Инновационный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:18, реферат

Описание

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от научно-технического прогресса (НТП) инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги, или доведением до проектной мощности новой технологии.

Работа состоит из  1 файл

Инновационный процесс.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)


Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от научно-технического прогресса (НТП) инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги, или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается, так как новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает неизвестные ранее потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт или технологию как новые.

1.1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инвестиционной деятельностью. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Разновидностями основных видов инновационной деятельности могут быть:

а) подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;

б) предварительные производственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;

в) маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию;

г) приобретение технологии со стороны в форме патентов, лицензий, ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

д) приобретение овеществлённой технологии – машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на ИП продуктовых или процессных инноваций;

е) производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций.

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность (НТД), тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники. Понятие НТД разработано ЮНЕСКО и является базовой категорией международных стандартов в статистике науки и техники. В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО НТД как объект статистики охватывает три её вида:

1) научные исследования и разработки;

2) научно-техническое образование и подготовка кадров;

3) научно-технические услуги.

При осуществлении НТД большое значение имеет понятие «масштаб научных работ», которое охватывает:

– научное (научно-техническое) направление – наиболее крупная научная работа, имеющая самостоятельный характер и посвящённая решению важной задачи развития данной отрасли науки и техники. Решение того или иного научного направления возможно усилиями ряда научных организаций;

– научная (научно-техническая) проблема – часть научного (научно-технического) направления, представляющая один из возможных путей его решения. Научная работа может решаться в виде целевой научно-технической программы, которая является комплексом увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам работ. Координацию этих работ должны проводить головные научные организации;

– научная тема – часть проблемы, которая решается, как правило, в пределах научной организации и выступает основной единицей тематического плана при финансировании, планировании и учёте работ. Цель темы – эффективное решение конкретной задачи исследования патентных или экономических работ и т.д. Тема в зависимости от своей сложности может разбиваться на этапы.

При осуществлении инновационной деятельности различаются её объекты и субъекты.

Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятий, находящиеся независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.

Субъекты инновационной деятельности – юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица Российской Федерации, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации. Среди субъектов могут быть и инноваторы. Инноватор – автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации).

1.2. ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Понятие «инновационный процесс» включает в себя следующие моменты.

1. Форма управления инновационной деятельностью на промышленном предприятии, в НИИ и КБ.

2. Процесс реализации инновационного проекта.

3. Разработка полного комплекта технической и экономической документации.

Процесс реализации инноваций предполагает выполнение в определённой последовательности научных, технологических, производственных, организационных и коммерческих работ, приводящих к увеличению прибыли предприятия за счёт повышения производительности труда и оборудования, сокращения издержек производства и повышения качества выпускаемой продукции.

I.                     К основным элементам инновационного процесса (рис. 1.1) относятся.

1.                   Комплекс мероприятий

2.                   Время

3.                   Стоимость

4.                   Мониторинг основных показателей

5.                   Исполнитель

6.                   Организация

7.                   Ресурсы

8.                   Цель

9.                   Качество

1. Цель, отражающая назначение инновации.

2. Проектные решения (комплекс мероприятий), т.е. увязка по ресурсам и исполнителям для достижения поставленной цели (в ограниченный период времени), в пределах заданной стоимости и качества исполнения.

3. Показатели, характеризующие экономическую эффективность.

ΙΙ. Инновационные процессы включают:

а) системный подход к решению конкретной задачи реализации инноваций;

б) непрерывное (сквозное) управление процессами создания, освоения производства и

потребления инноваций;

в) выбор наиболее эффективной реализации инноваций;

г) сбалансированность ресурсов;

д) координацию и оперативное управление разработкой и внедрением сложных технических решений (систем).

ΙΙΙ. Основные участки инновационного процесса.

Схема основных участков приведена на рис. 1.2.

Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов инновационного процесса.

Инвесторы – это физические или юридические лица, вкладывающие средства в инновации. Инвестор, как правило, является заказчиком. Если это не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение заключённых контрактов и осуществляет финансовые расчёты. Инвесторами в Российской Федерации могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации и предпринимательские объединения и другие юридические лица всех форм собственности; международные организации, иностранные юридические и физические лица. Главными инвесторами, обеспечивающими финансирование инвестиций, являются коммерческие банки.

