Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 09:07, курсовая работа

Описание

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
1. Функционирование государственного бюджета. Доходы и расходы……5
2. Структуры расходов федерального бюджета………………………….…..7
3. Бюджетный дефицит…………………………………………………………..9
Перечень принятых сокращений……………………………………………....11
Перечень принятых терминов…………………………………………………..11
Список литературы………………………………………………………………12

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - Государственный бюджет.docx

— 26.97 Кб (Скачать документ)

Махачкалинский  финансово-экономический колледж-филиал

федерального  государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Финансы и кредит» 
 

Тема: «Государственный бюджет» 
 
 
 
 
 
 

                                              Выполнила Асият  Далгатовна

                                              Курс: III

                                              Группа: 3-Ю

                                              Форма обучения: заочная

                                              Руководитель: Легашова О.Н. 
 
 
 

Махачкала, 2010 г. 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3

  1. Функционирование государственного бюджета. Доходы и расходы……5
  2. Структуры расходов федерального бюджета………………………….…..7
  3. Бюджетный дефицит…………………………………………………………..9

Перечень  принятых сокращений……………………………………………....11

Перечень  принятых терминов…………………………………………………..11

Список  литературы………………………………………………………………12 

     Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства  с юридическими и физическими  лицами по поводу перераспределения  национального дохода в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет- это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е., через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Будучи экономической формой существования объективно обусловленных распределительных   отношений, государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, имея при этом одновременно ряд особенностей. К ним можно отнести следующие: государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью использования ее на удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его государственно территориальных образований; с помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями   народного хозяйства, субъектами страны. Государственный бюджет с точки зрения экономической категории выполняет: 1. распределительную  (перераспределительную)  2. контрольную функцию.   Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. С помощью второй функции становиться возможным определить насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Сфера действия распределительной функции определяется  тем, что в отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения  является чистых доход, однако это не исключает возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства. Контрольная функция заключается в том, что  бюджет  объективно -  через  формирование  и  использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря  этому  свойству  бюджет  может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей  и  т.д. Основу контрольной функции составляет движение  бюджетных  ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях  бюджетных  поступлений  и  расходных назначений. Государственный  бюджет  всегда  являлся  важным инструментом воздействия на развитие экономики  и  социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя  перераспределение   национального   дохода , могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования. При   этом   государство   применяет   различные   формы   прямого   и   косвенного   воздействия  на экономику - субсидирование организаций  и  предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей. 

 

     Функционирование   государственного   бюджета   происходит   посредством   особых  экономических форм- доходов  и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости  общественного продукта, концентрируемой  в руках государства. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных  потребностей. доходы   бюджета   выражают   экономические   отношения,  возникающие   у   государства  с организациями, предприятиями  и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой  государства, что  является немаловажным аспектом для  экономики нашей страны. До   перехода   на   рыночные   отношения   доходы   государственного   бюджета   СССР   базировались  на денежных накоплениях  государственных  предприятий. Они занимали более 90% общей суммы  доходов   бюджета  и в основном состояли из двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли. Для   доходов ,  в   отношении   которых   предусмотрена   налоговая  ставка 13%,  налоговая  база определяется как денежное выражение  таких  доходов , подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму  налоговых  вычетов. Для доходов в отношении  которых предусмотрены иные налоговые  ставки, указанные налоговые вычеты не применяются. К   неналоговым   доходам   относятся   доходы   от   использования имущества, находящегося в федеральной собственности, и от его продажи; доходы от внешнеэкономической деятельности и прочие. Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям. Расходы федерального бюджета РФ классифицируются по: 1) своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства я содержанием непроизводственной сферы; 2) по функциональному назначению — на  расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

При   анализе   расходов   бюджета   можно   выделять   текущие   расходы   и   расходы  капитального характера. Основная часть средств  приходится на  текущие   расходы , включающие закупки товаров и  услуг, оплату труда государственных  служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др. Капитальные  расходы  включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство  и  капитальный ремонт.

 

В   условиях   перехода   на   рыночные   отношения   структура   расходов   федерального   бюджета  претерпевает существенные изменения - резко сокращаются бюджетные  ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные  вложения. Расходы   на   социально-культурные   мероприятия  связаны с выполнением  государством его  социальных  функций.  Расходы   на   социально-культурные   мероприятия   включают  затраты  на образование, здравоохранение и  физическую культуру,  социальное  обеспечение,  социальную  помощь, культуру и искусство, средство массовой информации. Значительные расходы на  оборону   вызваны   необходимостью   сохранения   и   развития   комплекса   оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищенности военнослужащих  и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин.  Расходы на управление состоят из затрат. Вязанных с функционированием федеральных органов законодательной и исполнительной власти, деятельностью финансовых и фискальных органов и др. Расходы на международную деятельность  включает зарплаты, по неторговым операциями (содержание российских учреждений и представительств за границей, плата членских взносов международные организации и др.). Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:

  1. Достижение максимального эффекта при минимуме затрат;
  2. Целевой характер использования  бюджетных ассигнований;
  3. Представление бюджетных средств  в  меру  выполнения производственных показателей;
  4. Безвозвратность бюджетных ассигнований;

В области  расходования бюджета следует отметить следующие недостатки: бюджетные  средства используются недостаточно эффективно,  нередко имеет место их нецелевое расходование; нерешены  многие насущные  проблемы социальной политики;  неорганизованно на должном уровне  перераспределение затрат в пользу социального незащищенных слоев населения; продолжается списание долгов  в различных секторах экономики.

Выделим основные задачи  в области государственных  расходов:

  1. Упорядочить разработку , принятие  и  финансирование федеральных целевых программ;
  2. Обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных социально значимых проектах;
  3. Снизить расходы на содержание государственного аппарата;
  4. Продолжить централизацию инвестиционного процесса,  расширив практику государственно – коммерческого финансирования проектов;
  5. Повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс,  концентрируя их на решение социальных проблем,  конверсии  и перспективных научно – исследовательских работах;
  6. Снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
  7. Усилить контроль за использованием бюджетных средств;
  8. Обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, мед. обслуживание, образование.

   

 

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов  и некоторое увеличение  налоговых доходов, федеральный  бюджет РФ постоянно до 2000 г.  продолжает оставаться резко дефицитным. Размер дефицита федерального бюджета составлял  в 1997 г. 93,2 млрд. руб.,  или 33% к ВВП, в 1998 г. – 88,6 млрд. руб., или 3,2 % к ВВП, в 1999 г. – 53 млрд., или 1,2% к ВВП. При  этом в 1998 г. предельный размер дефицита  Фед. Законом устанавливался 132,4 млрд. руб. или 4,7% по отношению к ВВП , в 1999 г. он  предусматривался примерно 101,4 млрд. руб. или 2,5% кВВП.

К внутренним источникам финансирования дефицита Фед. бюджета  относится:

  1. Разница между средними поступившими , направленными на их поглощение;
  2. Разница между средствами, полученными от возраста бюджетных кредитов,  предоставленных внутри страны,  и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет  средств целевых иностранных кредитов;
  3. Разница между средствами полученными  от возраста  прочих бюджетных  кредитов, и суммой прочих бюджетных кредитов;
  4. Разница между полученными и погашенными  Российской Федерацией в валюте РФ кредитами международных финансовых организаций;
  5. Изменение остатков средств на счетах по учету средств Фед. бюджета в течении соответствующего бюджетного года;
  6. Иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета;

В состав источников федерального финансирования дефицита федерального бюджета включается:

  1. Разница между средствами ,  поступившими от размещения государственных займов,  которые осуществляются путем  выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ;
  2. Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитной организации;
  3. Иные источники внешнего финансирования дефицита федеральногобюджета.
 

 

     Перечень  принятых сокращений

     МД  РФ – Министерство финансов Российской Федерации

     УПТК  – управление научно-технической  комплектации. 

     Перечень  принятых терминов

     Акция - ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом, дающая право ее владельцу, члену акционерного общества, участвовать в его управлении и получать дивиденды из прибыли. 

     Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. 

     Государственные финансы - сфера денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанная с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и государственного управления. 

     Денежное  обращение – движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах.

 

     Список  литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. (с изменениями и дополнениями).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями.
  3. Закон Российской федерации о федеральном бюджете на текущий год.
  4. Федеральный закон Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» от 7 июля 2001 г. № 119-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  5. Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  6. Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  7. Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  8. Федеральный закон Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  9. Указ президента Российской Федерации «О системе и структуре    федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. №314 (с изменениями и дополнениями).
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (с изменениями    и дополнениями).
  11. Постановление   Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» (с изменениями и дополнениями).
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» (с изменениями и дополнениями).
  14. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. (с изменениями и дополнениями).
  15. Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями.
  16. Закон Российской федерации о федеральном бюджете на текущий год.
  17. Федеральный закон Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» от 7 июля 2001 г. № 119-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  18. Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  19. Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  20. Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  21. Федеральный закон Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  22. Указ президента Российской Федерации «О системе и структуре    федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. №314 (с изменениями и дополнениями).
  23. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (с изменениями    и дополнениями).
  24. Постановление   Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» (с изменениями и дополнениями).
  25. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».
  26. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» (с изменениями и дополнениями).

Информация о работе Государственный бюджет