Участники инновационного процесса, их роль и взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание

Сегодняшняя активно развивающаяся экономика диктует фирмам и организациям такие условия, в которых, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса, они вынуждены постоянно эволюционировать. Происходящие в обществе изменения настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать времени, его нормам и веяниям, предприниматели должны уметь заинтересовать потенциального клиента, привлечь его новым продуктом или услугой, удержать.
Вопросами разработки и внедрения новых проектов с точки зрения управления организацией и занимается инновационный менеджмент. Эта дисциплина уже показала себя как единственно возможный путь накопления и систематизации знаний и опыта по внедрению инноваций на предприятиях. Инновационный менеджмент помогает эффективно управлять процессами инновационной деятельности, связанными с созданием, освоением, производством, и распространением среди потребителей новых, прогрессивных продуктов и услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Содержание инновационного процесса
Этапы и особенности инновационного процесса…………………....5
Виды и модели инновационного процесса………………………….11
Формы организации и участники инновационной деятельности
Основные организационные формы инновационной деятельности и тенденции их изменения……………………………………………..18
Малый инновационный бизнес и его взаимодействие с крупным..20
Организация внутрифирменной науки……………………………...24
Межорганизационное взаимодействие в инновационной сфере и развитие технопарковых структур…………………………………..27
Организационные формы и функции…………………………………....35
Заключение……………………………………………………………………..49
Список используемой литературы……………………………………………50

Работа состоит из  1 файл

Иннов.мен-т КУРСОВАЯ!!!.docx

— 84.49 Кб (Скачать документ)

     Бутлегерство представляет собой подпольное, контрабандное изобретательство, тайную работу над внеплановыми проектами. Поддержка и поощрение бутлегерства содействует активизации деятельности творческих работников.

     Рисковые подразделения компаний создаются крупными корпорациями в целях освоения новейших технологий и представляют собой небольшие автономно управляемые и специализированные производства. Принципиальное значение имеет тот факт, что средства для их создания выделяются имеющими собственный бюджет корпоративными подразделениями так называемого рискового финансирования.[8,с.72]

 Корпоративный бизнес ориентирован на пять инновационных ключевых параметров:

1.      создание  новых изделий;

2.      обмен  технологиями внутри фирмы;

3.      передача  технологий внутри фирмы;

4.      самостоятельность  хозяйственных отделений в инновационной  деятельности;

5.      расширение  полномочий новаторов в творческом поиске.

Особенность реализации корпоративной  стратегии заключается в том, что организационная структура строится по принципу общности применяемых технологий. Например, корпорация ЗМ в своей деятельности опирается примерно на 100 базовых технологий. Непрерывный процесс инновационно-организационного развития предполагает создание новых отделений, ориентированных на перспективную продукцию и рынки сбыта. В ЗМ имеются как эффективный механизм поддержки внутрифирменного предпринимательства и обособления новых подразделений, так и встроенные «иммунные» механизмы, противостоящие бюрократизации и излишнему разрастанию размеров подразделений компании. Как правило, если объем продаж отделения превышает 250-300 млн. долл., то инициируется процесс его деления. Такие организационные формы, разумные по размерам, обладают необходимой подвижностью и восприимчивостью к технологическому прогрессу.

Несмотря на известную  условность данной схемы, она дает общее  представление о приверженности ЗМ динамичным организационным изменениям для реализации корпоративной стратегии и стратегии отделений. Без механизма организационного развития сложно эффективно реализовать инновационные стратегии и быстро реагировать на запросы рынка, технологические и продуктовые новшества.

    

Малое инновационное  предпринимательство

 

Малое инновационное предпринимательство  связано с процессами формирования новых фирм в рамках старых компаний, созданием и функционированием рисковых фирм, разработкой и реализацией «инкубаторных программ». Фирмы-инкубаторы являются одной из организованных форм активизации инновационной деятельности.

Новые фирмы в рамках старых компаний представляют собой прогрессивный  метод образования молодых компаний. Если в 1980-е и начале 1990-х гг. новые компании создавались в основном инженерами и учеными, уходившими из фирм, то в настоящее время получил распространение другой подход. Корпорации сами субсидируют организацию новых фирм для того, чтобы предотвратить уход ведущих работников, сманиваемых ищущими таланты вкладчиками рискового капитала. Они же позволяют привлечь на работу в свою корпорацию специалистов из других фирм. Обычный способ действия компаний заключается в принятии на себя всех финансовых вопросов молодых фирм, что позволяет материнской компании стать владельцем, по меньшей мере, 80% новой фирмы (остальное — в руках сотрудников-основателей). В бухгалтерских книгах новая внутренняя фирма числится как филиал, но фактически является отдельной компанией со своим советом директоров. Однако убытки от деятельности последней в начальном периоде ее развития приходится вносить в бухгалтерские книги материнской компании. В то же время субсидирующая компания не может получить 100% прибылей фирмы-новичка; так как последняя не принадлежит ей полностью.[6,с.46]

Чтобы обойти указанную проблему, некоторые компании, организовавшие внутри своей структуры новую фирму, делают ее своей полной собственностью. В подобном варианте сотрудники-основатели молодой фирмы обычно получают право приобретения в течение ряда лет акций по льготной цене. По истечении нескольких лет материнская компания держатель контрольного пакета акций получает возможность выкупать акции, принадлежащие сотрудникам-основателям, которые получают определенные доходы от прироста капитала.

    

Венчурные фирмы

 

Рискофирма представляет собой организацию, создаваемую  для реализации инновационного проекта, связанного со значительным риском. Основание рискофирмы происходит следующим образом. Группа из нескольких человек, располагающих оригинальной идеей в области новой технологии или производства новой продукции, но не имеющих средств для производства, вступает в контакт с одним или несколькими инвесторами (венчурными фондами). Этот контакт осуществляется через посредника: руководителя мелкого предприятия, который должен быть компетентен не только в научно-технической, сфере деятельности, но и в области производства и реализации продукции. Как руководитель будущей рискофирмы он обеспечивает частичное финансирование проекта и в то же время непосредственно руководит рядом направлений деятельности в течение 3—7 лет, вплоть до того момента, когда рискофирма передает через продажу акций ведение дел более мощной финансово- производственной группировке, если достигнутый уровень развития требует расширения масштабов производства. По оценке экономистов в 15% случаев рискокапитал полностью теряется; 25% рискофирм несут убытки в течение более длительного времени, чем предполагалось первоначально; 30% рискофирм дают весьма скромную прибыль, но в 30% случаев успех позволяет в течение всего нескольких лет многократно перекрыть прибылью все вложенные средства. В 1986—1993 гг. доходы фондов рискового капитала в США в среднем в 10—20 раз превышали сумму вложенного капитала.

    

Бизнес-инкубаторы

 

Многие высокотехнологичные  российские организации строят свою стратегию выживания на основе «инкубаторных программ» и представляют собой «фирмы- инкубаторы».

Под «фирмой-инкубатором» понимают организацию, создаваемую местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых компаний. В настоящее время в США насчитывается свыше 350 фирм-инкубаторов. До 1980 г. их было 10. Фирмы-инкубаторы создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям за невысокую плату служебных помещений и предоставления им на льготных условиях ряда услуг, включающих возможность получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим, экономическим, коммерческим и юридическим вопросам. Существуют фирмы-инкубаторы трех типов.

Первый тип — бесприбыльные. Они самые многочисленные. Взимаемая  ими арендная плата с фирм-арендаторов от 15 до 50% ниже среднего уровня. Бесприбыльные фирмы-инкубаторы субсидируются местными организациями, заинтересованные в создании рабочих мест и экономическом развитии региона. Арендаторами могут быть промышленные фирмы, исследовательские, конструкторские и сервисные организации.

Фирмы-инкубаторы второго  тина — прибыльные. Это частные  организации, общая численность которых постоянно увеличивается. В отличие от бесприбыльных фирмы-инкубаторы второго типа, как правило, не предлагают сниженных тарифов на услуги, но они позволяют арендаторам, предоставляя им широкий спектр услуг, платить только за те, которыми арендатор фактически воспользовался.[16,с. 65]

Инкубаторы третьего типа формируются как филиалы высших учебных заведений. Они оказывают наиболее эффективную помощь компаниям, собирающимся осуществлять разработку и выпуск технологически сложных изделий. Арендная плата может быть достаточно высокой, но она включает возможность пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями. Продолжительность пребывания в рамках фирмы-инкубатора ограничивается обычно тремя годами. Считается, что по истечении этого срока компания-арендатор должна достигнуть такой степени самостоятельности, которая позволит ей выйти из фирмы-инкубатора. Примером крупных американских компаний, создающих специальные фирмы-инкубаторы по «выращиванию» мелких рисковых фирм, являются General Electric и IBM. Укрепившие свои позиции в рамках фирмы-инкубатора,  мелкие рисковые фирмы затем скупаются материнской компанией, которая организует на их базе новые исследовательски-конструкторские, опытно-экспериментальные и производственные подразделения. Создание фирм-инкубаторов является методом организации инновационного процесса.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Управление инновациями  – это сложный, комплексный процесс, один из тех редких процессов, которые требуют от менеджера в равной степени и знаний и таланта. Потому что и без того и без другого невозможно управление созданием новых видов продуктов и услуг.

Управление это опирается  на огромное количество методов, взятых из совершенно разных областей знаний, что требует от менеджера недюжинных организаторских способностей. Необходимо свести воедино все аспекты жизнедеятельности предприятия, и свести успешно, с тем, чтобы можно было вывести на рынок нечто новое.

Совсем немногого можно  добиться, используя шаблонные шаги и решения, и, наоборот, лучшие результаты будут достигнуты там, где есть место нетривиальным подходам к ведению инновационного бизнеса.

Инновационный менеджмент –  все еще слишком сложный процесс, чтобы его весь классифицировать и описать, многое приходится делать на интуитивном уровне, и вот тут важен талант менеджера, его способности к творческому мышлению. Как показывает практика, такой менеджер может добиться гораздо более позитивных результатов, чем тот, который станет досконально следовать догмам.

За долгое время инновационной  деятельности было разработано большое количество методик и принципов, которые помогают менеджеру в принятии тех или иных решений, связанных с управлением инновациями.

Эти методики весьма обширны  и многочисленны, они могут многое объяснить и помочь принять верное решение, однако, до сих пор самые верные решения все еще принимает человек.

Не следует недооценивать  значение инноваций в нашей жизни, без них мы бы вряд ли могли наслаждаться всеми благами цивилизации сегодня, поэтому, я считаю, что чем лучше и эффективнее мы научимся управлять инновациями, тем быстрее и качественнее пойдет весь прогресс в целом.

 

Список используемой литературы

 

1. Агафонова И. П. Концепция  построения системы риск-менеджмента  при реализации инновационного  проекта // Управление риском. –  2003. – №2. – С. 42 – 52. 
2. Агафонова И. П. Характеристика и классификация рисков инновационного проекта // Управление риском. – 2003. – №4. – С.35 – 40. 
3. Аньшин В. М. Менеджмент инвестиций в малом и венчурном бизнесе. – М. : Анкил, 2003. 
4. Артеменко В. Комплексная оценка инновационного риска // Управление риском. – 2003. – №1. – С. 5 – 10. 
5. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент : учебное пособие для вузов. – СПб. : Питер, 2001. 
6. Бродский М. Н., Бродский Г. М. Право и экономика: инвестиционное консультирование. – СПб. : Питер, 1999. 
7. Валдайцев С. В. Управление инновационным бизнесом. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 
8. Венчурный бум в США // Эксперт. – 2000. – №7. – С.8. 
9. Гамидов Г. С., Колосов В. Г., Османов Н. О. Основы инноватики и инновационной деятельности. – СПб. : Политехника, 2000. 
10. Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. – М. : Владар, 1993. 
11. Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.В. Экономика знаний. – СПб. : Питер, 2003. 
12. Гулькин П. А. Венчурное инвестирование в России : первопроходцы в выигрыше // Рынок ценных бумаг. – 2003. – №6. – С. 46 – 52. 
13. Гуняков Ю. В. Венчурное финансирование коммерческих предприятий // Проблемы современной экономики. – 2003. – №3/4. – С. 116 – 119. 
14. Дагаев А. Венчурный бизнес : управление в условиях кризиса // Проблемы теории и практики управления. – 2003. – №3. – С. 74 – 80. 
15. Дворжак И., Кочишова Я., Прохазка П. Венчурный капитал в странах Восточной и Центральной Европы // Проблемы теории и практики управления. – 1999. – №6. – С. 59 – 66. 
16. Дорантес Д. Х., Туккель И. Л. Управление инновационными проектами : методология и инструментальные средства. – СПб. : СПбГТУ, 1997. 
17. Егорова Н. Е. Венчурный капитал в России и источники финансирования прогрессивных технологий и наукоемких . производств // Аудит и финансовый анализ. – 2001. – №3. – С. 106 – 112. 
18. Иванов И. А. Инновационный менеджмент : учебник для вузов. – Ростов-на-Дону : БАРО-ПРЕСС, 2001. 
19. Инновационная экономика / под общей ред. А. А. Дынкина, Н. И. Ивановой. – М. : Наука, 2001. 

 


Информация о работе Участники инновационного процесса, их роль и взаимодействие