Участники инновационного процесса, их роль и взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание

Сегодняшняя активно развивающаяся экономика диктует фирмам и организациям такие условия, в которых, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса, они вынуждены постоянно эволюционировать. Происходящие в обществе изменения настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать времени, его нормам и веяниям, предприниматели должны уметь заинтересовать потенциального клиента, привлечь его новым продуктом или услугой, удержать.
Вопросами разработки и внедрения новых проектов с точки зрения управления организацией и занимается инновационный менеджмент. Эта дисциплина уже показала себя как единственно возможный путь накопления и систематизации знаний и опыта по внедрению инноваций на предприятиях. Инновационный менеджмент помогает эффективно управлять процессами инновационной деятельности, связанными с созданием, освоением, производством, и распространением среди потребителей новых, прогрессивных продуктов и услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Содержание инновационного процесса
Этапы и особенности инновационного процесса…………………....5
Виды и модели инновационного процесса………………………….11
Формы организации и участники инновационной деятельности
Основные организационные формы инновационной деятельности и тенденции их изменения……………………………………………..18
Малый инновационный бизнес и его взаимодействие с крупным..20
Организация внутрифирменной науки……………………………...24
Межорганизационное взаимодействие в инновационной сфере и развитие технопарковых структур…………………………………..27
Организационные формы и функции…………………………………....35
Заключение……………………………………………………………………..49
Список используемой литературы……………………………………………50

Работа состоит из  1 файл

Иннов.мен-т КУРСОВАЯ!!!.docx

— 84.49 Кб (Скачать документ)

С возрастанием зрелости отрасли  фокус инноваций смещается в  сторону рынка, вызова спроса. Всё  это стимулировало поиск новых  концепций. 
Одной из них стала сопряжённая модель, предложенная Р. Росвеллом. Её особенность заключается в выделении логически последовательных, функционально обособленных, но взаимодействующих и взаимозависимых этапов. Признание нелинейности нововведений открыло возможности изучить их с точки зрения интегрированности и параллельности стадий, использовать сетевые взаимодействия. Сопряжённая инновационная модель  
Эта модель представляет собой комбинацию первой и второй с акцентом на связь технологических способностей и возможностей с потребностями рынка. Широко применялась в мире в 80-е годы ХХ века.  
Четвёртая модель инновационных процессов была предложена в 90-е годы. Это японская модель передового опыта, отличающаяся акцентом на параллельную деятельность интегрированных групп, внешние горизонтальные и вертикальные связи. Одновременная работа над идеей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких направлениях, ускоряет решение проблемы. Время реализации технической идеи и превращение её в готовую продукцию в современном мире очень важно. 
Подробное описание инновационного процесса четвёртого поколения, используемого в настоящее время, дано А. Дынкиным [19, с. 34 – 41]. В качестве центрального звена модели выбран наиболее ресурсоёмкий этап инновационного процесса – разработки, в том числе конструирование. Конструктивное оформление нововведения в виде опытного образца и оценка перспектив его соответствия платежеспособному спросу служат важнейшим источником информации для принятия решения о развёртывании производства. 
В результате инженерно-конструкторской деятельности происходят непрерывные изменения, незначительные в отдельности, но дающие большой эффект в совокупности. Возможна замена материалов, уменьшение трения или вибрации, изменения в последовательности технологических операций, другая их комбинация в производстве и т.п. Конструирование приобретает жизненно важную роль, поскольку позволяет фирмам материализовывать результаты своих исследований. Именно этот этап интегрирует инновационный процесс, предполагая создание междисциплинарных проектных групп из представителей исследовательских, маркетинговых, производственных, сервисных подразделений. 
Кроме того, возможно исключение из инновационного процесса некоторых этапов, свойственных классической линейной модели. Так, в биотехнологии фундаментальные исследования могут сразу дать готовые решения (минуя прикладные исследования). 
Предрасположенность к неупорядоченности инновационных цепочек связана с многовариантностью появления новаторских решений. Современные информационные технологии позволяют заниматься разработками не только конструкторам, как это было ранее, но и специалистам-теоретикам, производственникам, сбытовикам наукоёмкой продукции. 
Признание рынка, потребителей в качестве значимого источника инновационных идей привело к повышению их роли в инновационном процессе. На рынках потребительских товаров производители осуществляют постоянный мониторинг потребительских предпочтений, организуют взаимодействие с потребительскими ассоциациями, стимулируют создание клубов потребителей. Все эти шаги направлены на выявление неявных пожеланий, которые с помощью разработок и конструирования переводятся на язык новых продуктов и услуг. А в случае производства сложного оборудования возможно включение потребителей в инновационный процесс на постоянной и систематической основе, вплоть до включения их в проектные группы. 
В упрощённом виде модель инновационного процесса четвёртого поколения, получившая название интегрированной. [19,с.39]. 
  В 90-е годы успешные нововведения потребовали также плотного взаимодействия с фирмами-поставщиками материалов, узлов, комплектующих. Концентрация ресурсов фирмы вокруг ключевых компетенций предполагает аутсорсинг, т.е. выведение из организационной структуры тех подразделений, чья продукция и услуги могут быть получены от специализированных компаний. Это означает предоставление фирмам-поставщикам большей самостоятельности и свободы в инновационных решениях, ужесточение конкуренции между ними. Вместе с тем фирмы, осуществляющие производство конечной продукции, стремятся как можно раньше привлечь поставщиков к разработке собственных нововведений с помощью тендеров на перспективные компоненты, а также приглашая принять участие в выработке идеи и формировании концепции нововведения. 
   Основными отличиями нелинейной модели от линейной: 
- определённая автономность процесса исследований и оценки спроса от основного пути создания нововведения. Научный поиск может начинаться не с фундаментальных и прикладных исследований, а в обратном порядке: сначала анализ накопленной информации, имеющегося научного задела внутри фирмы и во внешних источниках информации, а в случае нехватки предпринимаются прикладные, а затем и фундаментальные исследования; 
- наличие разветвлённой сети обратных связей