Проектировщики – это специализированные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком.

Поставщики – это организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение (закупки, заготовки и поставки).

Исполнитель (предприятие-исполнитель, либо подрядчик, или субподрядчик) – это юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ по контракту (в том числе и ВУЗы).

Научно-технические советы (НТС) – это ведущие специалисты по тематическим направлениям, ответственные за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижения поставленных целей, и организующие конкурсный отбор исполнителей, а также техническую экспертизу полученных результатов.

Руководитель (главный менеджер) – это юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами: планирование, контроль и координация работ. Конкретный состав полномочий руководителя определяется контрактом с заказчиком.

Главные конструкторы (руководители тем) – это специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем (главным менеджером) и создаваемая на период реализации инновации с целью эффективного достижения его целей. Они являются основными разработчиками. Для выполнения части своих функций разработчик может привлекать специализированные организации.

Вспомогательные подразделения – это организации различных форм собственности, содействующие основным участникам инноваций для выполнения вспомогательных функций и

образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства.

К поддерживающим структурам относятся: инновационные центры (инкубаторы), фонды поддержки НТ-программ, консалтинговые фирмы, органы независимой экспертизы, патентно лицензированные и аудиторские фирмы, а также выставочные центры и торгово-промышленные палаты.

С позиций функционального подхода к управлению инновациями процессы управления заключаются в реализации функций, т.е. обязанностей, прав и ответственности.

ΙV. Принцип управления инновационным процессом (классификация) (рис. 1.3).

1. Принцип селективного управления, т.е. выбор и реализация самых приоритетных задач.

2. Принцип полноты цикла управления.

3. Принцип этапности.

4. Принцип иерархической организации.

5. Принцип многовариантности при выработке управленческих решений.

Инновационные процессы проходят под сильным воздействием неопределённости, требующей альтернативных способов её преодоления, например, разный состав исполнителей, разная стоимость разработки и длительность выполнения работ, а также мотивация.

6. Принцип системности.

7. Принцип комплексности.

8. Принцип обеспеченности (или сбалансированности) всеми необходимыми ресурсами: финансовыми, информационными, материальными и трудовыми.

Общая схема управления инновационным процессом представлена на рис. 1.4.

V. Разработка концепции.

Концепция содержит:

а) варианты реализации;

б) формирование основных целей и ожидаемых конечных результатов реализации;

в) оценку конкурентоспособности;

г) перспективность результатов;

д) экономическую эффективность.

Содержание и этапы разработки концепции представлены на рис. 1.5.

К методам генерирования и формирования идей относятся методы экспертных оценок, выявления мнений (метод интервью; метод анкетирования, т.е. выборочных опросов; написание сценария) и творческие методы, такие как «мозговая атака», морфологический анализ; метод Дельфи.

VΙ. Маркетинговые исследования.

Разработка начинается с количественного уточнения конечной цели и установления промежуточных задач её реализации.

1. Устанавливаются возможные потребители нового продукта.

2. Анализируются возможности и экономическая целесообразность замены производимой продукции.

3. Изучается структура отраслей, обеспечивающих реализацию сырьём и материалами, энергоресурсами и комплектующими изделиями.

4. Анализируются новые сферы использования конечного продукта.

5. Исследуются экономические, экологические и социальные последствия реализации инноваций.

VII. Структуризация управления.

Для определения состава необходимых организационных мероприятий конечные цели предварительно структуризируются, т.е. разбиваются на составные элементы. При структуризации необходимо различать две составляющие: функциональную и проблемную.

Разработка перечня мероприятий включает в себя следующее.

1. Изучается возможность и целесообразность обеспечения целевых параметров за счёт расширения объёмов производства традиционной техники.

2. Формируются мероприятия по освоению в производстве результатов ранее законченных НИР и ОКР.

3. При недостаточности научного задела изучается возможность и намечаются мероприятия по использованию опыта зарубежных стран на основе приобретения лицензий, оборудования или технической документации.

Информация о работе Инновационный процесс