороги, $600-800 млн. — водохранилище и $150-200 млн. — ЛЭП». Ведомости, 2006.

[7] «Затраты на развитие инфраструктуры комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, который планирует создавать в Нижнекамске ОАО "Татнефть", составят свыше $700 млн. при стоимости всего проекта в $3.2 млрд.». Аналитическое агентство «AK&M», 2006.

[8] Лапыгин Д.Ю. Развитие региона методом программно-целевого планирования// Экономика региона,  2007. № 18

[9] Выступление Премьер-министра РФ Путина В.В. на открытии Х съезда партии «Единая Россия».

[10] Лапыгин Д.Ю. Развитие региона методом программно-целевого планирования// Экономика региона,  2007. № 18.


Информация о работе Государственное программирование в рыночной экономике: цели, направления, инструменты