Гос. бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 05:40, курсовая работа

Описание

Цель работы рассмотреть понятие и сущность бюджета Российской Федерации.

Задачи работы:
Рассмотреть понятие государственного бюджета;
Определить причины возникновения государственного бюджета;
Рассмотреть экономические условия формирования бюджета;
Рассмотреть использование государственного бюджета в условиях мирового кризиса.

Содержание

Введение
Социально-экономическая сущность государственного бюджета
Понятия государственного бюджета
Причины возникновения государственного бюджета
Источники формирования государственного бюджета
Особенности становления государственного бюджета России

На современном этапе
Экономические условия формирования государственного

бюджета
Проблемы и трудности становления государственного

бюджета до 2003 года
Причины профицита государственного бюджета
Использование государственного бюджета в условиях

мирового кризиса (2008-2009)

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

бюджет.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение

  1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета
    1. Понятия государственного бюджета
    2. Причины возникновения государственного бюджета
    3. Источники формирования государственного бюджета
  2. Особенности становления государственного бюджета России

    На  современном этапе

    1. Экономические условия формирования государственного

     бюджета

    1. Проблемы и трудности становления государственного

     бюджета  до 2003 года

    1. Причины профицита государственного бюджета
    2. Использование государственного бюджета в условиях

     мирового кризиса (2008-2009)

Заключение

Список  используемой литературы

 

Введение

     Актуальность  данной темы обусловлена тем, что государственный бюджет – это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Его функционирование осуществляется по средством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Государственный бюджет является одним из важнейших звеньев финансовой системы страны. Посредством бюджета производятся мобилизация централизованных финансовых ресурсов государствоам их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти.

     Являясь формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций федеральных, региональных и местных органов, бюджет занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. При этом значение государственного финансового регулирования посредством бюджетной системы трудно преоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время в практике перераспределения финансовых ресурсов и методах бюджетного воздействия на развитие экономики и социальной сферы. В частности, финансовые ресурсы в новых условиях все в большей степени перераспределяются через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения.

     Бюджет  является мощным рычагом воздействия  на социально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечивать не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективного его использования в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется.

Цель  работы рассмотреть понятие и сущность бюджета Российской Федерации.

Задачи  работы:

    • Рассмотреть понятие государственного бюджета;
    • Определить причины возникновения государственного бюджета;
    • Рассмотреть экономические условия формирования бюджета;
    • Рассмотреть использование государственного бюджета в условиях мирового кризиса.

Объектом  исследования в данной работе является Государственный бюджет.

Предметом исследования является бюджетная система Российской Федерации ее роль и значение.

В первой главе раскрыта социально-экономическая сущность Государственного бюджета, причины и источники формирования.

Во  второй главе рассмотрены особенности становления государственного бюджета, проблемы и трудности становления.

Методом исследования в данной работе является анализ литературы по заявленной теме и обобщение материала.

Теоретической основой в работе послужили исследования отечественных и зарубежных авторов по теме, таких как: М.В. Романовского, О.В. Врублевской, М.И. Ткачук, А.Я. Лившиц, Я.Г. Либерман, И. Подпорина, Г.Б. Поляк, С.П. Солянникова, В.Н. Сумароков, Л.А. Дробочиной и др.

 

1 Социально-экономическая  сущность государственного  бюджета

1.1 Понятие государственного  бюджета

      Бюджет как правовая категория – это закрепленная законом форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.1

      Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

      Бюджет  – категория, свойственная различным  отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.2

      Экономическая сущность бюджета любого государства  определяется экономическим строем общества и соответствующими производными отношениями. С развитием общества изменяется способ производства и распределения  материальных благ, меняется экономическая  сущность бюджета и характер его доходов и расходов. Это объективные факторы, влияющие на содержание бюджета.

      Бюджет  государства, а государство ыражает  интересы общества, и в силу необходимости  является как бы связывающим звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом. Он управляющая и управляемая система в масштабах всего общества.3

      Бюджетное устройство определяет организацию  государственного бюджета и бюджетной  системы страны, взаимоотношения  между уу отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

      Составляющей  частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система  представояет собой совокупность бюджетов разных уровней и получателей бюджетных средств, организацию и принципы построения бюджетов, взаимоотношения между ними, а также между бюджетами и получателями бюджетных средств, возникающие в ходе бюджетного процесса.

      Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в  ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном вопроизводстве и социальных процессах. От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы.

 

1.2 Причины возникновения  государственного  бюджета

      Центральным звеном финансовой системы любого государства  является государственный бюджет, т.е. бюджет появляется практически с появлением государства.

      В рыночной экономике политическая, экономическая, социальная и другие формы деятельности государства неразрывно связаны  с перераспределением национального  дохода как части валового внутреннего продукта.

      Перераспределение национального дохода, непосредственно затаргивающее интересы общественных классов, имеет важное социально-политическое значение и выражает степень дополнительной эксплуатации широких народных масс. Используя бюджетную систему, государство глубокие изменения в пропорции, складывающиеся на стадиях производства и первичного распределения национального дохода. Доля национального дохода, получаемая трудящимися, все больше падает. Одновременно быстрыми темпами растут прибыли монополий, усиливается концентрация богатства. Перераспределение национального дохода посредством бюджета – яркое проявление его классового характера.

      Перераспределение национального дохода наряду с социальным имеет также экономическое значение. Бюджет служит важным инструментом централизации в руках государства совокупного общественного капитала, мобилизации через налоги и займы средств трудящихся и доходов других слоев общества и использования их в целях вмешательства в хозяйственную жизнь страны.

      В форме бюджета государства концентрируют  огромные финансовые средства. Сосредотачиваемые  у государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой  его экономической деятельности и создают широкие возможности  активного вмешательства в общественное воспроизводство.4

      Контрольная функция заключается в том. Что  бюджет объективно отображает экономические  процессы, протекающие в структурных  звеньях экономики. Благодаря этому  свойству бюджет может «сигнализировать» насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются и т.д.

      Основу  контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое  отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

      Единство  бюджета. Этот принцип означает сосредоточение в нем всех собираемых доходов  и производимых расходов. Он предполагает наличие одного бюджета в государстве, составленного по единой бюджетной классификации и по единым документам. Единство бюджета выражается в существовании единой бюджетной системы в государстве. Задача этого принципа – в установлении более эффективного контроля за финансовыми ресурсами государства.

      Принцип полноты дополняет принцип единства и означает более детальную расшифровку по каждой статье затрат и поступлений. Выполнение этого принципа позволяет  вести контроль за отчетностью по исполненным расходам.

      Принцип реальности или правдивости бюджета  предполагает правдивое отражение в бюджете финансовых операций, в соответствии учрежденных бюджетных сумм их исполнению. Он направлен против фальсификации бюджетных средств.

      Бюджетный механизм это совокупность способов организации бюджетных отношений, применяемых обществом для решения экономических и социальных задач. Это инструмент государственного регулирования экономики.

      Использование бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством  маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в государственном бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, поэтому средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.

      Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Существенное влияние на него сказывают  задачи, решаемые обществом на том  или ином этапе развития. Меняются задачи – должен изменяться и бюджетный механизм.

      Расходы бюджета, будучи компонентом общей  финансовой категории бюджета –  представляют собой затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций. Эти затараты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда, денежных средств государства по различным направлениям.

      Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами.

 

1.3 Источники формирования государственного бюджета

      Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере федерального бюджета  Российской Федерации.

      Бюджетная классификация РФ – это группировка  доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

      Основные  принципы бюджетной классификации  полностью вошли в Бюджетный  кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:

Информация о работе Гос. бюджет