Государственное программирование в рыночной экономике: цели, направления, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:36, курсовая работа

Описание

Цель исследования анализ теоретических, методологических оснований государственного программирования как метода регулирования экономики, а также внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства РФ о программировании хозяйственной деятельности.
Задачи исследования
• провести краткий анализ форм государственного регулирования экономики;
• раскрыть понятие государственного программирования экономики и виды программ;
• выделить технологические особенности формирования и реализации государственных целевых программ в РФ;
• выработать предложения по совершенствования механизма реализации государственных целевых программ в РФ;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы государственного программирования экономики 6
1.1 Государственное регулирование экономики и его формы 6
1.2 Государственное программирование экономики как метод регулирования 15
1.3 Виды государственных программ 17
2 Государственное программирование в экономике Российской Федерации 24
2.1 Обоснование и целесообразность использования государственного программирования экономики в России 24
2.2 Перспективы развития государственного программирования экономики Российской Федерации 28
2.3 Анализ существующих целевых программ Российской Федерации и пути их совершенствования 32
Заключение 36
Список литературы 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Эконом теории.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом (хозяйственный цикл; денежное обращение; НИОКР; цены); глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы). [2]

Цели государственного регулирования экономики

Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель - выравнивание экономического цикла - направлена на объект, т. е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства - на секторальную и отраслевую, региональную структуру; улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т. п.

Названные цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование фундаментальных научных исследований без благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.

Конкретные частные цели могут служить опосредующими для достижения других, более высоких для данного момента текущих целей. Так, конкретная цель - обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт - может быть опосредующей для стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности.

Цели могут частично перекрывать друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный момент системы приоритетов целей.

Итак, в дереве целей государственного регулирования экономики существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения и взаимозависимости между самими конкретными целями, т. е. конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д.

Положение отдельных целей в дереве целей государственного регулирования экономики нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры. [3]

Известны два основных способа регулирования экономики. Децентрализованный (экономические средства) - при помощи механизма рынка, товарно-денежных отношений, цен и т.д. И централизованный (административные средства) - административный, директивный.

Экономические средства.

Если отвлечься от промежуточных, смешанных вариантов, то при первом способе рост производства зависит от спроса на продукцию и финансовых возможностей предприятия. Вместе с тем рыночный механизм ведет не только к существенному подъему экономики, но и сопровождается значительными спадами и кризисами. Чтобы предотвратить, предусмотреть или смягчить кризисную ситуацию, государство стремится разработать механизм прогнозирования и программирования национальной экономики.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно - кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

Основные экономические средства - это:

Регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в последнее время несколько ослабела.

Административные средства.

При втором способе такие ограничения, как спрос на продукцию или финансовые возможности предприятия не существуют. Предприятие ориентировано на постоянный рост производства как самоцель. На это его подталкивают не только план, но и престижные соображения руководителей. Для них увеличение объема производства - главная цель. Главным критерием при таком административном регулировании обычно служит количественный рост. Необходимые для производства средства (как текущие, так и капитальные вложения) предприятие получает от государства, и потому у него нет собственных внутренних ограничений. Задача руководителя - "выбивать" у вышестоящих инстанций все новые и новые средства. В этих условиях нельзя представить директора, который добровольно отказался бы от дополнительных капиталовложений; ведь они дармовые, ничего предприятию не стоят, никак не связаны с его финансовым положением. предприятие не может оказаться в положении банкрота: любые убытки покрывает государство, которое выступает как всеобщая страховая компания. [4]

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия ограничивается в основном охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.

Однако в условиях рыночной экономики ни рыночный, ни централизованный способы регулирования экономики не существуют в чистом виде. Возможны лишь приоритеты того или иного способа регулирования. Но одно ясно, что постоянное обновление техники и технологии, растущий дефицит сырья и энергетических ресурсов, обострение экологических проблем существенно повышают роль государственного регулирования экономики. Теперь проблема состоит в том, чтобы с одной стороны, усилить централизованное начало экономического развития, с другой стороны, сохранить самостоятельность (а в случае с бывшими социалистическими предприятиями - расширить самостоятельность) предприятий. Возникает опасение: не приведет ли увеличение централизованного начала к автоматическому снижению децентрализованного рыночного?