- предрасположенность к  кооперации как внутри фирмы,  так и во внешней среде 

- возможность существования  укороченных линейных цепочек  нововведения, включающих один –  два этапа, примыкающих к рыночно-сбытовому; 
Центральной задачей планирования такого инновационного процесса является избежание опасности вложения неоправданно больших средств на слишком ранних с точки зрения рынка этапах. 
Данная модель демонстрирует непредсказуемость, стохастичность, неупорядоченность инновационного процесса, предполагает изменения во всех звеньях корпорации, многовариантность источников идеи и, наконец, акцентирует внимание на этапе разработок и конструирования как важнейшем событии жизненного цикла нововведения, где происходит интеграция научных, технологических и сбытовых условий и возможностей.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2. Формы организации  и участники инновационной деятельности

2.1 Основные организационные  формы инновационной деятельности  и тенденции их изменения

 

Организация инновационной  деятельности направлена на упорядочение инновационного процесса, улучшение  его характеристик, в том числе  уменьшение затрат, ликвидацию потерь в связи с дублированием последований и разработок, неполным использованием их потенциала, медленным осуществлением цикла «исследование - производство». Организационная составляющая инновационного механизма оказывает существенное влияние на преемственность стадий инновационного процесса и непрерывность  их во времени, в том числе межфирменных взаимодействий. 
Сложившиеся организационные формы различаются по назначению, масштабу деятельности, по уровню специализации и видам выполняемых работ

1.Научно-исследовательские  организации (НИО): 
-академические НИИ; 
- вузовский научный сектор

2. Отраслевые НИИ и  ПКИ -создание принципиально новой конструкции изделий

3. Самостоятельные конструкторские  бюро (ОКБ, СКБ, ЦКБ, ПКБ) Разработка  и модернизация конструкций и  технологий

4. Научно-производственные  объединения (НПО) Разработка  новых видов продукции и их  освоение 

5. Конструкторские бюро  и отделы промышленных предприятий  Разработка и модернизация продукции,  внедрение и освоение разработанных  НИИ, КБ, НПО, проектов, частичная модернизация узлов и деталей. 
В практике инновационной деятельности, рассмотренные организационные формы в основном себя оправдали. Вместе с тем ограниченные возможности базового финансирования инновационных организаций обуславливают необходимость ряда реорганизационных мер для развития самофинансирования и привлечения внебюджетных источников. В первую очередь это относится к отраслевым научным организациям. Ставится также задача становления и развития принципиально новых организационных форм инновационной деятельности в связи с развитием рыночных отношений.[10,с.22] 
Определим основные тенденции организационных изменений в инновационной сфере: 
- формирование организационной сети государственных научных центров и бесприбыльных НИИ, проводящих фундаментальные исследования, на основе аккредитации и последующей сертификации их деятельности; 
- реорганизация отраслевой науки, предполагающая: 
а) акционирование отраслевых научных организаций и переход на работу по договорам с заказчиками; 
б) создание малых инновационных предприятий узкой специализации (инжиниринговых, внедренческих, венчурных и т.п.) на основе дробления отраслевых научных организаций; 
в) переход отраслевых научных организаций в разряд внутрипроизводственных научных подразделений предприятий; 
г) включение отраслевых научных организаций в структуру корпораций (ФПГ, консорциумов, ассоциаций и т.п.); 
- формирование малого инновационного бизнеса; 
- развитие инновационной деятельности крупных предприятий и формирование заводской науки; 
- создание инновационной инфраструктуры; 
- формирование национальной и региональных инновационных систем. 
Реализация этих мер позволит свести все многообразие организационных форм инноваций к трем базовым формам: 
- административно-хозяйственной (НПО, крупная или средняя корпорация, объединяющая НИОКР, право и сбыт продукции); 
- программно-целевой (динамичные организационные формы, создаваемые для решения проблем, как в отрасли, так и в межотраслевом и региональном масштабах); 
- инициативный (малые инновационные предприятия, инициативные группы, ученые (изобретатели)-одиночки). 
Особое внимание в рыночных условиях приобретают программно-целевые и инициативные организационные формы, что подтверждается мировым опытом. 
 
2.2 Малый инновационный бизнес и его взаимодействие с крупным 

С 80 – 90-х годов прошлого века в России провозглашен курс на формирование и государственную  поддержку малого инновационного бизнеса как более способного к активным радикальным новшествам. 
Крупные предприятия, желая удержать уже завоеванные позиции на рынке и в производстве, идут по пути модификации и улучшения традиционно выпускаемой продукции, ориентируются на рост прибыли и расширение рынков. Малые фирмы способствуют появлению новых видов продукции, по сути, создают новые рынки (компьютер, застежка-молния, аэрозольный баллончик, вертолет, целлофан, кинескоп, инсулин, и т.д.), более динамичны в изменяющихся рыночных условиях, работают с большей эффективностью. По данным многочисленных исследований, малые фирмы производят в 2 раза больше новинок, приходящихся на одного работника, чем крупные. 
Чаще всего малые инновационные фирмы (МИФ) ориентируются на реализацию побочных решений и результатов подработок крупных фирм, на выполнение рискованных мелких разработок, разработок на стыке наук, инициативных разработок.[3,с.6] 
Несомненные преимущества малых предприятий в инновационной сфере заставляют крупный бизнес сотрудничать с ними. Организационным механизмом такого сотрудничества могут служить: 
- кооперационные связи малых предприятий с крупными (рыночная интеграция); 
- участие крупного бизнеса в формировании самостоятельных малых фирм путем создания корпоративных прибыльных инкубаторов бизнеса, венчурного финансирования; 
- создание автономных малых предприятий в рамках крупных путем выделения или поглощения; 
- одновременное использование нескольких форм взаимодействия (рыночной интеграции и автономных подразделений, рыночной интеграции и инкубирования). 
Для создания МИФ необходимы следующие условия: 
- коммерческая идея, отражающая суть нововведения; 
- общественная потребность в данном нововведении (спрос); 
- предприниматель, готовый реализовать идею (несомненно, приветствуется и наличие формированной команды); 
-капитал. 
Самостоятельная малая инновационная фирма образуется в случае привлечения собственного капитала учредителей или банковского кредита. Подобный вид МИФ получил широкое распространение в мире в 70 – 80-е годы прошлого века. Инженеры, ученые, работавшие в крупных лабораториях, научных центрах, университетах, оставляли свою работу и создавали МИФ, желая самостоятельно воплощать возникшие идеи в жизнь. Такая фирма обычно проходит весь инновационный цикл (от НИОКР до производства и сбыта нового продукта). Зачастую после налаживания производства организаторы продают фирму, чтобы реализовать себя в новом проекте. 
В том случае, если для создания МИФ используется венчурный капитал (рискокапитал), такую фирму называют внешним венчуром. В подобных организациях достоинства малого бизнеса (гибкость, мобильность, ориентация на …) проявляются особенно ярко. 
Внутренние венчуры – автономные инновационные подразделения корпораций – получили развитие в 90-е годы XX в. в начале XXI в. стали преобладающим видом малого инновационного бизнеса в наукоемких отраслях экономики. Крупные компании, стремясь предотвратить уход собственных талантливых специалистов и привлечь классных ученых и инженеров со стороны, берут на себя техническую и финансовую помощь в формировании МИФ. При этом материнская компания рассчитывает на участие в прибыли МИФ. Решение о её создании принимается в том случае, если не совпадают интересы МИФ и материнской компании, а коммерческий потенциал проекта спрогнозирован достаточно точно. После завершения работ внутренний венчур может прекратить свою деятельность, может выйти из-под опеки материнской компании и превратиться во внешний венчур, может поглотиться материнской компанией. 
«Спин-офф» (от англ. «Spin-off») – малые фирмы, выделившиеся из состава научных промышленных организаций для коммерческого гражданского использования военных и космических разработок. 
Такие фирмы могут функционировать лишь при активной государственной поддержке (информационной, финансовой, организационной, образовательной,юридической)[17,с.101]. 
Для развития малого инновационного бизнеса необходимы следующие условия: 
- стабильная экономическая обстановка в стране; 
- наличие платежеспособного спроса на новые технологии, продукты и услуги; 
- развитая система венчурного финансирования; 
- высокий уровень научно-технического потенциала инновационной культуры в стране; 
- законодательное регулирование деятельности МИФ, технопарковых структур, венчурных фондов. 
Существует несколько форм кооперации малого и крупного бизнеса: 
- работа по заказам крупных фирм (рыночная интеграция); 
- создание мелких новаторских фирм самим крупным предприятием (выделение); 
- включение ранее самостоятельных мелких фирм в состав крупных (поглощение); 
- одновременное использование механизмов поглощения и рыночной интеграции (веерная организация). 
Малый инновационный бизнес не может существовать без активной целенаправленной поддержки со стороны государства. В экономически развитых странах сложились следующие формы поддержки малых инновационных предприятий: 
- прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50 % расходов на создание новой продукции и технологий (США, Франция и др.); 
- предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция); 
- дотации (практически во всех развитых странах); 
- создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного риска (Великобритания, Франция, Швеция, Голландия и др.); 
- отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение влияет на экономию энергии (Австрия); 
- бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных (Германия, Голландия).[1,с.54] 
Правительство России ежегодно разрабатывает Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства. Аналогичные программы принимаются и на региональном уровне. Однако в Российской Федерации всего менее 10 % ВВП приходится на долю малых предприятий (более 50 % – в США). Одной из причин подобной ситуации является неразвитость инновационной инфраструктуры.  
 
            2.3 Организация внутрифирменной науки 

В рыночных условиях предприятие  обладает широкими возможностями самостоятельного формирования номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, определения  путей рационального использования  ресурсов, оценки собственного потенциала и выбора источников и стратегии  его развития, в том числе инновационной. Сегодня около 30 % инновационно-активных предприятий своей стратегической целью считают повышение конкурентоспособности  продукции, а примерно 25 % – завоевание новых рынков. К тактическим задачам  инновационной деятельности обычно относят: 
-замену устаревшей продукции; 
-расширение ассортимента; 
-снижение затрат на производство и реализацию продукции; 
-рост её качества; 
- обновление активной части основных фондов, модернизация производства; 
-улучшение условий труда. 
Зачастую эти задачи ставятся и решаются в комплексе. 
В зависимости от научно-технического потенциала предприятие может формировать инновационные службы или обходиться без них, распределяя инновационные функции (роли) между членами трудового коллектива, обладающими разнообразными ключевыми компетенциями, или заказывая разработку специализированным организациям. 
На высшем уровне управления предприятием может быть выделена должность вице-президента по интеллектуальному капиталу (по трансферу новшеств), директора по развитию (инновационный топ-менеджер) или же его функции может выполнять руководитель предприятия. В этом случае к руководителю предъявляются дополнительные требования: демократический стиль управления, совпадение формального и неформального лидерства, предпринимательский дух, способность рисковать, креативность и т.п. 
Ведущую роль в инновационной деятельности играют научно-технические и маркетинговые службы. Маркетологи изучают рыночный спрос и таким образом определяют инновационные потребности рынка. Эта информация может послужить толчком к активизации инновационной деятельности предприятия, особенно его специализированных научно-технических подразделений.[14,с.251] 
Современные российские предприятия могут следовать трём линиям поведения: 
- ориентироваться на сторонние разработки, приобретая лицензии, технологии, готовые конструкторские и технологические решения и адаптируя их к условиям собственного производства; 
- самостоятельно выполнять исследования и разработки, привлекая специалистов отдела главного конструктора, главного технолога, производственных подразделений и специализированных подразделений (служб координации инновационной деятельности, консультативных и аналитических групп, центров развития, программно-целевых групп по разработке и производству новой продукции, технологий, лабораторий качества и др.); 
- поддерживать связи с НИИ академического и отраслевого профиля, вузами, заключая договоры на выполнение разработок или привлекая специалистов этих организаций к подготовке технической документации под разрабатываемый предприятием инновационный проект. 
Как подтверждает мировой опыт, наибольший эффект дает второй вариант. В промышленно развитых странах многие фирмы, имея собственные инновационные подразделения, выполняют как прикладные исследования и разработки, так и фундаментальные исследования. Это способствует росту научного потенциала предприятий, свидетельствует о формировании заводского сектора науки (внутрифирменной науки). 
Таким образом, внутрифирменная наука – это комплекс специализированных научно-технических подразделений предприятия (исследовательских, конструкторских, технологических, экспериментальных) с их научным потенциалом, связями с другими субъектами инновационной деятельности, целью которого является рост конкурентоспособности продукции и производства, повышение эффективности производства на основе внедрения новшеств. 
Виды инновационных подразделений предприятия разнообразны. Они различаются по направлениям деятельности (исследовательские, конструкторские, технологические и т.п.), по срокам функционирования (постоянные и временные), по степени самостоятельности (несамостоятельные и автономные), по источникам финансирования их деятельности (бюджет предприятия и специально созданные фонды), по способу передачи разработок в производство (некоммерческий и коммерческий) и т.д. 
Мировая практика подтвердила высокую эффективность создания автономных инновационных подразделений внутри предприятия (внутренних венчуров, интрапренерств, бутлегерств, программ «свояков»), а также использования организационного и экономического механизма проектного менеджмента. Проектный менеджмент основан на создании временных творческих коллективов для реализации инновационных проектов. 
Важная роль в эффективной деятельности инновационных групп (команд проектов) принадлежит правильному подбору участников и распределению функций. В команде проекта выделяют следующие типичные ролевые функции: 
- руководство проектом осуществляет инновационный менеджер среднего звена; 
- генерирование новых идей обеспечивают «вольные сотрудники», освобожденные от выполнения всех остальных обязанностей, а также «золотые воротнички», высококлассные консультанты из университетов; 
- за поступление и распространение научно-технической, коммерческой и прочей необходимой информации отвечают «информационные звезды» или «научно-техническиепривратники»; 
-оценкой и анализом вариантов инновационных решений, условий их выбора занимаютсяаналитики; 
- формируют условия продвижения новых идей и участвуют в их реализации разработчики (исполнители), часть из которых состоит в штате предприятия («ядро»), а часть работает по временному контракту («оболочка» или «альтернативный персонал»); 
- участвуют в дополнительном финансировании инновационных проектов «финансовые или деловые ангелы».[2,с.23] 
По окончании работ такая структура расформировывается, участники возвращаются на свое постоянное место работы. 
Образные наименования ролевых функций участников инновационных команд были даны американцами. 
Формирование внутрифирменной науки в новом качестве на российских предприятиях только начинается. В связи с этим своего решения требуют проблемы выработки общей концепции, методов управления внутрифирменной наукой, механизма её взаимодействия с производством, учета затрат на инновационные цели, формирования рациональной организационной структуры, оценки эффективности функционирования внутрифирменной науки, оценки и стимулирования труда персонала инновационных подразделений, создания новых организационных механизмов выдвижения идей и их эффективной и быстрой реализации. 
 
2.4 Межорганизационное взаимодействие в инновационной  
сфере и развитие технопарковых структур 
 
В связи с большим количеством участников инновационного процесса в рыночной экономике возрастает роль ассоциативных форм деятельности и создания интегрированных структур управления организациями. Получают развитие новые формы интеграции хозяйствующих субъектов: 
- на основе создания вертикальных структур (корпораций); 
- на основе формирования горизонтально интегрированных связей (ассоциативных образований). 
Традиционные формы интеграции (корпорации, холдинговые компании, концерны, консорциумы, финансово-промышленные группы, картели, синдикаты, тресты, отраслевые ассоциации) и новые формы (круговые, виртуальные организации, стратегические альянсы и союзы) изучаются теорией организации (см. Бондаренко Т. Н., Кручинина Е. В., Савватеева О. П. Теория организации : учебное пособие. – Хабаровск : ХГАЭП, 2004.) Современные организации базируются на использовании информационных технологий, телекоммуникаций, требуют развития инновационной инфраструктуры. 
Инновационная инфраструктура обеспечивает ускорение трансфера знаний и технологий, способствует укреплению взаимосвязей между участниками инновационного процесса. 
Под инфраструктурой инновационной деятельности понимают комплекс организационно-экономических институтов, обеспечивающих условия осуществления инновационных процессов.[11,с.25-27] 
Инфраструктура инновационной деятельности включает транспорт и связь, информатику и телекоммуникации, кредитно-финансовую сферу, которые оказывают услуги не только инноваторам, а также компании и фирмы, оказывающие услуги специального характера (инновационные центры, центры передачи технологий, технопарковые структуры), деятельность которых представляет наибольший интерес в связи с возможностью комплексного предоставления услуг в рамках определенной территории. Формирование технопарковых структур в России позволит свести воедино элементы промышленной, региональной, инновационной политики, окажет стимулирующее воздействие на инновационную активность предприятий, обеспечит снижение удельных затрат и уровня предпринимательских рисков, позволит интегрировать с должной степенью надежности и эффективности работу ученых с потребностью в ней производственных фирм, с нуждами местных властей и социальными потребностями населения. 
Термин «технопарковые структуры» – обобщающие название для большой группы разнородных объектов инновационной инфраструктуры. Под ним понимают самостоятельную территориальную организационную структуру, создаваемую для поддержки малого инновационного бизнеса и формирования благоприятной среды для освоения производства и реализации высокотехнологичной наукоемкой продукции. 
Основные задачи технопарковых структур включают: 
- превращение знаний и изобретений в новые продукты и технологии; 
- превращение новых продуктов и технологий в коммерческий продукт; 
- передача новшеств в промышленность (производство) через сектор малого наукоемкого предпринимательства; 
- формирование и рыночное становление малого инновационного бизнеса; 
- создание крупного наукоемкого бизнеса и формирование благоприятной среды его функционирования. 
Кроме того, технопарковые структуры определяют возможность решения таких социально значимых задач, как: 
- ликвидация диспропорций регионального развития; 
- повышение роли науки и образования в обществе, рост инновационной культуры населения; 
- рост занятости населения; 
- приостановление процесса «утечки умов», привлечение специалистов и инвестиций из других регионов; 
- обеспечение выживания вновь созданных наукоемких фирм. 
По возрастанию масштабов деятельности технопарковые структуры можно распределить следующим образом: инкубаторы бизнеса, технопарки, технополисы, регионы науки и технологий. Инкубатор бизнеса («научный отель») – многофункциональный комплекс, реализующий широкий перечень инновационных услуг малым инновационным фирмам-клиентам, находящимся в стадии становления. Фирма клиент при этом территориально привязана к инкубатору, так как арендует здесь помещение. 
Идея инкубаторов бизнесов была впервые опробована в США в конце 50-х годов XX в., показала свою применимость и эффективность, получила широкое распространение в мире, была дополнена экономическим механизмом обеспечения возмещения затрат и получения доходов. 
Фирма (группа инициаторов) – претендент на инкубирование – может обратиться в инкубатор с соответствующей заявкой, в которой необходимо доказать её принадлежность к числу наукоемких и потенциальную перспективность инновационной идеи с точки зрения коммерческой выгоды. Заявка проходит экспертизу в экспертном совете инкубатора, по результатам которой принимается решение о возможностях инкубирования. В случае положительного решения фирма-клиент вселяется в инкубатор, для неё разрабатывается программа инкубирования (сроки, этапы, перечень услуг, общая сумма затрат на инкубирование). Совет по взаимодействию с органами местной и федеральной власти индивидуально решает вопросы о льготах и субсидиях для инкубированной фирмы. 
Как правило, инкубационный период длится 2 – 3 года. Период инкубирования делится на 4 этапа: 
- отбор клиентов из числа претендентов и заключение договора; 
- вселение и первый год работы, в течение которого предоставляется полный перечень услуг с минимальным тарифом; 
- рост фирмы (сокращается число услуг, тарифы за услуги могут возрасти); 
- выход (фирма готова к самостоятельной работе, администрация инкубатора помогает клиенту подыскать новое помещение и переехать). 
Таким образом, главная задача инкубатора заключается в том, чтобы дать возможность вновь образованной фирме в благоприятных экономических условиях довести новую технологию (новый продукт) до уровня промышленного использования и определить свою рыночную нишу. Интерес инкубатора к фирме-клиенту обусловлен возможностью получения доходов за счет доли в уставном капитале или прибыли инкубированной фирмы. 
В зависимости от состава учредителей различают следующие виды инкубаторов: 
- университетские, учреждаемые вузами, специализируются на высоких технологиях; 
- частные (прибыльные), финансируемые одним или несколькими предпринимателями и функционирующие как обычные коммерческие организации; 
- муниципальные (региональные), относимые обычно к категории бесприбыльных, создаются местными (региональными) органами власти, заинтересованными в создании новых рабочих мест и стимулировании деловой активности на территории. 
Возможно создание корпорации инкубаторов в виде объединения нескольких инкубаторов с единым координационным или управляющим и финансовым фондом. 
В свою очередь, инкубатор или корпорация инкубаторов могут входить в состав технопарка, технополиса, региона науки и технологий. 
Технопарк – коммерческий научно-производственный комплекс, в состав которого входят исследовательский центр, маркетинговые организации, центр обучения, административный орган, опытные заводы, промышленные предприятия, страховые и финансовые организации. Главная задача технопарка – формирование максимально благоприятной среды для развития малых наукоемких фирм за счет предоставления полного комплекса услуг на определенной территории, большей, чем масштабы инкубатора. 
Технопарки многообразны по размерам, условиям функционирования, видам деятельности, в частности, выделяют: 
- научный парк, представляющий собой агломерацию наукоемких фирм или исследовательских подразделений компаний, работающих с крупными вузами или научными центрами (создаются как передаточное звено между наукой и производством, строительство мощностей на его территории запрещено); 
- промышленный парк, объединяющий наукоемкие предприятия, совместно использующие земельные участки, служебные помещения, услуги инфраструктуры (в том числе, управленческий консалтинг); главная задача – оказание помощи производственным предприятиям в размещении и обслуживании новых производств; 
- технологический парк, объединяющий фирмы, специализирующиеся в области высоких технологий; 
- научно-промышленный парк – региональное объединение предприятий и организаций, главной задачей которого является содействие ускорению конструкторских и технологических разработок, а также производство промышленных серий новых изделий. 
Кроме перечисленных возможно создание конверсионных, экологических, исследовательских и других технопарков. 
Технополис – возникает там, где переплетается деятельность соседей-технопарков и формируется их конгломерант. 
Однозначного толкования этого понятия нет. С одной стороны, понятие «технополис» считают синонимом понятия «наукоград», при этом под технополисом понимают муниципальное образование с градообразующим научно-промышленным комплексом. С другой стороны, технополисом называют территорию, на которой расположено несколько муниципальных образований с единым научно-промышленным комплексом. В связи с неопределенностью терминологии условимся придерживаться узкой трактовки понятия «технополис». 
Как правило, в технополисе реализуется полный инновационный процесс, включая подготовку кадров. Соседство научных и учебных учреждений разной направленности позволяет проводить междисциплинарные исследования, интенсивный обмен научными идеями и результатами. 
Технополисы могут быть образованы как на основе новых городов, специально создаваемых в таком качестве (концентрированные технополисы с чётко выделенными функциональными зонами), так и на основе старых крупных городов, в которых отсутствуют функциональные зоны, но представлены все инновационные структуры, («размытый» технополис, объединяющий разрозненные элементы с помощью современных средств телекоммуникаций). 
Регион науки и технологий (территория инновационного развития) охватывает значительную территорию, границы которой совпадают с границами целого административного района. Он генерирует, поддерживает и стимулирует экономическую активность через создание и коммерцию новых знаний.  
Этот крупный комплекс может включать в себя технополисы, технопарки, инкубаторы, производственную и бытовую инфраструктуру, промышленные предприятия, финансовые организации и фонды, в том числе, венчурные. Перспективы такого региона во многом определяются природными условиями.[12,с.69] 
Технопарковые структуры рассматриваются как опорные точки развития регионов (опорные точки роста). Если произвольно возникающие очаги роста способны влиять на развитие региона, то государство может способствовать этому процессу для оживления экономики депрессивных районов. Однако для создания технопарковых структур необходимо выполнение следующих условий: 
- высокая концентрация научно-технологического потенциала; 
- готовность территории перейти на инновационный путь развития (нормативно-правовое обеспечение региональной научно-технологической и инновационной политики, финансовая устойчивость и динамичное развитие малого инновационного бизнеса); 
- достаточные инвестиции (в том числе возможности венчурного финансирования); 
- международное признание (реализация международных проектов и программ); 
- признание приоритетной деятельности научно-образовательно-промышленного комплекса; 
- разработка концепции технопарковой структуры (общая стратегия, план развития); 
- наличие действенного экономического механизма функционирования (условий и источников финансирования, перечень возможных льгот и других косвенных стимулов и т.д.). 
В настоящее время главными препятствиями развития технопарковых структур в России являются отсутствие законодательства в этой сфере, незаинтересованность регионов, нехватка финансовых ресурсов, недостаточное количество профессионально подготовленных инновационных менеджеров, не комплексный характер организационных преобразований в сфере инноваций. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организационные  формы и функции специалистов

 

Инновационный процесс охватывает многих участников и многие заинтересованные организации. Он может осуществляться на государственном (федеральном) и межгосударственном уровнях, в региональных и отраслевых сферах, местных (муниципальных) формированиях. Все участники имеют свои цели и учреждают свои оргструктуры для их достижения.

У крупных и мелких организаций  разная инновационная активность, что соответствует их миссиям, целям и стратегиям. Поэтому корпорации создают вокруг себя сеть малых инновационных фирм, готовя их руководителей с помощью специальных «инкубаторных программ». Такие организации имеют форму «фирм- инкубаторов».

Распространение новых сложных  промышленных продуктов и технологий иногда происходит в организационной форме «франчайзинга» или «лизинга». Реализация региональных научно-технических и социальных программ связана с организацией соответствующих объединений научных (университетских), промышленных и финансовых организаций: различного рода научно-промышленных центров. В силу рискованности инновационных проектов возникают адекватные организационные формы инвесторов в виде «венчурных фондов» и инновационные формы создателей новаций — рисковые инновационные фирмы.

Федеральные программы особой важности, привлекающие большие ресурсы  и рассчитанные на длительный срок, влекут за собой создание научных и технологических парков, технополисов. Развитие международных научно-технических и торговых отношений связано с глобализацией рынка многих продуктов, интернациональным разделением труда и созданием различных альянсов и совместных предприятий.

Руководители компаний исходят  из того, что для достижения коммерческого успеха необходима достаточно высокая «плотность» потока новаторских идей-изобретений, предложений по улучшению качества, дизайна, снижению себестоимости. Повышение роли таких параметров конкуренции, как новизна, цена, качество, надежность, индивидуализация товара, ставит перед большинством сотрудников, а, в конечном счете, перед всем персоналом фирмы задачу постоянного и всеобщего «мозгового штурма».[18,с.84]

Замыкающим звеном в проведении инновационной политики, управления «человеческими ресурсами» выступает интеграция усилий персонала в корпорации вовлечение широкого круга работников в решение вопросов повышения эффективности и качества работы. Формируется инновационная организационная культура, которая служит своего рода «зонтиком» перестройки традиционного управления.

Информация о работе Участники инновационного процесса, их роль и взаимодействие