Инновационный процесс и инновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 09:14, контрольная работа

Описание

Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.
Укрупнено инновационный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.

Содержание

1 Инновационный процесс как объект менеджмента
1.1 Основные понятия, нововведения, инновации
1.2 Классификация инноваций и их сущность
1.3 Основные этапы инновационного процесса
Теоретические вопросы:
1. Холдинговые компании
2. Инновационный потенциал фирмы
3. Коэффициент эффективности инвестиций
4. Фирменные наименования
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Управление инновационными процессами.docx

— 51.96 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 МИНИСТЕРСТВА  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И 
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
(ГБОУ ВПО Минздравсоцразвития России)

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА 
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:

«Управление инновационными процессами»

На тему:

«Инновационный процесс и инновационная деятельность»

Выполнил  студент:

Задильский  Радион Павлович

Курс  №3, Группа №1

№ зачетной книжки: 09121254

факультет менеджмента

заочное образование

(на базе  средне – специального образования)

г. Новосибирск

Проверил:

Ст. преподаватель 

Лифанова  Светлана Алексеевна

Дата: ___________

Оценка: ___________

Новосибирск

2011 

Содержание 

1 Инновационный процесс как объект менеджмента

1.1 Основные понятия, нововведения, инновации

1.2 Классификация инноваций и их сущность

1.3 Основные этапы инновационного процесса

Теоретические вопросы:

          1. Холдинговые  компании

          2. Инновационный  потенциал фирмы

          3. Коэффициент эффективности инвестиций

          4. Фирменные  наименования

Список литературы

 

      1. Инновационный процесс как объект менеджмента 

     1.1 Основные понятия, нововведения, инновации

     Инновационный процесс  — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследованийконструкторских разработокмаркетингапроизводства и сбыта.

Укрупнено инновационный процесс можно  разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.

     В литературе встречаются несколько  подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две  точки зрения:

     - в одном случае нововведение  представляется как результат  творческого процесса в виде  новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.;

     - в другом - как процесс введения  новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. Более правильным представляется определить сущность инновации как результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств. Техническая же новизна играет второстепенную роль.

     Таким образом, понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской  и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или  создающее условия для такой  экономии.

     Инновация возникает в результате использования  результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование  процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь  различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей  измерения или анализа.

     По  определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», инновация - конечный результат инновационной  деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.*

     Методология системного описания инноваций в  условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. 

1.2 Классификация инноваций и их сущность 

     Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

     Классификация инновационных проектов осуществляется на основе классификаций инноваций. Например, по уровню утверждения, финансирования и реализации инновационные проекты  могут подразделяться:

     - на межгосударственные;

     - на федеральные (государственные);

     - на региональные;

     - на отраслевые;

     - на инновационные проекты отдельного  предприятия. 

     В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на:

     - продуктовые инновации, они включают  применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов;

     - процессные инновации означают  новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

     По  типу новизны для рынка инновации делятся на:

     - новые для отрасли в мире;

     - новые для отрасли в стране;

     - новые для данного предприятия (группы предприятий).

     По  принципу отношения к своему предшественнику  инновации подразделяются на*:

  • замещающие (предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций);
  • отменяющие (исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего взамен);
  • возвратные (подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения);
  • открывающие (создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников);
  • ретровведения (воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы).

     По  месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

     - инновации на входе предприятия  (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

     - инновации на выходе предприятия  (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

     - инновации системной структуры  предприятия (управленческой, производственной, технологической).

     В Научно-исследовательском институте  системных исследований (РНИИСИ) разработана  расширенная классификация инноваций  с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

     - технологические; 

     - производственные;

     - экономические; 

     - торговые;

     - социальные;

     - в области управления.

     Также под общим названием «инновации»  оказываются принципиально отличные по характеру, уровню новизны, длительности и последствиям нововведения*:

     Эпохальные  инновации осуществляются раз в несколько столетий, длятся десятилетиями, ведут к глубоким трансформациям той или иной сферы жизни общества и знаменуют переход к новому технологическому или экономическому способу производства, социокультурному строю, очередной мировой цивилизации. В качестве примеров можно принести освоение земледелия и скотоводства, появление письменности, создание государства, промышленную революцию, научно-техническую революцию, распространение глобализации, создание огнестрельного и термоядерного оружия и т.п.

     Базисные  инновации выражаются в радикальных изменениях в технологической базе и способах организации производства, государственно-правового и социокультурного строя, духовной жизни и т.д. Примерами могут служить формирование акционерных обществ, монополий, государственно-монополистического капитализма в рамках индустриального способа производства. Базисные инновации находят также выражение в создании новых отраслей, форм организации производства, государственно-правовых институтов, научных и художественных школ и т.п.

     Радикальные инновации включают создание принципиально  новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара. Создание радикальных нововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределенностей: технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, но отдача от них непропорционально значительная.

     Улучшающие  инновации приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации (со сравнительно низкой степенью заключенной в них  новизны) являются наиболее распространенным видом. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется.

     Комбинаторные (инновации с предсказуемым риском) представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера (например, разработка нового поколения  товара). К таким относятся все  значительные новинки, реакцию рынка, на которые легко предвидеть. Отличие  от радикальных (принципиально непредсказуемых) инноваций заключается в том, что разработка нового поколения  того или иного товара (в том  числе путем использования различных  сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успехом.

     Микроинновации направлены на улучшение отдельных параметров выпускаемой продукции, используемой технологии, экономических, социальных, политических систем и т.п. и обычно не приносят сколько-нибудь значительного эффекта.

     Псевдоинновации — категория, выделенная Герхардом Меншем. Она выражает ложные пути человеческой изобретательности и предприимчивости, направленные на частичное улучшение и продление агонии устаревших в своей основе, осужденных на уход с исторической арены технологий, общественных систем и институтов. В порядке исключения это может вдохнуть новую жизнь в устаревший институт, подвигнуть его на новый виток спирали своего жизненного цикла. Но обычно они порождаются силой привычки, консерватизмом действия, тормозят общественный прогресс. Псевдоинновации, как правило, распространены на заключительной фазе жизненного цикла уходящей системы, когда она уже в основном исчерпала свой потенциал, но всячески сопротивляется замене более прогрессивной системой, стремится с помощью видимости обновления сохранить свою нишу в новом мире.

     Антиинновации — категория, вводимая для обозначения тех нововведений, которые носят реакционный характер, обозначают шаг назад в той или иной сфере человеческой деятельности.

     Также существует еще одна классификация  инновационных процессов и нововведений (см. табл. 1).*

Информация о работе Инновационный процесс и инновационная деятельность