Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет неотделим от государства, поскольку трудно представить себе государство, которое, выполняя определенные функции, не располагало при этом необходимым количеством денежных средств. Размеры централизованных денежных средств увеличивались по мере того, как расширялись экономические функции государства.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета, его принципов и проблем формирования.
Предмет курсовой работы – специфика формирований бюджетных отношений в условиях развития рынка.
Объект – государственный бюджет как инструмент стимулирования экономического развития

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Особенности построения государственного бюджета
1.1 Понятие и принципы государственного бюджета…................................4
1.2 Структура бюджета и его функции…………………………................8
2.Особенности государственного бюджета РБ
2.1 Анализ доходов государственного бюджета и их
классификация…………………………………………………………….......11
2.2. Понятие государственных расходов, их анализ и формы…………..18
2.3.Бюджетный дефицит, основные виды и способы
финансирования…………………………………………………..................21
3. Эффективность исполнения республиканского и местного бюджета
3.1 Особенности исполнения республиканского и местного бюджета.
( январь – сентябрь 2010года)………………………………………………23
3.2 Особенности исполнения республиканского и местного бюджета.
( январь – сентябрь 2009 года)……………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………………34

Работа состоит из  1 файл

newе.docx

— 215.62 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………3

1. Особенности построения государственного бюджета

1.1 Понятие и  принципы государственного бюджета…................................4

1.2 Структура  бюджета и его функции…………………………................8

2.Особенности  государственного  бюджета РБ

2.1 Анализ доходов  государственного бюджета и их 

классификация…………………………………………………………….......11

2.2. Понятие  государственных расходов, их анализ  и формы…………..18

2.3.Бюджетный  дефицит, основные виды и способы

финансирования…………………………………………………..................21

3. Эффективность исполнения  республиканского  и местного бюджета

3.1 Особенности  исполнения республиканского и  местного бюджета.

( январь  – сентябрь 2010года)………………………………………………23

3.2 Особенности  исполнения республиканского и  местного бюджета.

( январь  – сентябрь 2009 года)……………………………………………..28

Заключение…………………………………………………………………...32

Список  использованных источников……………………………………34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Центральное место в системе государственных финансов занимают государственный бюджет и бюджеты муниципальных образований.

     В узком смысле слова бюджет представляет собой финансовый план государства или местных органов власти, который составляется на один год и имеет силу закона.

     Существует  и более широкое определение  бюджета, когда под бюджетом понимают систему денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. В этом случае бюджет представляет собой сложную систему экономических отношений, посредством которых, с одной стороны, осуществляется перераспределение созданного в обществе валового национального продукта, а, с другой, происходит выделение денежных средств из централизованного фонда на финансирование отдельных функций государства, деятельности хозяйствующих субъектов, финансирование социальных потребностей отдельных категорий граждан.

     Государственный бюджет неотделим от государства, поскольку трудно представить себе государство, которое, выполняя определенные функции, не располагало при этом необходимым количеством денежных средств. Размеры централизованных денежных средств увеличивались по мере того, как расширялись экономические функции государства.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета, его  принципов и проблем формирования.

     Предмет курсовой работы – специфика формирований бюджетных отношений в условиях развития рынка.

     Объект  – государственный бюджет как  инструмент стимулирования экономического развития 

     1. Особенности построения государственного бюджета 

     1.1 Понятие и принципы  государственного  бюджета

     С экономических позиций государственный  бюджет выступает как система  денежных отношений  между государством, физическими и юридическими лицами по поводу распределения и перераспределения национального дохода, формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. Государственный бюджет есть достаточно сложная категория, поэтому требуется её конкретизация через другие экономические категории( государственные доходы и расходы, налоги и сборы, дефицит, государственный долг  и т.д) [2, с.308]

     Бюджетная система – организация бюджетных  отношений на различных уровнях  государственного и местного устройства страны, основанная на существующих правовых нормах.

     К основным принципам  построения современной бюджетной системы государства относятся:

  • Единство всех уровней национальной бюджетной системы
  • Полнота отражения финансовых ресурсов
  • Приоритетность публичных расходов
  • Гласность исполнения и достоверность данных
  • Эффективность и экономичность использования бюджетных средств.

     Единство  бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого. Принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую, политика.

     Полнота бюджета  - по соответствующей статье финансового плана учитываются все соответствующие доходы или расходы. Это означает, что правительство не имеет иных доходов и расходов, кроме тех, которые предусмотрены бюджетом.

     Принцип приоритетности публичных расходов означает, что при составлении бюджета на первом месте находится стремление обеспечить выполнение органом исполнительной власти предписанных функций, что не ставится в прямую зависимость от величины ожидаемых доходов.

     Одновременно  это же предполагает соблюдение при  планировании и исполнении бюджета  принципа гласности. Гласность отражается в первую очередь через обязательное информирование населения страны о состоянии государственных финансов.

     Эффективность и экономичность исполнения бюджета выступают как общее условие функционирования бюджетной системы государства.[2, с 311-313]

    Все рассмотренные принципы предполагают:

    - Объединение основных денежных ресурсов государства в республиканском бюджете, через который обеспечиваются все потребности республиканского характера (оборона страны, железнодорожный транспорт и другие мероприятия республиканского значения);

     - Обеспечение денежными средствами местных бюджетов с учетом особенностей социально-культурного развития в каждой административно-территориальной единице;

      -   Необходимость всестороннего развития местной инициативы и учета местных особенностей при исполнении местных бюджетов.

     Решения представительных органов власти по бюджетным вопросам подлежат опубликованию  в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о не утверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения[3].

     Организационное построение бюджетной системы всецело  зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарного государства( например,  Республики Беларусь) включает  два традиционных уровня: республиканский и местный. Поэтому выделяются республиканский и местные бюджеты, а также общегосударственный ( консолидированный) бюджет. Основные бюджетные положения изложены в законе Республики Беларусь “О бюджетной системе Республики Беларусь”, который был принят в июне 1993 года.

     Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы страны на соответствующей территории. В  отличие от самостоятельных бюджетов консолидированный бюджет не подлежит законодательному утверждению и  не является правовым актом. Составление  консолидированного бюджета возлагается  на соответствующие органы исполнительной власти.

     Бюджетный потенциал .Способность государства концентрировать у себя финансовые ресурсы и рационально их использовать выражается через его бюджетный потенциал.

     Такая способность определяется с учётом развития законодательной базы и  степени собираемости налогов. Наличие  высокого бюджетного потенциала сегодня  рассматривается как важнейшая  предпосылка для успешного выполнения государством своих функций.

     В соответствии с бюджетным законодательством  Республики Беларусь единственным субъектом  бюджета является государство в  лице его государственных органов  представительной и исполнительной власти. При признании бюджетных учреждений субъектами бюджетных процессуальных отношений они должны обладать определенными правами и нести обязанности в процессе составления, рассмотрения проектов бюджетов (а не их смет), утверждения и исполнения бюджетов. [1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Структура бюджета  и его функции

     В структуре государственного бюджеты выделяются следующие положения.

     Расходная часть бюджета характеризует  направление и цели бюджетных  ассигнований для развития и регулирования  экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное  предоставление государственных средств  из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим  расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита.

     Бюджетные расходы. Значительное место среди  них приходится на социальные статья: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступность  к получению квалификации, достойное  медицинское обслуживание, гарантированное  пенсионное обеспечение. Эти расходы  способствуют развитию человеческого  капитала, квалификации работника, укреплению его здоровья.

     Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост через субсидии и инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накопления, ускорение темпов в развитии отраслей и производств. Государство выступает катализатором развития НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.

     Важное  место в бюджете занимают расходы  на вооружение, материальное обеспечение  внешнеполитических связей и содержание аппарата управления.

     Определенное  место в расходных статьях  бюджета приходится на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное строительство. Размеры  этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, оказывают прямое воздействие на национальную конкурентоспособность продукции на мировых рынках.

     Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и  иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты. Часть расходов государство использует для обеспечения поставок на внутренний рынок зарубежных товаров.

     Доходы  государственного бюджета на 85% формируются  за счет налоговых поступлений, прибыли  казенной промышленности, поступлений  от приватизации собственности и  т.д. Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные  расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит. Образовавшийся остаток доходов правительство может использовать на не предусмотренные программой или планом расходы, осуществлять долгосрочные выплаты по государственному долгу или перенести этот остаток в бюджет следующего периода (года).

     Бюджетный дефицит по установившимся международным  стандартам не должен превышать 5% ВВП. Покрывается он внутренними и  внешними государственными займами  в виде продаж государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (фонда страхования или фонда  страхования по безработице, пенсионного  фонда).

     Но  это не единственный путь покрытия бюджетного дефицита. В сложных экономических  ситуациях, в которых может оказаться  государство, правительство прибегает  к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита.

Информация о работе Государственный бюджет