Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на рыночную экономику. Среди методов государственного регулирования рыночной экономики едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно эффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого метода определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение наиболее целесообразно.

Содержание

Введение 3

1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы 4

2. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик 7

3. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик 10

Заключение 15

Ответы на КТЗ…………………………………………………………………...16

Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 39.02 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки РФ

Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО 

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Экономическая теория»

на  тему: «Государственное регулирование рыночной экономики»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                          Выполнила:   
                                                                                                     Группы

                                                             Специальность: Финансы и кредит

                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 

2011г. 
 

Содержание 

Введение 3

1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы 4

2. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик 7

3. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик 10

Заключение 15

Ответы на КТЗ…………………………………………………………………...16

Список использованной литературы 17 

 

Введение 

     Сегодня имеет место тенденция к постоянному  расширению регулирующей и контролирующей роли государства в управлении рыночной экономикой.

     Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные  методы воздействия на рыночную экономику. Среди методов государственного регулирования рыночной экономики едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно эффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого метода определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение наиболее целесообразно.

     Поиск наиболее благоприятных форм и методов  регулирования рыночной экономики  – основная задача государства. Ведь именно от этих форм и методов государственного регулирования рыночной экономики  зависит экономическое развитие любой страны.

     В настоящее время происходящая в  России глубокая социально-экономическая  трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о государственном регулировании  рыночной экономики.

     Политические  и экономические изменения в  российском обществе за последние годы привели к необходимости формирования  нового подхода к оценке роли государства  и его функций. Правильное использование  методов регулирования рыночной экономики в обозримом будущем  поможет создать современную  экономическую систему в нашей  стране, обеспечивающую динамическое и эффективное развитие и повышение  благосостояния народа. 

 

1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы 

     Государство является формой политической самоорганизации  людей на определенной четко очерченной территории. Особенность государства  в отличие от других социальных организаций  состоит в том, что оно воплощает  всеобщую волю всех своих граждан  и с этой точки зрения призвано выражать, защищать и реализовывать  интересы всего общества.

     Как показывает опыт стран с либерально-демократическими режимами, именно государство сыграло  решающую роль в обуздании стихийных  рыночных сил, корректировке их негативных последствий, беспрецедентном повышении  жизненных стандартов, противодействии  произволу корпораций и т.д.1

     Существует  тесная взаимосвязь между государством и экономической системой. Состояние  экономики самым непосредственным образом сказывается на эффективности  и жизнедеятельности государства, а степень эффективности деятельности государственных органов оказывает  большое позитивное или негативное влияние на состояние экономики. Экономическая система представляет собой один из основополагающих ингредиентов, на которых государство базируется.

     Государственное регулирование макроэкономических процессов преследует несколько  основополагающих целей.

     К ним, прежде всего, относятся:

     - обеспечение условий для нормального  функционирования рыночной экономики:  конкуренция должна обеспечиваться  везде, где возможно (удовлетворение  индивидуального спроса), и везде,  где необходимо регулирующее  воздействие государства, где  это не приводит к снижению  производства (регулирование денежного обращения, национальная оборона, система коммуникаций и т.д.);

     - защита самой общественно-политической  системы от социальных потрясений.

     Государственное вмешательство рассматривается  в качестве неизбежного и необходимого инструмента исправления негативных последствий рынка.

     Государственное вмешательство в экономику может  быть оправдано с экономических  позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка экономики, однако, он не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование  независимо от форм и результатов  экономической деятельности. Малоимущие группы населения, такие, как престарелые, многодетные, одинокие матери, инвалиды нуждаются в поддержке, которую  рынок не может им обеспечить.2

     Государство, в лице правительства занимается организацией благотворительных фондов в помощь нуждающихся, инвестирует производство товаров для малоимущих слоев населения. Рынок не может обеспечить и право на труд, для тех, кто может и хочет работать. Рынок не несет ответственности за побочные эффекты деятельности организаций (утилизация ресурсов, загрязнения и т.д.).

     Государство призвано:

     1. Производить предварительную экспертизу  проектов строительства новых  предприятий на экологическую  безопасность.

     2. Запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей.

     3. Обязывать предпринимателей направлять  капитал на восстановление разрушенной  природной среды.

     4. Государство принимает меры, запрещающие  монополию, по активной поддержке  малого и среднего бизнеса.

     С помощью только рыночного производства невозможны глубокие структурные изменения  производства, стратегические прорывы  в области науки и техники, организация денежного обращения, оборона, охрана общественного порядка, энергетическая система, решение межнациональных  и межгосударственных проблем и  т.д. Эти, и многие другие функции  берет на себя государство, доказывая  этим необходимость своего вмешательства  в макроэкономические процессы. 

 

2. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик 

     Государство призвано играть активную роль в регулировании  экономических процессов и принятии мер по социальной защите населения. Государство концентрирует свои усилия на таких приоритетных направлениях, как:

     - разработка экономической политики;

     - развитие системы образования  и здравоохранения;

     - строительство и содержание транспортной  сети;

     - поддержание закона и порядка;

     - обеспечение защиты окружающей  среды и т.д.

     Во  исполнение этих основополагающих целей  государство в сфере регулирования  рыночной экономики действует в  нескольких направлениях.3

     Во-первых, создает саму инфраструктуру и среду  экономической деятельности.

     Во-вторых, формирует институциональную структуру, обеспечивающую основные нормы и  правила экономической деятельности.

     В-третьих, создает благоприятную социальную среду, где осуществляется производство и воспроизводство субъектов  и контрагентов экономической деятельности со всеми их ценностями, нормами, установками  и т.д.

     В-четвертых, разрабатывает и осуществляет определенную экономическую политику, призванную, например, определять приоритетные направления  экономического развития.

     В-пятых, осуществляет собственную экономическую  деятельность в качестве активного  субъекта экономической деятельности.

     В-шестых, устанавливает государственный  заказ и осуществляет государственные  закупки.

     Государство является одним из крупных, а для  некоторых отраслей производства чуть ли не единственным покупателем и  потребителем. Например, фирмы и  корпорации военно-промышленного комплекса  полностью загружены выполнением  государственных заказов. Военная  продукция поглощает внушительную долю государственного бюджета. Без  государственной поддержки невозможно себе представить существование  аэрокосмической промышленности и  освоение космоса.

     Закупки за счет государственного бюджета создают  для корпораций устойчивый и весьма выгодный рынок сбыта. Для отдельных  корпораций государство является основным покупателем.

     Государственные расходы способствуют формированию общего климата в экономике и  более или менее стабильного  рынка для производителей. Государственные  расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики.

     Государственные расходы состоят из государственных  закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство  и содержание школ, автодорог, научных  центров и т.д.).

     Трансфертные  платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные, от всех налогоплательщиков, определенным слоям  населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью  и т.д.

     Нужно заметить, что государственные закупки  вносят вклад в национальный доход  и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению  товаров. Они дают возможность гражданам  пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру  производства товаров индивидуального  потребления. Суммы, взятые в виде налогов  у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

     Другим  важным методом регулирования рыночной экономики является налогообложение. Налоги - основной источник бюджетных  средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные  виды налогов.4

     Одни  из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются  на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства  косвенным путем в виде более  высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы. Одна из основных проблем - справедливость распределения  налогового бремени.

     Задача  государства - собрать налоги таким  образом, чтобы обеспечить потребности  бюджета и одновременно не вызвать  недовольства налогоплательщиков. При  слишком высоких налоговых ставках  начинается массовое уклонение от уплаты налогов.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики