Инновационный процесс и инновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 09:14, контрольная работа

Описание

Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.
Укрупнено инновационный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.

Содержание

1 Инновационный процесс как объект менеджмента
1.1 Основные понятия, нововведения, инновации
1.2 Классификация инноваций и их сущность
1.3 Основные этапы инновационного процесса
Теоретические вопросы:
1. Холдинговые компании
2. Инновационный потенциал фирмы
3. Коэффициент эффективности инвестиций
4. Фирменные наименования
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Управление инновационными процессами.docx

— 51.96 Кб (Скачать документ)
fy">     Таблица 1

     Классификация инновационных процессов и нововведений

Базовые признаки объектов классификации Группирование по установленным признакам
1. Содержание  новаций, инновационных процессов Технические, технологические, экономические, управленческие, организационные
2. Степень  новизны Абсолютная, относительная, условная, частная
3. Варианты  организации Внутрикорпоративные, программные, корпусные
4. Потенциал  новаций Радикальные, комбинированные, модифицируемые
5. Особенности  инновационных процессов  Внутриорганизационные, межорганизационные, различающиеся  по длительности этапов.
6. Уровень  разработки и распространения  нововведений Государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные
7. Сферы  разработки и распространения  нововведений Промышленные, финансовые, торгово-посреднические, научно-педагогические, правовые
8. Особенности  характера нововведений Простой продукт, модификация сложного продукта предыдущего  технологического уклада, инновационный  продукт, услуги.
 

     1 3 Основные этапы инновационного процесса 

     Формирование  замысла, подготовка и постепенное  осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный процесс - более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:

  • во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;
  • во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.

     В общем виде, инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.*

     Большинство прогрессивных новвоведений находит  реальное воплощение в создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции, что является одним из важных результатов  инновационной деятельности.

     Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты  времени как на проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектно-технологических и других работ, связанных с масштабным освоением  производства новой продукции. В  целостную систему инновационной  деятельности входят такие составляющие компоненты, как наука, технология, экономика и образование.

     Отсутствие  любого из компонентов приведет к  нарушению целостности системы  инновационной деятельности. Точно  так же недостаточное внимание к  развитию одного из компонентов целостной  системы снизит результативность ее функционирования.

     Формирование  замысла, подготовка и постепенное  осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания как новшества, так и нововведения. Этапы создания новшества включают следующие стадии*:

  • фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы;
  • прикладные исследования и экспериментальные модели;
  • экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка;
  • первичное освоение, подготовка производства, запуск и управление освоенным производством, поставка продукции;
  • потребление и устаревание, необходимая ликвидация устаревшего производства и создание вместо него нового.

     Представленный  таким образом инновационный  процесс в полной мере отражает жизненный  цикл нового продукта. Жизненный цикл - стадийность процесса, единство его начала и конца.

     Применительно к нововведению, как процесса переноса новшества в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя стадии:

  • зарождение - осознание потребности и возможности изменений, поиск и разработка новшества;
  • освоение - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;
  • диффузия - распространение, тиражирование и многогранное повторение на других объектах;
  • рутинизация - реализация нововведения в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.

     Нововведение  как процесс, не может считаться  полностью завершенным на одной  из этих стадий. С другой стороны  жизненный цикл может прекратиться на стадии использования, если не сомкнется  с нововведением.

     Таким образом, оба жизненных цикла  взаимосвязаны, взаимообусловлены  и невозможны один без другого. Оба  жизненных цикла охватываются общим понятием инновационного процесса и основное отличие между ними заключается в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, в другом - процесс её коммерциализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вопросы для выполнения контрольной работы 

     1.  Холдинговые компании 

     Хо́лдинговая  компа́ния (от англ. holding company «владеющая компания») — материнская компания, контролирующая все другие (дочерниекомпании в холдинге, посредством доминирующего участия в их уставном капитале либо иным образом имея возможность определять их хозяйственную деятельность. Контроль может осуществляться непосредственно, либо опосредованно, когда материнская компания контролирует другое (дочернеехозяйственное общество, которое, в свою очередь, контролирует третье, дочернее по отношению к нему, хозяйственное общество и т.д. Хотя в российском законодательстве оба общества рассматриваются по отношению к холдинговой компании как дочерние, в экономической литературе иногда используется термин «внучатое общество» для определения такого, опосредованного, контроля.

    Управление инновационной деятельностью сопряжено с неопределенностью и значительными рисками, а также с изменчивостью ситуации на рынках. Вместе с тем действуют факторы, создающие: заинтересованность хозяйственных систем в проведении активной инновационной политики. К таким факторам относятся: увеличение капитализации компании за счет созданного интеллектуального капитала, получение сверхприбыли от реализации новых технологий; рост инновационной привлекательности. Холдинговые компании имеют возможность концентрировать крупные финансовые ресурсы, необходимые: для эффективной инновационной деятельности, и за счет этого добиваться дополнительных конкурентных преимуществ на рынке.

      Развитие инноваций и формирование их рынка сдерживается рядом факторов, к числу которых можно отнести заинтересованность компаний, в получении сверхприбыли от внедрения своих инноваций и нежелание продавать; их конкурентам, высокие риски не окупаемости затрат на разработку инноваций и отсутствие государственной поддержки инноваций в самих компаниях.

    Для успешного перехода экономики России на инновационную модель развития необходимо в законодательстве Российской Федерации предусмотреть ряд мер; направленных на стимулирование инновационной деятельности: компаний (холдинги, ФПГ, ВИК и др.). К таким мерам, в частности, можно отнести: списание части затрат на НИОКР из налогооблагаемой базы; введение регрессивной шкалы ставок налогообложения в зависимости от нормы передела конкретного вида инноваций; введение в финансовый оборот платежей и налоговых льгот за использование объектов интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности и другие.

    Проектируемые инновационно-инвестиционные проекты; должны носить многоцелевой характер, и увязывать в единое целое процессы создания, как самой инновации, так и материально-технических средств, технологий и других факторов, обеспечивающих реализацию инноваций. Такой подход позволяет избежать дополнительных затрат на внедрение инноваций и повышает возможность их реализации как внутри компании так и во внешних организациях.

    Деятельность  производственных холдинговых компаний напрямую влияет на развитие регионов, социальную обстановку и экологические условия. Такое положение дел приводит к тому, что разрабатываемые холдинговыми компаниями инновационно-инвестиционные проекты должны не просто решать те или иные технико-технологические проблемы с целью получения дополнительной прибыли от реализации разработанных технологий, но и включать в. себя вопросы развития региона, социальную ответственность за последствия внедрения, в том числе экологические.

    Инновационная деятельность холдинговых компаний связана с технологическими, финансовыми, маркетинговыми и другими рисками, которые необходимо минимизировать. К основополагающим принципам такого управления можно отнести: поэтапное формирование программ инновационной деятельности; реализацию новой формы мотивации труда, заключающейся в формировании у персонала понимания высокой миссии компании, способствующей росту творческой инициативы персонала, а следовательно, и инновационной деятельности; дополнение функции планирования инноваций функциями их анализа и контролинга.

    Результаты  управления инновационной деятельностью  во многом зависят от эффективности  формирования и реализации инновационно-инвестиционных проектов на разработку новых технологий. При этом целесообразен поэтапный  подход, включающий в себя определение приоритетных целей, выявление комплексных задач и реализацию проекта. На реализующем этапе для сокращения сроков исполнения и снижения стоимости работ предлагается формировать целевой контракт, определяющий и координирующий действия исполнителей проекта.

    В производственных холдинговых компаниях  для повышения качества планирования инноваций, снижения затрат на реализацию новых технологий и получения  дополнительной прибыли необходимо реализовывать специальные функции  управления включающие в себя: выявление  проблем компании, формирование перечня  технологий направленных на решение  проблем, группировку технологий по технологическим группам, оценку технико-экономических  показателей и эффективности  технологий, их ранжирование по технико-экономическим показателям и эффективности, согласование, проведение экспертизы, формирование технологических программ, реализацию технологических программ, анализ реализации технологических программ, учет и контроль за технико-экономическими показателями и эффективностью программ, выдачу рекомендаций для формирования новых технологических программ.

    Для объективной оценки результатов  инновационной деятельности холдинговых  компаний большое значение имеют  методы определения эффекта от разработанных  инноваций. Правильная оценка этого  эффекта позволяет повысить рейтинг и инвестиционную привлекательность компаний, увеличить её капитализацию. Предлагается учитывать комплексный характер эффекта от инноваций и определять его как сумму стоимости созданных объектов интеллектуальной собственности (патентов, авторских свидетельств и т.д.) Дополнительных доходов от передачи сторонним организациям прав на использование объектов интеллектуальной собственности суммарного прироста чистой прибыли, получаемого при внедрении инноваций в собственной компании и суммарной прибыли, получаемой компанией от продаж инноваций сторонним организациям. 

Информация о работе Инновационный процесс и инновационная деятельность