Формирование логистики в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы заключается в том, что Беларусь, находясь в очень удобном географическом положении, на пересечении транспортных маршрутов соединяющих европейские страны с Россией и Азией, должны были давно начать развивать данную отрасль.
Весьма ощутимый вклад логистика внесла и в развитие мирового туризма. В туризме развитых стран логистика занимает одно из лидирующих мест по уровню вклада в развитие данной отрасли. В нашей стране туристическая логистика развита очень незначительно и практически не используется.
Для написания данной работы использовали статьи, монографии и публикации отечественных и зарубежных ученых, а так же теоретические основы логистики и логистики в туристической деятельности.

Содержание

Введение 2
1. Сущность и место логистики в современной экономике 4
2. Парадигмы и научная база логистики в туризме 8
3. Логистический подход к управлению предприятиями в сфере туризма 15
4. Белорусские проблемы в логистической сфере 20
Заключение 23
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

   БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

   ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

   КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ  ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 

   Формирование  логистики в туристической  деятельности 
 

   Курсовая  работа 
 
 
 
 
 

   студента 4 курса

   отделения «Экономическая теория»

   Шилько Максима Юрьевича 
 
 

   Научный руководитель

   доцент  кафедры теоретической и

     институциональной экономики

   Береснева А.И. 
 
 
 
 
 
 

   Минск, 2011 

 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

   За  последние 30 лет логистика стала  прочно входить во многие отрасли  производства и доставки товаров и услуг. Развиваясь как часть производства, логистика постепенно стала отделяться и трансформировалась в отдельную науку.

   Перед логистикой стоит ряд проблем, которые  она призвана решить:

  • минимизация затрат;
  • вычисление оптимальных маршрутов;
  • сокращение сроков самой перевозки.

   В Республике Беларусь логистики уделялось  мало внимания вплоть до 2008 года, когда  был разработан и подписан законопроект о развитии логистики в нашей  стране до 2015 года. Так же во многих ВУЗах стали формироваться отделения, где готовят специалистов в данной области – менеджеров-логистов.

   Применению  логистика на предприятиях способствует развитие информационных технологий, которые упрощают и ускоряют получаемую и отправляемую информацию.

  В сущности, логистика начала свое развитие в древние века, но действительное развитие и выделение её как науки началось только в 50-е годы 20-го века. Развивающаяся в помощь другим наука, логистика, со временем, приобретает статус самостоятельного направления.

  Внедрение логистики в туризм началось с появлением у людей понятия массового отдыха, когда огромное количество туристов начало выезжать из своих стран на отдых в страны, находящиеся на весьма удаленном расстоянии от их места жительства. Логистика начинает использоваться на одном уровне с менеджментом, маркетингом и другими науками для привлечения и донесения информации до покупателей.

   Актуальность  данной работы заключается в том, что Беларусь, находясь в очень  удобном географическом положении, на пересечении транспортных маршрутов соединяющих европейские страны с Россией и Азией, должны были давно начать развивать данную отрасль.

   Весьма  ощутимый вклад логистика внесла и в развитие мирового туризма. В  туризме развитых стран логистика  занимает одно из лидирующих мест по уровню вклада в развитие данной отрасли. В нашей стране туристическая логистика развита очень незначительно и практически не используется.

   Для написания данной работы использовали статьи, монографии и публикации отечественных  и зарубежных ученых, а так же теоретические основы логистики и логистики в туристической деятельности. 
 
 
 
 

1. Сущность и место логистики в современной экономике

 

   Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области  стала формироваться в начале 1950-х годов, прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально развитых странах, причем сам термин логистика в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов. Логистика является относительно молодой и развивающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием. Логистика рассматривает управление материальными и сопутствующими информационными и финансовыми потоками, т. е. охватывает весь комплекс вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов и готовой продукции, доведением их от поставщиков до предприятий-производителей и до конечных потребителей в соответствии с их требованиями.

   Примечательным  является все более широкое использование  принципов логистики даже в сферах далеких от материального производства. К примеру, в составе Национального организационного комитета, осуществлявшего подготовку и проведение XXV летних Олимпийских Игр в Барселоне (Испания, 1992 г.), имелось отделение логистики.

   Феномен логистики в настоящее время  можно сравнить с темпами развития кибернетики в пятидесятые годы. Проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления и, как показывает зарубежная практика, сегодня мы имеем дело с быстро развивающейся инфраструктурой в сфере организации и управления производством, теоретические проблемы формирования которой составили новое научное направление.

   Интенсивное развитие логистики в невоенной области связывают с энергетическим кризисом начала 70-х годов. Резкое ухудшение экономического состояния стран Западной Европы и США, растущие инфляция и безработица - потребовали разработки срочных мер по стабилизации и улучшению ситуации в сфере экономики. Тогда специалисты обратились к логистике как одной из эффективных форм интеграции снабжения, производства, транспорта и рыночного распределения с широким привлечением современных технологий и технических средств.[8]

   В последние 25 лет развитию логистики  способствовали следующие основные факторы:

   • превращение рынка продавцов  в рынок покупателей;

   • технологические изменения в  транспортных средствах и коммуникациях;

   • появление и распространение  современных ЭВМ;

   • изменение структуры (усложнение состава) продуктов, увеличение числа ступеней их обработки до получения готовых изделий и соответственное усиление интеграции производства;

   • расширение международного разделения труда и кооперирования;

   • развитие теории систем и применение количественных математических методов к решению экономических задач.[9]

   К концу XX века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную (снабженческую), производственную, сбытовую (распределительную), транспортную и информационную логистику. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена и описана в соответствующей литературе, новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и других областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления потоками. Таким образом, логистика, прежде всего, работает на потребителя, стремясь максимально удовлетворить его запросы.

   В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два  принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление   характеризуется   более   широким   подходом:   помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

   В рамках отмеченного подхода к  логистике имеется множество  различных трактовок. Наибольшее распространение получили управленческие, экономические и оперативно-финансовые аспекты.

   По  мнению американских ученых, логистика - это планирование, управление и  контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего  это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока. Многие специалисты в исследуемой области отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как «...совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции».

   Обобщая определения логистики, ее можно  охарактеризовать как науку управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации.

   В настоящее время сложилась достаточно сложная система взаимодействия человека, фирмы, общества и природы.

   В данном случае человек рассматривается как работник предпринимательской фирмы, являясь главным компонентом ее внутренней среды (ведущий агент производственного процесса), а фирма выступает как основное звено рыночной экономики. Природа определяется как нерукотворный окружающий мир.

   Под обществом понимается вся окружающая среда фирмы: покупатели продукции, поставщики сырья, материалов, энергии, комплектующих изделий, общественные организации, конкуренты, банки, биржи и т. д.

   Необходимость поиска новых источников повышения конкурентоспособности деловых фирм и относительная исчерпанность их в рамках самой фирмы привели к расширению зоны изыскания резервов, поиску не только в подразделениях фирмы (как производственных, так и непроизводственных), но и за ее пределами. Кроме того, возникла идея оптимизировать не отдельные компоненты производственно-коммерческого процесса, а их совокупность, то есть решить задачу оптимального использования всего ресурсного потенциала фирмы.

   Логистика   позволяет  экономическим   субъектам   формировать стратегию эффективной политики по обеспечению своего конкурентного преимущества, исходя не из абстрактной ориентации на рынке, а на основе ориентации на конкретного потребителя. При этом логистическое мышление включает гораздо более широкий круг вопросов, чем просто управление физическим распределением продукции. Для принятия квалифицированного решения, повышающего  конкурентоспособность  фирмы  в  условиях  рыночного противостояния,   необходимо  на уровне  исследования  операций, представляющих расчетный базис принимаемого решения, формализовать, большой массив информации, адекватно описывающий как саму фирму, так и окружающую внешнюю среду. Эти цели и ставятся перед логистикой, в большей степени, знаменующей переход от описательно-эмпирического  к абстрактно-теоретическому уровню исследования.

   Для определения места логистики  в системе экономических наук и уточнения характера их взаимодействия рассмотрим формы и методы логистической  деятельности.

Особенностью  развития рынка средств производства, является» то, что он неразрывно связан с решением вопроса, который в теории рыночной экономики носит название MOB («Make or Buy» - сделать или купить), то есть какие виды комплектующей продукций» целесообразно производить самостоятельно или совместно на основании кооперации, а какие приобретать на основе развития хозяйстве венных связей. В данном случае выбор не может строиться только на затратном принципе. Аналитическое решение задачи MOB исходит из необходимости наличия двух положений:

    • выбор того вида продукции или ресурса, который составляет обязательную основу функционирования предприятия при условии обязательной кооперации с поставщиками извне, что в целом обеспечит существование предприятия в жесткой конкурентной борьбе;
    • сравнительный анализ деятельности предприятия в условиях собственного изготовления или приобретения необходимых комплектующих изделий на базе комплекса экономических критериев.

   Одной из причин высокой конкурентоспособности  фирм является то, что, специализируясь на различных товарах и услугах, фирмы оказываются в состоянии сэкономить на издержках, связанных с предложением товара потребителям. Специализируясь на производстве определенного товара, фирма может производить его и выгодно продавать по цене, которую покупатели признают достаточной по сравнению с альтернативной ценой самостоятельного производства.[8]

Информация о работе Формирование логистики в туризме