Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:41, курсовая работа

Описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Необходимость вмешательства государства в экономику………..5
Глава 2. Теории рыночного регулирования:
2.1. Неоклассическая теория………………………………………..7
2.2. Неокейнсианская теория………………………………………11
Глава 3. Основные направления и методы государственного регулирования рыночной экономки………………………………….15
Глава 4. Особенности государственного регулирования в России…………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………….…………………….32
Список использованной литературы…………………………………34

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование рыночной экономики.DOC

— 146.00 Кб (Скачать документ)

 Байкальский государственный универститет экономики и права

Курсовая  работа

 

на тему: «Государственное регулирование рыночной экономики» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск 2007г. 

  Содержание: 
 

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1.  Необходимость вмешательства государства в экономику………..5

Глава    2. Теории рыночного регулирования:

     2.1. Неоклассическая теория………………………………………..7

     2.2. Неокейнсианская теория………………………………………11

Глава 3. Основные направления и методы государственного регулирования рыночной экономки………………………………….15

Глава 4. Особенности государственного регулирования в России…………………………………………………………………..23

Заключение……………………………………….…………………….32

Список  использованной литературы…………………………………34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству. Государство на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики. 

    Государственное регулирование  Российской экономики имеет долгую  историю, которая подвергалась  резким сменам экономического  строя. Двадцатый век  в этом  смысле – особо драматический период в многовековой истории России. Особенно частыми были попытки реформировать экономику России в рыночном направлении. Со времён Петра Великого таких попыток было более десятка. Екатерина Вторая, Александр Первый, Александр Второй, Сергей Витте, Пётр Столыпин, В.Ленин, Н. Хрущёв, А. Косыгин, М. Горбачёв, Е. Гайдар, Б. Ельцин – вот неполный список рыночных реформаторов России.

  По  вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы грани-цы и направления государственного вмешательства, су-ществует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономическо-го либерализма. Однако необходимость выполнения госу-дарством определённых функций в экономике не подвер-гается сомнению. Это ещё раз получило подтверждение в ходе «кейнсианской революции», которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

  Осуществляя регулирование экономики, государство использует разные направления и методы воздействия, такие как: денежно-кредитная политика, налоговая политика, политика государственных расходов и т. д., одновременно придерживаясь цели создания условий для свободного функционирования рынка. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.

 

     Необходимость вмешательства государства

    в экономику. 

  Государство является формой  политической самоорганизации людей на определённой чётко очерченной территории. Особенность государства в отличии от других социальных организаций состоит в том, что оно воплощает всеобщую волю всех своих граждан и с этой точки зрения призвано выражать, защищать и реализовывать интересы всего общества. Более того, как показывает опыт стран с либерально-демократическими режимами, именно государство сыграло решающую роль в обуздании стихийных рыночных сил, корректировке их негативных последствий, беспрецедентном повышении жизненных стандартов, противодействии произволу корпораций и т.д.

  Государственное регулирование экономических  и  социальных процессов преследует несколько  основополагающих целей. К ним прежде всего относятся обеспечение  условий для нормального функционирования рыночной экономики: конкуренция должна обеспечиваться  везде, где возможно (удовлетворение индивидуального спроса), и везде, где необходимо регулирующее воздействие государства, где это не приводит к снижению производства (регулирование денежного обращения, национальная оборона, система коммуникаций и т.д.);  защита самой общественнополитической системы от социальных потрясений. Государственное вмешательство рассматривается в качестве неизбежного  и необходимого инструмента исправления негативных последствий рынка. Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Рынок выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике, однако он не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. Малоимущие группы населения, такие, как престарелые, многодетные, одинокие матери, инвалиды нуждаются в поддержке, которую рынок не может им обеспечить. Государство, в лице прави-тельства занимается организацией благотворительных фон-дов в помощь нуждающихся, инвистирует производство товаров для малоимущих слоев населения. Рынок не может обеспечить и право на труд, для тех , кто может и хочет работать. Он не несёт ответственности за побочные эффекты деятельности организаций (утилизация ресурсов, загрязнения и т.д.). Государство призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на из экологическую безопасность; запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей; обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушеной природной среды. Государство принимает меры, запрещающие монополию, по активной поддержке малого и среднего бизнеса. С помощью только рыночного производства невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, оборона, охрана общественного порядка, энергертическая система, решение межнациональных и межгосударственных проблем и т.д.  Эти, и многие другие функции берёт на себя государство, доказывая этим необходимость своего вмешательства в рыночную экономику.  

     

 

   Теории рыночного  регулирования. 

  Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах её становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках  господствовавшая  тогда экономическая доктрина – меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промыш-ленности. В особенности это проявилось  во Франции в правление министра финансов Кольбера (1669-1683), вследствие чего практичекий французский меркантилизм вошёл в историю под названием кольбертизм и зарактеризовался установлением жестких запретительных ввозных пошлин и протекционистской политикой развития местной промышленности. Другой представитель этого направления, А.Монкретьен (1575-1621) ввел в научный оборот (в 1615г.) термин “политическая экономия”.

