Участники инновационного процесса, их роль и взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание

Сегодняшняя активно развивающаяся экономика диктует фирмам и организациям такие условия, в которых, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса, они вынуждены постоянно эволюционировать. Происходящие в обществе изменения настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать времени, его нормам и веяниям, предприниматели должны уметь заинтересовать потенциального клиента, привлечь его новым продуктом или услугой, удержать.
Вопросами разработки и внедрения новых проектов с точки зрения управления организацией и занимается инновационный менеджмент. Эта дисциплина уже показала себя как единственно возможный путь накопления и систематизации знаний и опыта по внедрению инноваций на предприятиях. Инновационный менеджмент помогает эффективно управлять процессами инновационной деятельности, связанными с созданием, освоением, производством, и распространением среди потребителей новых, прогрессивных продуктов и услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Содержание инновационного процесса
Этапы и особенности инновационного процесса…………………....5
Виды и модели инновационного процесса………………………….11
Формы организации и участники инновационной деятельности
Основные организационные формы инновационной деятельности и тенденции их изменения……………………………………………..18
Малый инновационный бизнес и его взаимодействие с крупным..20
Организация внутрифирменной науки……………………………...24
Межорганизационное взаимодействие в инновационной сфере и развитие технопарковых структур…………………………………..27
Организационные формы и функции…………………………………....35
Заключение……………………………………………………………………..49
Список используемой литературы……………………………………………50

Работа состоит из  1 файл

Иннов.мен-т КУРСОВАЯ!!!.docx

— 84.49 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Содержание инновационного процесса
    1. Этапы и особенности инновационного процесса…………………....5
    2. Виды и модели инновационного процесса………………………….11
  2. Формы организации и участники инновационной деятельности
    1. Основные организационные формы инновационной деятельности и тенденции их изменения……………………………………………..18
    2. Малый инновационный бизнес и его взаимодействие с крупным..20
    3. Организация внутрифирменной науки……………………………...24
    4. Межорганизационное взаимодействие в инновационной сфере и развитие технопарковых структур…………………………………..27
  3. Организационные формы и функции…………………………………....35

   Заключение……………………………………………………………………..49

   Список используемой  литературы……………………………………………50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодняшняя активно развивающаяся  экономика диктует фирмам и организациям такие условия, в которых, чтобы  не остаться за бортом прогресса и  бизнеса, они вынуждены постоянно  эволюционировать. Происходящие в обществе изменения настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать времени, его нормам и веяниям, предприниматели  должны уметь заинтересовать потенциального клиента, привлечь его новым продуктом  или услугой, удержать.

Вопросами разработки и внедрения  новых проектов с точки зрения управления организацией и занимается инновационный менеджмент. Эта дисциплина уже показала себя как единственно  возможный путь накопления и систематизации знаний и опыта по внедрению инноваций на предприятиях. Инновационный менеджмент помогает эффективно управлять процессами инновационной деятельности, связанными с созданием, освоением, производством, и распространением среди потребителей новых, прогрессивных продуктов и услуг.

Все аспекты инноватики, от проведения фундаментальных исследований, до сбыта  и свертывания проекта должны четко и эффективно управляться. Только такой подход позволит оценить, сделать правильный выбор и, в  конечном итоге, извлечь выгоду из инновационной  деятельности.

Инновационную сферу от научной  и производственной отличает наличие  специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового  регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации  инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и  кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

Процесс экономических и политических преобразований, происходящих в нашей  стране, привел к необходимости существенных изменений в деятельности хозяйствующих  субъектов. Меняются прежние организационные  структуры, меняются интересы, а с  ними и механизмы поведения, и  методы принятия решений. Происходящие изменения оказались настолько  серьезными, что далеко не все хозяйственные  образования смогли выбрать верный путь, адекватное общественной динамике направление развития.

Условия переходного к рыночной экономике периода требуют повышенного  внимания к управлению инновационной  деятельности, обеспечивающей эффективное  развитие производства.

Инновационная деятельность является наиболее прогрессивной формой предпринимательства  в рыночных отношениях. Рынок создает  реальные возможности для развития научно-технического прогресса. Коренным отличием инновационной деятельности в условиях рынка является ориентация не на возможности производителя, а на запросы потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание инновационного процесса

1.1 Этапы и особенности  инновационного процесса

Инновационный процесс рассматривают  как процесс последовательного  превращения идеи в товар. 
Его сущность и содержание можно трактовать с разных позиций и с разной степенью детализации. Во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, его отождествляют с временными этапами жизненного цикла нововведения от зарождения идеи до её разработки и распространения. В-третьих, его можно трактовать с точки зрения финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукции или услуг. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта. Мы будем рассматривать инновационный процесс с точки зрения жизнециклического подхода. Он предполагает, что по своему содержанию инновационный процесс охватывает две стадии: стадию создания новшества и стадию создания нововведения.  
Стадия создания новшества включает следующие этапы: 
          -фундаментальные исследования (ФИ);

-прикладные научно-исследовательские  работы (ПИ);

-опытно-конструкторские  разработки и создание опытного  образца (прототипа) (ОКР);

-устарение новшества;

- изготовление и испытание  установочной партии (серии) продукции на рынке.

Процесс создания и освоения новшества начинается с фундаментальных  исследований, направленных на получение  новых научных знаний и выявление  наиболее существенных закономерностей. ФИ делятся на теоретические и  поисковые. 
Результатом теоретических исследований выступают научные открытия, новые понятия и представления, создание новых теорий. 
К поисковым относят исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных ранее, свойств материалов. В поисковых исследованиях обычно известна цель работы, в какой-то степени ясны теоретические основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований подтверждаются, отвергаются или пересматриваются теоретические предложения и идеи. 
Фундаментальные исследования выполняются персоналом очень высокой квалификации, работающим в академических научных учреждениях, вузах, в крупных научно-технических организациях промышленности. Результаты фундаментальных исследований материализуются в виде публикаций (диссертаций, научных статей, монографий, научных отчётов). Основным источником финансирования этого этапа являются средства государственного бюджета, выделяемые на безвозвратной основе. Приоритетное значение фундаментальной науки состоит в том, что она выступает генератором идей, открывает пути в новые области знаний.  
Прикладные исследования (ПИ) направлены на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых фундаментальной наукой явлений и процессов. Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов (5 – 10 % результатов фундаментальных исследований находят продолжение в виде прикладных исследований). Поэтому инвестиции на эти цели принято называть рискоинвестициями. Проведением прикладных исследований занимаются научно-технические организации промышленности и кафедры вузов. При проведении научных исследований широко применяются специальные методы поиска новых идей, к которым относятся метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов, мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов, стратегия семикратного поиска, теория решения изобретательских задач [5,с.151–160]. 
В 80-х гг. ХХ века сформировалось целое направление работ, посвящённых проблеме соотношения фундаментальных и прикладных исследований, выяснению механизма их взаимодействия, поиску оптимальной организации такого взаимодействия. С позиций полного удовлетворения спроса необходимо, чтобы объём фундаментальных знаний всегда превышал масштабы прикладных знаний, а последние перекрывали бы с запасом практические запросы.  
Под опытно-конструкторскими работами понимается применение результатов ПИ для создания, модернизации или усовершенствования образцов новой техники, технологии, материалов. Это завершающий этап научных исследований, связанный с переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. На этом этапе производится окончательная проверка результатов теоретических и прикладных исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается технический прототип или опытный технологический процесс. 
Технический прототип – это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий пригодность и соответствие эксплуатационных характеристик производственным требованиям. На данном этапе описываются всевозможные методы производства с указанием основных материалов, условий эксплуатационной и экологической безопасности, уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок. 
В результате ОКР создаётся целый комплект конструкторской, технологической, проектной документации, куда включаются также проект технических условий на изделие, технологические регламенты, карты, рецептуры, технологические инструкции, чертежи, перечень необходимого инструмента и т.д.

Практическая реализация научного товара, создаваемого в ходе осуществления трёх рассмотренных  этапов, осуществляется на рынке новшеств, который, как и рынок готовой  продукции (услуг), характеризуется  определенными спросом и предложением. Однако рынок новшеств является инновационной  частью рынка факторов производства и имеет свою специфику, которая  была подробно исследована Г.Д. Ковалёвым .

 Торговля результатами  интеллектуальной деятельности  жёстко нацелена на определённого  потребителя. Права инноватора  и инвестора должны быть равными.  Инвестор (потребитель новшества)  должен иметь право выбора  на рынке новшеств. Стоимость  (цена) инновационного предложения  должна соответствовать цене  инвестиционного спроса, а они  определяются устойчивостью покупательной  способности денег и зависят  от эмиссионной политики государства.  Доминирующая роль на рынке  новшеств принадлежит покупателю, который формирует инновационный  спрос, удовлетворяя зачастую  текущие потребности производства  в ущерб созданию радикальных  новшеств. Чтобы избежать этого,  необходимо наладить взаимодействие участников до заключения товарной сделки. 
Серьёзной проблемой рынка новшеств является асимметричность рыночной информации: продавец (инноватор) объективно знает о новшестве больше, чем покупатель (инвестор). Уменьшить асимметричность информации можно за счёт повышения репутации инноватора, а также за счёт адресности новшества и информирования будущего покупателя в процессе создания новшества.  
Итак, главный принцип рынка новшеств заключается в том, что производитель выходит на него не с готовой продукцией для неизвестного покупателя, а со своей способностью качественно выполнить заказ потребителя. Рынок новшеств развивается, следовательно, как рынок заказов. 
Нововведение – процесс переноса новшества в сферу применения. 
Жизненный цикл (стадия) нововведения включает следующие этапы: 
- возникновение потребности в новшестве и его создание (приобретение прав на использование новшества у его владельца); 
- диффузия (тиражирование на других объектах); 
- рутинизация (стабильное, без изменения, использование). 
Осознав потребность в новшестве, потребитель может заказать его инноватору (организации-разработчику), создать его собственными силами (при наличии необходимого потенциала) или приобрести право на использование уже имеющегося, созданного ранее новшества. 
Далее следует этап освоения новшества в производстве. Новшество внедряется в новую для него среду, изменяя в ней технико-технологические и социальные факторы. 
Инвазия нововведения требует новых технологических режимов, нового типа оборудования, передислокации и повышения квалификации персонала, новых организационных структур и т.п. Часто в производственном освоении новой продукции участвуют и разработчики, оказывающие техническую помощь и осуществляющие авторский контроль.[7,с.54] 
Одновременно с перестройкой производства необходимо подготовить и конечного потребителя инновационного продукта. В ходе маркетинговых исследований изучается спрос на новый продукт, определяется объём выпуска, потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации. Осуществляется первый выход на рынок небольшой пробной партии. Продвижение инновации – комплекс мер, направленный на реализацию инноваций, включающий передачу информации, организацию процесса торговли и послепродажного обслуживания. 
Диффузия инновации – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей, изменяются качественные характеристики инновации. Согласно теории нововведений Й. Шумпетера, диффузия – это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведение вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.  
Исследователи всегда отводили диффузии инноваций особое место. Дело в том, что первичный инновационный акт, безусловно, представляет собой творческую и новаторскую ценность. Однако с позиций коммерциализации и рыночного успеха инновации её судьба решается именно на стадии диффузии. Диффузия инноваций начинается с началом опытного производства и мелкосерийного освоения продукции. При этом распространение новых товаров и технологий происходит согласно механизму диффузии, исследованному Д. Сахалом. 
Вслед за стадией диффузии наступает период максимального объёма производства или стадия рутинизация. Затем новшество устаревает, спрос на него падает, переключаясь на новые товары. 
Таким образом, обе стадии охватываются общим понятием инновационный процесс. Основное отличие между ними заключается в том, что на первой стадии происходит процесс создания новшества, на второй – процесс его коммерциализации. Процесс перевода новшества в нововведение требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. Нововведение как процесс не может считаться полностью завершённым, если оно остановилось на одном из промежуточных этапов. В свою очередь жизненный цикл новшества может остановиться на стадии освоения, если не сомкнётся с нововведением.  
Чтобы эффективнее направлять разработку и продвижение инноваций, Шведский институт инноваций предложил учитывать специфику каждой стадии и подбирать соответствующий тип руководителя. 
На этапах генерирования знаний и разработки новшеств, где осуществляются замысел инновации, генерация идеи, размышления, обсуждения, аккумуляция знаний, наиболее предпочтителен в качестве руководителя. 
На этапе внедрения новшества в производство очень ценным для руководителя – антрепренёра (делового предпринимателя) являются такие его качества, как активность, готовность идти на риск, способность действовать, способность интуитивно почувствовать результат. 
На этапах диффузии и рутинизации предпочтение отдают руководителю-администратору, способному координировать усилия, соблюдать дисциплину, законность, порядок, не отходить от намеченных планов, строго следить за объёмом, поступлением и расходованием средств. 
Инновационный процесс – это не разовая акция, а непрерывный циклический процесс развития, качественного совершенствования в какой-либо области техники, производства, носящий эволюционно-революционный характер. 
Инновационный процесс всегда носит конфликтный характер. Конфликты между старым и новым, традиционным и прогрессивным возникают на каждой его стадии, что делает необходимым применение знаний конфликтологии в инновационном менеджменте.  
Одной из особенностей инновационного процесса является его многоаспектность, необходимость согласования интересов всех участников. Это требует использования нестандартных форм межорганизационного взаимодействия.[9,с.66]

 

1.2. Виды и модели инновационного процесса 
 
Развитие производства привело к необходимости специализации и кооперирования участников производственного цикла, к выделению инновационного процесса из общего процесса производства. 
Различают три вида инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный).

Простой внутриорганизационный  инновационный процесс предполагает создание и использование новшества  внутри одной и той же организации, новшество при этом не принимает  товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество  выступает как предмет купли-продажи. Это означает отделение функции  создания и производства новшества  от функции его применения или  потребления. Расширенный инновационный  процесс проявляется в нарушении  монополии производителя-пионера. Новшество  создаётся многими производителями. Рост конкуренции приводит к совершенствованию  его потребительских свойств. 
История инноваций насчитывает несколько моделей инновационного процесса, применение которых во многом определялось уровнем развития производительных сил, зрелостью специализации и кооперирования производства. Эти модели были подвергнуты всестороннему изучению в работах Роя Росвелла, Б. Твисса и др.  
На начальном этапе разделения труда в составе производственных компаний сформировались самостоятельные подразделения, занятые научно-исследовательской и изобретательской деятельностью. Первую промышленную лабораторию создали в 1867 г. в немецком химическом концерне БАСФ. Затем одно за другим стали возникать научно-исследовательские подразделения в крупных фирмах «Дженерал Электрик» (1900 г.), «Белл телефон» (1911 г.), «Кодак» (1913 г.) и др. К 1946 году только в США насчитывалось более 2 тысяч корпоративных исследовательских подразделений, возглавляемых известными учёными и изобретателями. В их задачи входило выполнение прикладных исследований и разработок, создание инновационных прорывов на базе развития технологий. Подобный подход к инновационному процессу как натуральному доминировал до 60-х годов ХХ века. Очевидно, что в качестве источника инновационных идей рассматривались достижения науки и техники. В литературе такая модель получила название «технологический толчок» и описывалась в виде линейной последовательности циклично повторяющихся этапов. Простой линейно-последовательный процесс с упором на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю инноваций .

На рубеже 60 – 70-х годов  стала ясна недостаточная эффективность  линейной модели «технологического  толчка». Об этом свидетельствовали  многочисленные рыночные провалы новых  продуктов, растущие расходы на НИОКР, не приносящие должной отдачи, отсутствие взаимопонимания между научно-исследовательскими подразделениями, с одной стороны, и сбытовыми и производственными  подразделениями, – с другой. Цель инновационной деятельности – обеспечение  технического совершенства – реализовывалась  в отрыве от задач повышения экономической  эффективности производства, рентабельности продукции и её соответствия общественным потребностям. Корпорации оказались  не в состоянии освоить результаты собственных исследований и разработок.  
В это же время происходили изменения и во внешней среде фирм. Они были связаны с ростом конкуренции, процессом диверсификации производства. Альтернативой инновациям стал захват новых рынков, дающий значительный прирост прибыли. 
Возросшая неопределённость и коммерческий риск радикальных нововведений привели к тому, что в инновационной деятельности возобладал мотив краткосрочности и быстрой окупаемости затрат на НИОКР, появился интерес к имитации новшеств, иногда сопровождаемой их незначительными конструктивными изменениями. На этом фоне более успешной стала вторая модель инновационного процесса, получившая название «вызов спроса». 
В соответствии с этой моделью предполагалось, что коммерчески успешные нововведения появляются в результате восприятия запросов потребителей и адекватной реакции на них сферы корпоративных НИОКР. Таким образом, в качестве стартовой позиции инновационного процесса стал рассматриваться рыночный спрос, который задавал направление научным исследованиям, затем повторялась цепочка событий линейного процесса. Таким образом, по своей сути это та же линейно-последовательная модель, но с упором на важность рынка. 
В ходе применения данной модели были выявлены серьёзные ограничения, среди которых перманентность нововведений, необходимость учёта мнений потенциальных потребителей, параллельность новаторской деятельности в отношении продукции, процессов, организации и управления, осознание важности модификаций и их органической связи с радикальными новшествами и т.д. Следовательно, линейная трактовка инновационного процесса вступила в противоречие с всеобщностью научного труда, предполагающей многократное использование научных знаний. 
Кроме того, в отраслях, возникших на базе революционных нововведений, сначала естественна ориентация на технологический толчок, подготовленный развитием фундаментальной науки.

Информация о работе Участники инновационного процесса, их роль и взаимодействие