1.2 Государственное программирование экономики как метод регулирования

Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику (прогнозами) современное государство использует и долговременные методы ее регулирования (программы). Во многих европейских странах, в США, Японии и других регионах мира получил широкое развитие метод экономического программирования в масштабах все страны. Весьма разнообразные по срокам выполнения и по целям программы опираются на реальные факторы экономической жизни – правительственные и частные инвестиции, бюджетные субсидии. Например, во Франции отработан механизм составления пятилетних планов как системы конкретных показателей по объему производства, динамике национального дохода, модернизации промышленности, торговле, развитию инфраструктуры, сферы научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), подготовке рабочей силы, жилищному строительству. Государство стремится поддержать выполнение этих планов конкретным финансированием, активной структурной политикой.

Государственные программы носят рекомендательный, ориентирующий (индикативный) характер. Они не обязательны для выполнения частным сектором экономики. Но, несмотря на свой рекомендательный характер, государственные программы имеют сильную поддержку, которая обеспечивает их значительную эффективность и реализуемость. Государственное программирование — это своего рода инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства, гарантирующие развитие общества в заданном направлении. Планируя и регулируя сферу внутренних и внешних экономических отношений, государство стремится добиться необходимой координации воспроизводственных потоков в разных секторах экономики в соответствии с потребностями национального хозяйства как целого.

Структурная политика государства преследует главную цель – обеспечить наиболее высокий уровень экономического роста на данном этапе развития национальной экономики. Сюда входит и стимулирование новой производственной структуры, адекватной НТП, и преодоление социально-экономической отсталости отдельных регионов; повышение эффективности и конкурентной способности национального капитала; активная поддержка мелкого и среднего бизнеса и предпринимательства; наконец, политика приватизации и разгосударствления, антимонопольное законодательство и т.д.

Государственное регулирование одного объекта все чаще оказывает воздействие на другие объекты. Чтобы оживить экономику района, находящегося в тяжелом положении, надо вложить капитал в его инфраструктуру, поддержать существующие виды производства и стимулировать развитие новых отраслей, а для этого нужны средства, переквалификация рабочей силы. Следует учесть возможный отток рабочей силы и капитала из соседних районов и ухудшение их экономического положения. Одни цели и расходы неизбежно влекут за собой другие. Многие цели и инструменты их осуществления оказываются несовместимыми или взаимоисключающими.

Все это вызвало появление государственных программ, направленных на решение конкретных задач.

Государственная экономическая программа— это комплекс иерархически соподчиненных целей, важных для развития народного хозяйства, средств их достижения, органов, ответственных ни их исполнение в установленные сроки и за контроль, обеспеченны достаточным целевым финансированием и правовой базой.

Разработка и осуществление таких программ называется государственным экономическим программированием.

1.3 Виды государственных программ

Государственные программы подразделяются по различным признакам на несколько видов.

Все рассматриваемые программы носят сугубо целевой характер. Их объектами обычно являются отрасли и регионы, находящиеся в тяжелом положении; социальная сфера (положение пенсионеров, ветеранов, многодетных семей, социально-экономическая адаптация переселенцев, обеспечение их работой и жилье), проведение научных исследований.

Программы бывают обычные и чрезвычайные. По времени действия они подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Главное различие их - в уровне целей, а также в арсеналах используемых средств, сроках осуществления и масштабах финансирования.

Чрезвычайные программы разрабатываются и реализуются во время критических ситуаций, например, при угрозе взрыва социального недовольства, стихийных бедствиях, послевоенной разрухе, надвигающемся голоде. Типичные экономические причины для чрезвычайных программ — затянувшийся кризис, массовая безработица, инфляция, достигшая опасных масштабов. Такие программы, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления заметное место занимают средства административного регулирования.

Степень критичности ситуации служит мерилом для срочности исполнения чрезвычайной программы и соотношения экономических и административных средств. В крайних случаях (во время войны, всеобщих беспорядков) чрезвычайные экономические программы осуществляются в условиях чрезвычайного положения.

Уровень развития государственного программирования в отдельных странах различен. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются чрезвычайные и обычные программы (региональные, отраслевые, научные, квалификационные и т. п.). Одна из самых известных региональных программ в мире — освоение бассейна реки Теннеси в США; одна из успешных отраслевых — программа развития ядерной энергетики Франции; обычная долгосрочная широкомасштабная — хозяйственное развитие Юга Италии.

В последнее время появились международные программы, направленные на решение конкретных экономических задач: строительство подводного тоннеля между Францией и Англией, международных трубопроводов, дорог, сетей передачи информации. В долгосрочной международной научной программе “Эврика” принимает участие и Россия.

Информация о работе Государственное программирование в рыночной экономике: цели, направления, инструменты