  В 90 годах XIX века возникло одно из современных  направлений экономической мысли неоклассическая теория. Оно возникло на базе:

  1. идей экономического либерализма (политики невмешательства государства в экономику, совокупность экономических свобод, свободная конкуренция, свободное предпринемательство, свободные рынки, свободные цены, свободная торговля и т.д.);
  2. «чистой теории» (теоритико-методологическая  позиция «классиков» и «неоклассиков» свидетельствующая об их приверженности «держаться чистого знания», «чистой теории», то есть без субъектевистских, психологических  и прочих неэкономических наслоений  в экономическом анализе);
  3. принципов системного анализа маржинальных (предельных) показателей (как взаимосвязанных явлений экономической системы на микро- и макроуровне);
  4. микроэкономического исследования (исследование экономических единиц такие, как фирмы, или какие-либо отдельные экономические объекты или явления);

явившись  альтернативой классической политической экономии.

  С 30 годов ХХ века теоретико-методологические задачи «неоклассиков» дополнились  макроэкономическими исследованиями и проблематикой  социальной направленности и государственного регулирования  экономики. «Неоклассики» развили  инструментарий предельного анализа экономики, прежде всего понятий предельной полезности, практически одновременно сформулированное  У. Джевонсом, К. Менгером, Л. Вальрасом, а также предельной производительности, которое использовалось и некоторыми представителями классической политэкономии, например И. Тюненом.

  Важный  этап в теоретическом осознании  роли государства в рыночной экономике  был связан с именем выдающегося  английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской  революции» доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать её дальнейшей стабилизации.

  В практическом плане экономическую  политику, отражающую идеи Кейнса, когда  через соответствующий кредитно-денежный  и финансовый  инструментарий регулировался  совокупный спрос, проводило большинство  развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран. К крупнейшим представителям  неоклассицизма, кроме выше перечисленных, относятся Дж. Кларк, Ф. Эджуорт, И. Фишер, В. Парето, К. Виксель. Они подчёркивали значение дефицитности благ для определения их цены, заложили общее представление о сути оптимального распределения ресурсов. При этом они исходили из теорем предельного анализа, определяя условия оптимального набора благ, оптимальной структуры производства, оптимальной эффективности использования факторов, оптимального момента времени (процентной ставки). Все эти понятия суммируются в главном критерии: субъективные и объективные нормы замещения между любыми двумя благами (продуктами и ресурсами) должны быть равны для всех домашних хозяйств и всех производственных единиц соответственно, и эти субъективные  и объективные соотно-шения должны быть равны друг другу. В дополнение к этим основным условиям исследовались условия второго поряд-ка – закон убывающей отдачи, а также система ранжирова-ния индивидуальных полезностей  и др.

  

    

    

  

     
 
 
 

  Главным достижением этой школы является разработанная Вальрасом модель конкурентного равновесия, которое должно характеризоваться тремя условиями:

  во-первых, действительно спрос и предложение производительных услуг (то есть фактор производства  - труда, земли и капитала) равны и существует устойчивая постоянная цена на рынке этих услуг;

  во-вторых, действительные спрос и предложение продуктов равны и существует постоянная и устойчивая цена на рынке продуктов, и, наконец,

  в-третьих, продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах.

  Два первых условия относятся к равновесию обмена (т.к предприниматели являются покупателями производительных услуг и производителями потребительских продуктов, а владельцы производительных услуг являются покупателями предметов потребления), третье – к равновесию производства (равновесие между суммой цен на готовые продукты и суммой цен на производительные услуги). В целом для неоклассической теории характерен микроэкономический подход к экономическим явлениям в отличие от кейнсианства, в теории которого доминирует макроэкономический подход. Неоклассики заложили базу для более поздних теорий экономики благосостояния, экономического роста. Эти концепции иногда называют современной неоклассической школой. Некоторые экономисты до недавнего времени попытались также соединить отдельные положения классической теории, неоклассицизма и кейнсианства – это течение получило название неоклассического синтеза.

  Развитие  рыночной экономики во второй половине ХХ века выявило чётко обозначившуюся тенденцию расшире-ния масштабов  деятельности государства  и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая  эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создать условия его свободного функционирования.

  В России большинство экономистов  высокого класса склоняются к тому, что Российское правительство должно играть значительно более важную роль при переходе к ры-ночной экономике. Сегодня внимание должно сместиться на государственный сектор, деятельность правительства по перестройке промышленности, учреждению рыночных инс-титутов и созданию условий  для конкуренции. Серьёзные меры должны быть приняты для предотвращения кримина-лизации экономики.

  Для преодоления депрессии Российское государство должно возродить потребительский  спрос, увеличив пенсии и зарплаты, а так же возвратив по крайней мере часть сбережений, потерянных в результате инфляции, которая снизила покупательную способность рубля. Также нужно

обеспечить  создание производственного капиталла, изъяв для этого инвестиции из непродуктивной сферы и способствуя созданию новых конкурирующих предприятий. 

  Неокейсианство, модификация кейсианства, обосновывающая концепцию государственного регулирования рыночного хозяйства в условиях послевоенного развития. Неокейсианство сложилось в первой половине 1950-х годов  и оставалось одной из главных концепций экономической политики развитых стран Запада до конца 1970-х годов. Наиболее видными представителями этой теории являются Р.Харрод, Э.Хансен, Е. Домар, Дж. Робинсон, Н. Калдор и др.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики