Гос. бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 05:40, курсовая работа

Описание

Цель работы рассмотреть понятие и сущность бюджета Российской Федерации.

Задачи работы:
Рассмотреть понятие государственного бюджета;
Определить причины возникновения государственного бюджета;
Рассмотреть экономические условия формирования бюджета;
Рассмотреть использование государственного бюджета в условиях мирового кризиса.

Содержание

Введение
Социально-экономическая сущность государственного бюджета
Понятия государственного бюджета
Причины возникновения государственного бюджета
Источники формирования государственного бюджета
Особенности становления государственного бюджета России

На современном этапе
Экономические условия формирования государственного

бюджета
Проблемы и трудности становления государственного

бюджета до 2003 года
Причины профицита государственного бюджета
Использование государственного бюджета в условиях

мирового кризиса (2008-2009)

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

бюджет.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)
  • Классификацию доходов бюджетов РФ;
  • Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
  • Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • Классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • Классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • Классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ.

    Особое  внимание обращено на доходы бюджетов разных уровней (рис. 1).

    Доходы  бюджетов – денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. 
     
     
     
     

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Согласно  действующей бюджетной классификации  все доходы бюджетов делятся на следующие  виды:

  1. Налоговые доходы, которые включают в себя:
    • Прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
    • Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
    • Налоги на товары и услуги;
    • Налоги на имущество;
    • Платежи за использование природных ресурсов;
    • Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
    • Прочие налоги, сборы и пошлины;
  2. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:
    • Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
    • Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные за возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
    • Доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
    • Иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).
  3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:
    • От нерезидентов;
    • От других уровней власти (дотации, субвенции, средства перечисленные по взаимным расчетоам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
    • От государственных внебюджетных фондов;
    • От государственных предприятий и учреждений;
    • От наднациональных организаций.

     Бюджетные расходы – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

     Различаются бюджетные расходы по следующим  направлениям;

    • Расходы федерального бюджета;
    • Расходы бюджетов субъектов РФ;
    • Расходы местных бюджетов.

    Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета:

    • Обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
    • Функционирование федеральной судебной системы;
    • Осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
    • Национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
    • Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
    • Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
    • Государственная поддержка атомной энергетики;
    • Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
    • Исследование и использование космического пространства;
    • Содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
    • Формирование федеральной собственности;
    • Обслуживание и погашение государственного долго РФ;
    • Компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
    • Пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
    • Проведение референдумов и выборов РФ;
    • Федеральная инвестиционная программа;
    • Обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
    • Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
    • Финансовая поддержка субъектов РФ;
    • Федеральный статистический учет;
    • Прочие расходы.
    •  
  1. Особенности становления государственного бюджета России на современном этапе
    1. Экономические условия формирования государственного бюджета

   Государство не может осуществлять регулирование  экономики без воздействия на нее экономическими методами. В то же время государство не может  выступать предпринимателем и зарабатывать деньги для реализации своих функций.

   Деньги  государства – государственный  бюджет, формируется на основе налогообложения. Сложности формирования госбюджета заключается в том, что он определяется за год до фактического использования, поятому любой сбалансированный бюджет может быть нарушен в связи с возникновением непредсказуемых ситуаций.

   На  основе государственного бюджета государство  осуществляет стабилизационную политику. Так как стабилизационная политика сводится к манипуляции государственным  бюджетом и изменению предложения денег, то ее осуществление непосредственно влияет на размеры бюджетного дефицита и государственного долга.

   Не  всегда государственный бюджет должен быть сбалансированным. Возможны ситуации, когда государство инвестировало в экономику для развития производства значительную часть государственных средств, но отдача по ним будет осуществляться только в будущих периодах. Таким образом, бюджетный дефицит одного года может быть возмещен бюджетным избытком следующего года, когда предприятие, в которое были сделаны государственные инвестиции, начнет производить продукцию. В таком случае объем произведенного продукта будет превышать государственные расходы текущего года и возникнет бюджетный избыток (профицит).

   Главное условие формирования государственного бюджета заключается в том, чтобы дефицит его не превышал 10% т.к. преодоление десятипроцентного барьера может привести к росту инфляции и утрате государственного контроля над экономикой. Уменьшить бюджетный дефицит можно с помощью государственного долга.

   Государственный долг это алгебраическая сумма бюджетного дефицита и избытков за все прошедшие  годы. Государственный долг необходимо рассматривать в виде внутреннего и внешнего долга.

   Под внутренним долгом понимается задолженность  государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных государством.

   При недостатке средств в государственном  бюджете правительство дает поручение  Центральному банку произвести эмиссию  ценных бумаг – государственных облигаций. В зависимости от экономической ситуации государственные облигации могут быть краткосрочными и долгосрочными. Государство размещает ценные бумаги среди субъектов рынка. Недостатком внутреннего государственного долга является ограниченность средств субъектов внутреннего рынка.

   Кроме того, с размещением государственного долга внутри страны покупательная  способность субъектов падает, т.е. снижаются возможности вложения средств в производство. Вложенные в производство деньги не окупаются из-за низкой покупательной способности граждан. К негативным последствиям государственного долга можно отнести увеличение неравенства в доходах. Концентрация ценных бумаг в руках наиболее состоятельного населения, а затем их погашение приводит к перераспределению денег из карманов менее обеспеченных граждан к более обеспеченным.

   Помимо  внутреннего долга государство  формирует внешний государственный  долг.

   Под внешним долгом понимается задолженность государства иностранным гражданам, иностранным фирмам и учреждениям, а также государствам и международным финансовым организациям.

   Покрытие  бюджета за счет внешнего государственного долга имеет определенную сложность. Во-первых, денежные средства, формируемые  как внешний долг, имеют целевую  форму использования в основном на закупку товаров в стране-инвесторе, что уменьшает сумму денег, используемых для подъема национальной экономики. Во-вторых, в результате экономической зависимости страна-инвестор может оказывать как экономическое, так и политическое давление на страну-заемщика. В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта внутри страны за рубеж.

   В настоящее время большинство  стран за длительный период своего существования оказывалось как  в положении кредитора, так и  в положении заемщика, но в настоящий момент никакая из стран не формирует свой бюджет на основе заемных средств, хотя большая часть стран имеет в структуре государственного бюджета государственный долг. Главным в данном случае является уплата процентов по существующему долгу. Государственный долг приводит к появлению интереса к инвестируемой экономике. С одной стороны, страны, инвестирующие средства в чужую экономику, получают доход, с другой – у них появляется возможность осуществлять некоторый контроль и воздействовать на экономику другой страны.

   Деньги, функционирующие в национальной экономике, не всегда могут быть успешно  использованы, поэтому в странах  возникает ситуация «излишков» капитала. Этот капитал вывозится за границу  для лучшего его использования. В процессе создания благ капитал занимает нишу на рынке, удовлетворяя потребление населения. Доля продукта, созданного иностранным производителем, может быть достаточно большой, что позволяет через рынок осуществлять контроль над производством отдельных продуктов, а также воздействовать на принятие тех или иных экономических и политических решений на основе экономического давления. Таким образом, снижается авторитет страны на международном уровне.

         Как было указано, государственный  бюджет не может быть сбалансирован на каждый год. Если бы правительство стремилось к достижению этого каждый год, это бы привело к еще более сильным колебаниям в экономике. Но если бюджетный дефицит сохраняется долго и государственный долг растет, то возможности правительства при проведении стабилизационной политики, ограничиваются из-за необходимости уплаты процентов по долгу. И это может стать веской причиной дефицитности государственного бюджета, превращаясь в порочный круг.

         Однако государственная  политика, направленная на уменьшение расходов, хоть и имеет негативные стороны: сокращение финансирования бюджетных отраслей, уменьшение выплат пособий и пенсий, имеет и позитивную сторону – уменьшение долга на величину выплачиваемого процента.

   Общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат процентов по долгу, называется первичным дефицитом.

   При формировании государственного бюджета  правительство должно осуществлять налогообложение. Наиболее важным налогом, лежащим в основе формирования государственного бюджета, является подоходный налог. Формирование ставки названного налога зависит от суммы процента по государственному долгу.

   Сумма выплат процента по государственному долгу, деленная на величину национального  дохода, выступает в качестве нижнего  предела ставки подоходного налога, сужая тем самым пространство для маневра при проведении фискальной политики. По абсолютной величине невозможно определить величину государственного долга. Существует другой показатель, который называется доля государственного долга в национальном доходе. Следовательно, расчет данного показателя указывает, какую часть созданного чистого продукта необходимо изъять на обслуживание государственного долга, как правило, на выплату процентов по нему. Повышение ставки налогов подрывает действие экономических стимулов развития производства, снижает интерес к вложениям в новые экономические программы, усиливает социальную напряженность в обществе. С ростом государственного долга усиливается неуверенность в завтрашнем дне.

Информация о работе Гос. бюджет