Гос. бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 05:40, курсовая работа

Описание

Цель работы рассмотреть понятие и сущность бюджета Российской Федерации.

Задачи работы:
Рассмотреть понятие государственного бюджета;
Определить причины возникновения государственного бюджета;
Рассмотреть экономические условия формирования бюджета;
Рассмотреть использование государственного бюджета в условиях мирового кризиса.

Содержание

Введение
Социально-экономическая сущность государственного бюджета
Понятия государственного бюджета
Причины возникновения государственного бюджета
Источники формирования государственного бюджета
Особенности становления государственного бюджета России

На современном этапе
Экономические условия формирования государственного

бюджета
Проблемы и трудности становления государственного

бюджета до 2003 года
Причины профицита государственного бюджета
Использование государственного бюджета в условиях

мирового кризиса (2008-2009)

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

бюджет.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

    Начиная с 2000 года, федеральный и расширенный бюджет Российской Федерации ни разу не исполнялись с дефицитом. Причем сбалансированность была обеспечена без повышения налоговой нагрузки на экономику. Была достигнута договоренность с кредиторами о реструктуризации внешнего долга бывшего СССР, а долг, образовавшийся после 1 января 1991 года, обслуживался своевременно и в полном объеме. Введение в действие нового Бюджетного кодекса заложило прочные фундаментальные основы бюджетного процесса на федеральном и суб-федеральном уровне. В кодексе четко регламентировались все этапы подготовки, принятия, исполнения и пересмотра законов о бюджете. Он также содержал эффективные бюджетные правила, препятствующие принятию избыточных обязательств, наращиванию бюджетного дефицита, государственного и муниципального долга. Переход к исполнению бюджетов всех уровней через систему Федерального Казначейства повысил прозрачность и подконтрольность финансовых потоков, обеспечил целевое использование бюджетных ассигнований.

    На  следующем этапе были поставлены новые задачи, предполагающие переход к активной налогово-бюджетной политике, направленной на создание благоприятных условий для развития экономики, решение важнейших социальных задач, повышение эффективности государственного сектора.

    В ходе налоговой реформы была снижена  налоговая нагрузка на несырьевые отрасли, с одновременным увеличением изъятия в бюджет природной ренты, образующейся при добыче полезных ископаемых. Это создало условия для диверсификации экономики и предотвращения «голландской болезни» в условиях быстрого роста цен на сырьевые товары. Были снижены ставки всех основных налогов и отменены налоги, начисляемые на всю стоимость продукции и потому наиболее сильно искажающие нормальные стимулы для производителей (в частности, дестимулирующие повышение степени обработки).

    Создание  Стабилизационного фонда помогло  не только застраховать бюджетную систему  от негативных последствий падения  цен на экспортные товары, но и обеспечило стабильность национальной валюты при  быстром повышении мировых цен  на углеводороды. В условиях высокого положительного сальдо торгового баланса использование механизма Стабилизационного фонда сыграло важную роль в предотвращении всплеска инфляции и стабилизации валютного курса. Проведенная впоследствии реформа Стабилизационного фонда позволила перейти от краткосрочного сглаживания расходов к долгосрочной макроэкономической стабилизации с учетом возможных колебаний мировых цен и ограниченности запасов полезных ископаемых.

    Была  проведена всесторонняя реформа  межбюджетных отношений, включающая четкое распределение расходных обязательств и доходов между всеми уровнями бюджетной системы, введение новой объективной методики распределения финансовой поддержки регионов, нахождение баланса между децентрализацией доходов и выравниванием бюджетной обеспеченности.

    Одной из решающих предпосылок для повышения  эффективности бюджетной политики стала концентрация бюджетных ресурсов на ключевых направлениях государственной  политики и структурных реформ.

    К приоритетным направлениям можно отнести, в частности, развитие человеческого капитала (здравоохранение и образование), расширение инфраструктуры, обеспечивающее как нужды населения, так и ускоренное развитие производства, укрепление судебной власти, решение проблем бедности. Успешным примером финансирования приоритетных направлений могут служить национальные проекты.

    Резкое  ограничение заимствований на внутреннем рынке при почти полном отказе от внешних заимствований привели  в сочетании с досрочным погашением значительной части внешнего долга  из средств Стабилизационного фонда привело к тому, что размеры государственного долга упали до уровня около 7% ВВП, что значительно ниже чем у большинства развитых стран и переходных экономик. Значительно снизилась нагрузка на бюджет по обслуживанию долга.

    В последние годы значительно активизировалось государственная политика поддержки экономического роста. Создан Инвестиционный фонд, Российский банк развития, опережающими темпами росли расходы на национальную экономику. Важно, что увеличение расходов сопровождалось развитием новых форм реализации государственных инвестиций. Так, все проекты, финансируемые из средств Инвестиционного фонда, осуществляются на началах государственно-частного партнерства.

    Началось  использование принципов бюджетирования, ориентированного на результаты. Главная задача этого направления реформ заключается в том, чтобы сместить бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета к управлению результатами за счёт расширения полномочия и повышения ответственности участников бюджетного процесса в условиях чётких планов на среднесрочную перспективу.

    В 2007 году был впервые разработан и  принят Закон о федеральном бюджете  на три года. Переход к среднесрочному бюджетному планированию позволяет  повысить «целевой» характер бюджетной  политики, в большей степени отразить приоритеты социально-экономического развития.

    Проведение  ответственной налогово-бюджетной  политики, снижение всех видов макроэкономических рисков, связанных с системой государственных  финансов, привело к повышению  инвестиционной привлекательности российской экономики, снижению стоимости заемного капитала, стало важным  фактором ускорения развития российской экономики.

    Важнейшие задачи нового этапа бюджетной политики включают:

    • приоритет долгосрочного и среднесрочного бюджетирования, позволяющего учитывать стратегические приоритеты экономической политики;
    • повышение эффективности использования бюджетных средств, ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;
    • повышение доступности и качества государственного образования и здравоохранения,
    • снижение бедности, повышение результативности социальной политики,
    • конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов, расширение практики привлечения негосударственных предприятий к выполнению услуг, финансируемых из государственного бюджета;
    • открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.

 

    Заключение

      Государственный бюджет – это финансовая программа  деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

      Основное  назначение бюджета заключается  в том, что он позволяет аккумулировать финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

  • Контрольная функция.
  • Информационная функция.
  • Институционализация общественных предпочтений.
  • Регулирующая функция.

   Названные функции бюджета носят объективный  характер и имеют место в любой  стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики.

   Бюджет  является одновременно и правовой, и экономической категорией. В  современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и др., существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни.

   Оценка  состояния государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета. 
 
 
 
 
 
 

     

Информация о работе Гос. бюджет