Формирование логистики в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы заключается в том, что Беларусь, находясь в очень удобном географическом положении, на пересечении транспортных маршрутов соединяющих европейские страны с Россией и Азией, должны были давно начать развивать данную отрасль.
Весьма ощутимый вклад логистика внесла и в развитие мирового туризма. В туризме развитых стран логистика занимает одно из лидирующих мест по уровню вклада в развитие данной отрасли. В нашей стране туристическая логистика развита очень незначительно и практически не используется.
Для написания данной работы использовали статьи, монографии и публикации отечественных и зарубежных ученых, а так же теоретические основы логистики и логистики в туристической деятельности.

Содержание

Введение 2
1. Сущность и место логистики в современной экономике 4
2. Парадигмы и научная база логистики в туризме 8
3. Логистический подход к управлению предприятиями в сфере туризма 15
4. Белорусские проблемы в логистической сфере 20
Заключение 23
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

   Делая выводы, можно точно сказать, что  развитие логистики стало возможным  благодаря ускоряющемуся темпу  жизни и желанию людей получать свои товары и услуги быстрее, либо добираться до места назначения максимально в кратчайшие сроки с минимальными издержками. Благодаря спросу на данные услуги, логистика заняла свою нишу на современном рынке, что привело к открытию логистических центров по всему миру, а также внедрение логистических идей и парадигм в различные экономические или социальные сферы жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Парадигмы и научная база логистики в туризме 

   Эволюция  логистической концепции тесно  связана с парадигмами в логистике. Исторически сложились четыре основные парадигмы [3]:

   1)  аналитическая;

   2)  технологическая (информационная);

   3)  маркетинговая (деловая);

   4)  интегральная.

   Вокруг  этих фундаментальных парадигм сконцентрировались определенные научные школы, группы исследователей и логистические сообщества.

   Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками. Аналитическая парадигма логистики основана на теоретической базе исследования операций, экономической кибернетики, математической статистики и др. Характерной особенностью применения аналитической парадигмы является построение достаточно сложной экономико-математической модели, отражающей специфику решаемой логистической проблемы. При этом проблема должна быть четко определена, а модель реализуема. Кроме того, реализация подобных моделей требует огромного массива исходной информации и разработки сложных алгоритмов принятия решений в логистическом управлении. Указанные особенности привели к тому, что область практического применения логистических моделей и задач, основанных на аналитической парадигме, сужена в основном до внутрипроизводственных логистических систем.

   Технологическая (информационная) парадигма  появилась в 1960-х годах и тесно связана с бурным развитием информационно-компьтерных технологий. Сущность данной парадигмы заключается в том, что, с одной стороны, можно сформулировать общую проблему управления материальным потоком логистического объекта, а с другой — построить информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы. Основной акцент этой парадигмы сделан на административных функциях компании: управлении, планировании, производстве, дистрибьюции туристского продукта, организации четкой информационной связи между звеньями и цепями, входящими в логистическую систему. В этих целях, как правило, используются современные компьютерные технологии и информационные сети: локальные, региональные, глобальные.

   Теоретической основой технологической (информационной) парадигмы является системный подход, который применяется как к моделированию самих логистических объектов, так и к построению систем информационно-компьютерной поддержки. При этом оптимизация процесса управления потоками не является целью в рамках данной парадигмы. Основной акцент этой парадигмы сделан на административных функциях фирмы: планировании, производстве, дистрибьюции готовой продукции и др.

   С начала 1980-х годов и до настоящего времени в ряде развитых стран при построении фирменных логистических систем часто применяется маркетинговая (деловая) парадигма. Модели, использующие эту парадигму, имеют целью описать и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе. Проектируемая логистическая система должна реализовывать стратегическую цель фирмы — изучение конъюнктуры рынка, определение конкурентных возможностей фирмы, прогнозирование спроса на продукцию и т.п.

   Научной базой данной парадигмы являются в основном экономические и социальные дисциплины: экономика, социология, операционный менеджмент, маркетинг и др.

   Математическую  основу маркетинговой (деловой) парадигмы  составляют теория вероятностей, математическая статистика, методы исследования операций. Необходимо отметить, что модели логистических объектов, использующие эту парадигму, являются в определенной степени абстрактными. Многие переменные таких моделей носят качественный характер, что затрудняет получение простых аналитических решений.

   Примером  практического использования маркетинговой  парадигмы за рубежом является система LRP (logistics requirements planing system) — система контроля материальных потоков. Система LRP обеспечивает: концептуальный маркетинговый подход к управлению запасами в распределительных сетях и внутри производственных подразделений объекта; прогнозирование потребностей в транспортных средствах, определение оптимального числа звеньев в логистической цепи и др.

   Управление  деловой логистической системой — это системный принцип, охватывающий в конечном счете все мероприятия по использованию информации и перемещению потоков туристов по каналам фирмы [3].

   Это означает, во-первых, что специалисты, призванные управлять этой деятельностью, должны понимать проблемы всего предпринимательства в целом и учитывать, что принятие решений в одной области логистической системы (например, в области перевозок) может повлиять на систему в целом.

   Во-вторых, деловая логистика в туризме  самым тесным образом связана с обслуживанием потребителей, учитывает предложение туристского продукта на рынке при заранее определенных затратах и параметрах обслуживания. Это подразумевает наличие рыночных аспектов в логистических системах туризма.

   В-третьих, основным требованием разработки эффективного управления деловой логистикой является тесная связь между процессами составления тура, продаж и оказания услуг.

   Принцип деловой парадигмы связан с управлением  информационными потоками и распределением туристского продукта. Задачи в области деловой логистики связаны с обеспечением механизма разработки стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению, планированию и контролю операциями, совершаемыми в процессе формирования тура, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также в процессе передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

   Одна  из особенностей деловой парадигмы  состоит в том, что она не только интегрирует виды деятельности, которые  традиционно относятся к различным функциям предпринимательства, но и объединяет их. Например, во многих туристских компаниях ответственность за перевозку туристов (заказ билетов, бронирование мест на самолетах и др.) и продажу туров может входить в раздельные функции компании. Если эти функции разделены, то принятие решений в области продаж билетов без учета возможностей транспорта (предварительно выкупленного по выгодной цене блока мест) может привести к увеличению общих затрат на перевозку из-за возникающей необходимости выкупать в разгар сезона авиабилеты у других компаний. В логистической системе функции поставки турисгского продукта, транспортные перевозки, размещение, питание туристов должны быть взаимоувязаны. Опытные и прогрессивные маркетологи знают, как быстро практичный покупатель туристского продукта использует любую перемену в маркетинговой политике или политике дистрибьюции.[6]

   Так, например, когда турецкая фирма «Detur» включила в свой турпакет визу в Турцию, которая традиционно покупалась самими туристами по прибытии в страну (для чего приходилось простаивать в длинных очередях после утомительного перелета), нововведение фирмы было быстро оценено благодарными покупателями, и количество ее клиентов резко возросло.

   Некоторые туристские компании даже покупают авиакомпании и места размещения туристов в отелях, что позволяет даже в «высокий» сезон обеспечивать своевременные перелеты туристов и их размещение в гостиницах. Например, кипрский туроператор «Roots Holidays» владеет несколькими отелями на севере Кипра. Другая кипрская туристская компания «Creative Travel» купила экскурсионное бюро «Fame Tours» и бюро по прокату автомобилей «Creative Car Hire», что значительно упростило бронирование экскурсий, позволило поддерживать соответствующие высокие стандарты в обслуживании, совершенствовать разработку маршрутов и графиков работы, а также обеспечивать туристов машинами на прокат.

   Сегодня уже не вызывает ни у кого сомнения, что внедрение логистических принципов в маркетинговую и деловую логистику является очень выгодным и престижным делом особенно для больших компаний с собственными аналитиками и солидной технической базой. В то же время и небольшие компании, каких на туристском рынке большинство, теряют значительные возможности увеличения своих прибылей и снижения издержек из-за неиспользования принципов деловой логистики в своей деятельности. Особенно важно в туристской деятельности использование принципов деловой парадигмы при разработке долгосрочных планов перевозок туристов за границу, бронировании мест в гостиницах и организация сопутствующих мероприятий. В таких случаях необходимо заранее до начала туристского сезона планировать примерное количество туристов, которое придется обслуживать. Финансовый риск таких решений может быть существенным. Сняв, скажем, на сезон целый самолет или теплоход, при некоторых обстоятельствах (резкое падение курса рубля, изменение политической обстановки в стране посещения, начало ведения военных действий и т.п.) туристская фирма наверняка понесет огромные убытки. Там же, где все эти риски будут заранее просчитаны с использованием логистических методов, убытки могут быть значительно уменьшены, особенно если долгосрочные планы работы туристской фирмы будут периодически пересматриваться и корректироваться в соответствии с ситуацией на туристском рынке.

   В практических задачах построения логистических  систем указанные три фундаментальные парадигмы, как правило, комбинируются. В то же время во многих странах активно внедряется новая логистическая парадигма, которую большинство исследователей называют интегральной. Эта парадигма, по существу, развивает маркетинговую (деловую) парадигму, учитывая при этом новые предпосылки бизнеса на современном этапе.

   Основными предпосылками интегральной парадигмы  логистики являются следующие:

•  новое  понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации конкурентных возможностей фирмы;

•  достаточно широкие перспективы интеграции между логистическими партнерами, развитие новых организационных (структурных) отношений;

•  технологические  возможности, в частности, в области гибких автоматизированных производств и информационно-компьютерных технологий, радикальное изменение и открытие новых горизонтов контроля и управления во всех сферах производства и потребления продукции.

   В данной парадигме важнейшее значение приобретает фактор времени, так как, чтобы быть конкурентоспособной на экономическом рынке туристской фирме, необходимы динамичность и быстрая адаптация к изменяющимся условиям рыночной среды и спроса на продукцию. При этом должны сокращаться все временные фазы жизненного цикла проектирования и производства туристского продукта: от исследовательской и конструкторской разработок до дистрибьюции готовой продукции.

   Важность  фактора времени в современной интегрированной логистике была подчеркнута введением специальных терминов «менеджмент длительности производственного периода», или «логистика длительности производственного периода» (time-based logistics).

   Сущность  новой интегральной парадигмы заключается  в рассмотрении логистики как некоего инструмента менеджмента, интеграции различных функций.

   Логистическая система согласно новой, интегральной парадигме рассматривается как единое целое, как интегрированная система, объединяющая весь жизненный цикл формирования, производства и реализации туристского продукта в соответствии с запросами потребителей.

   Новая, интегральная парадигма представляет собой, следовательно, ситуационную и комбинационную перспективу по организации туристского бизнеса как на внутрифирменном, так и на межфирменном уровнях.

   Усложнение  рыночных отношений и усиление конкуренции  во всех сферах хозяйствования требуют  постоянной трансформации и адаптации  логистических систем к непрерывно изменяющимся внутренним и внешним  условиям, выражающимся в следующем:

 •   возрастает скорость материальных, финансовых и информационных потоков;

 •   усложняются финансовые взаимоотношения  между логистическими звеньями;

 •   уменьшается число взаимосвязей  в рамках организационно-экономических  отношений в логистических системах (образование искусственных монополий);

 •   уменьшается надежность логистической  цепи вследствие неустойчивой экономической и политической ситуаций в стране.

   Следствием  этих тенденций является увеличение потенциальной неустойчивости и ненадежности логистических систем. Для повышения их устойчивости и надежности в сфере предпринимательства необходима дальнейшая интеграция в самой логистической системе и с динамической внешней средой. В то же время формируя систему логистики, разрабатывая ее стратегию, необходимо учитывать специфику отрасли и другие факторы. Например, фирмы, занимающиеся массовым туризмом и продающие готовые турпакеты, осуществляют перевозку больших групп, выкупая у перевозчиков блоки мест по сравнительно низкой цене, а компании, занимающиеся организацией индивидуальных туров, вынуждены покупать авиабилеты (особенно в экзотические страны и куда не организованы чартерные рейсы) по высокой цене. В силу этого, естественно, будет значительно выгоднее, если продажа билетов будет сконцентрирована в одних руках.

Информация о работе Формирование логистики в туризме