Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 09:07, курсовая работа
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Введение……………………………………………………………………..……3
   1. Функционирование государственного бюджета. Доходы и расходы……5
   2. Структуры расходов федерального бюджета………………………….…..7
   3. Бюджетный дефицит…………………………………………………………..9
Перечень  принятых сокращений……………………………………………....11
Перечень  принятых терминов…………………………………………………..11
Список  литературы………………………………………………………………12
Махачкалинский 
финансово-экономический 
федерального 
государственного образовательного учреждения 
высшего профессионального 
«Академия 
бюджета и казначейства Министерства 
финансов Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
по 
дисциплине «Финансы 
и кредит» 
 
Тема: 
«Государственный бюджет» 
 
 
 
 
 
 
                              
                              
                              
                              
                              
 
 
 
Махачкала, 
2010 г. 
Содержание
Введение…………………………………………………………
Перечень 
принятых сокращений……………………………………………...
Перечень 
принятых терминов…………………………………………………..
Список 
литературы……………………………………………………
     Совокупность 
бюджетных отношений по формированию 
и использованию бюджетного фонда 
страны составляет понятие государственного 
бюджета. По экономической сущности 
государственный бюджет - это денежные 
отношения, возникающие у государства 
с юридическими и физическими 
лицами по поводу перераспределения 
национального дохода в связи 
с образованием и использованием 
бюджетного фонда, предназначенного на 
финансирование народного хозяйства, 
социально-культурных мероприятий, нужд 
обороны и государственного управления. 
Государственный бюджет объединяет главные 
доходы и расходы государства. Бюджет- 
это единство основных финансовых категорий 
(налогов, государственного кредита, государственных 
расходов) в их действии, т.е., через бюджет 
осуществляется постоянная мобилизация  
ресурсов и их расходование. Будучи экономической 
формой существования объективно обусловленных 
распределительных   отношений, государственный 
бюджет рассматривается в качестве самостоятельной 
экономической категории. Эта категория 
являясь частью финансов, характеризуется 
теми же чертами, которые присущи финансам 
в целом, имея при этом одновременно ряд 
особенностей. К ним можно отнести следующие: 
государственный бюджет является особой 
экономической формой перераспределительных  
отношений, связанной с обособлением части 
национального дохода в руках государства 
с целью использования ее на удовлетворение 
потребностей всего общества и отдельных 
его государственно территориальных образований; 
с помощью государственного бюджета происходит 
перераспределение национального дохода 
между отраслями   народного хозяйства, 
субъектами страны. Государственный бюджет 
с точки зрения экономической категории 
выполняет: 1. распределительную  (перераспределительную)  
2. контрольную функцию.   Благодаря 
первой происходит концентрация денежных 
средств в руках государства и их использование 
с целью удовлетворения общегосударственных 
потребностей. С помощью второй функции 
становиться возможным определить насколько 
своевременно и полно финансовые ресурсы 
поступают в распоряжение государства, 
как фактически складываются пропорции 
в распределении бюджетных средств, эффективно 
ли они используются. Сфера действия распределительной 
функции определяется  тем, что в отношения 
с государственным бюджетом вступают 
почти все участники общественного производства. 
Основным объектом бюджетного перераспределения  
является чистых доход, однако это не исключает 
возможности перераспределения  через 
бюджет и части стоимости необходимого 
продукта, а иногда и национального богатства. 
Контрольная функция заключается в том, 
что  бюджет  объективно -  через  
формирование  и  использование фонда 
денежных средств государства - отображает 
экономические процессы, протекающие 
в структурных звеньях экономики. Благодаря  
этому  свойству  бюджет  может 
"сигнализировать" о том, как поступают 
в распоряжение государства финансовые 
ресурсы от разных субъектов хозяйствования, 
соответствует ли размер централизуемых 
ресурсов государства объему его потребностей  
и  т.д. Основу контрольной функции составляет 
движение  бюджетных  ресурсов, отражаемое 
в соответствующих показателях  бюджетных  
поступлений  и  расходных назначений. 
Государственный  бюджет  всегда  
являлся  важным инструментом воздействия 
на развитие экономики  и  социальной 
сферы. С его помощью государство, осуществляя  
перераспределение   национального   
дохода , могло изменять структуру общественного 
производства, влиять на результаты хозяйствования, 
осуществлять социальные преобразования. 
При   этом   государство   
применяет   различные   формы   
прямого   и   косвенного   
воздействия  на экономику - субсидирование 
организаций  и  предприятий, государственные 
инвестиции, бюджетное финансирование 
отраслей. 
 
     Функционирование   
государственного   бюджета   
происходит   посредством   
особых  экономических форм- доходов 
и расходов, выражающих последовательные 
этапы перераспределения 
При анализе расходов бюджета можно выделять текущие расходы и расходы капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы , включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство и капитальный ремонт.
 
В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения - резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения. Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с выполнением государством его социальных функций. Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средство массовой информации. Значительные расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин. Расходы на управление состоят из затрат. Вязанных с функционированием федеральных органов законодательной и исполнительной власти, деятельностью финансовых и фискальных органов и др. Расходы на международную деятельность включает зарплаты, по неторговым операциями (содержание российских учреждений и представительств за границей, плата членских взносов международные организации и др.). Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:
В области расходования бюджета следует отметить следующие недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, нередко имеет место их нецелевое расходование; нерешены многие насущные проблемы социальной политики; неорганизованно на должном уровне перераспределение затрат в пользу социального незащищенных слоев населения; продолжается списание долгов в различных секторах экономики.
Выделим основные задачи в области государственных расходов:
 
Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение налоговых доходов, федеральный бюджет РФ постоянно до 2000 г. продолжает оставаться резко дефицитным. Размер дефицита федерального бюджета составлял в 1997 г. 93,2 млрд. руб., или 33% к ВВП, в 1998 г. – 88,6 млрд. руб., или 3,2 % к ВВП, в 1999 г. – 53 млрд., или 1,2% к ВВП. При этом в 1998 г. предельный размер дефицита Фед. Законом устанавливался 132,4 млрд. руб. или 4,7% по отношению к ВВП , в 1999 г. он предусматривался примерно 101,4 млрд. руб. или 2,5% кВВП.
К внутренним источникам финансирования дефицита Фед. бюджета относится:
В состав источников федерального финансирования дефицита федерального бюджета включается:
 
Перечень принятых сокращений
МД РФ – Министерство финансов Российской Федерации
     УПТК 
– управление научно-технической 
комплектации. 
Перечень принятых терминов
     Акция 
- ценная бумага, выпускаемая акционерным 
обществом, дающая право ее владельцу, 
члену акционерного общества, участвовать 
в его управлении и получать дивиденды 
из прибыли. 
     Бюджет 
- форма образования и расходования фонда 
денежных средств, предназначенных для 
финансового обеспечения задач и функций 
государства и местного самоуправления. 
     Государственные 
финансы - сфера денежных отношений 
по поводу распределения и перераспределения 
стоимости общественного продукта и части 
национального богатства, связанная с 
формированием финансовых ресурсов в 
распоряжение государства и его предприятий 
и использованием государственных средств 
на затраты по расширению производства, 
удовлетворению растущих социально-культурных 
потребностей членов общества, нужд обороны 
страны и государственного управления. 
Денежное обращение – движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах.
 
Список литературы