Проект создания "Археологического центра"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теретического аспекта инновационного проекта и его разработка.
Поставленная цель курсовой работы раскрывается через следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность инновационного проекта;
- определить этапы разработки инновационного проекта;
- показать перспективы развития «Археологического центра»;
- описать проект создания центра.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА..5
1.1. Понятие и сущность инновационного проекта…………………………….5
1.2. Этапы разработки инновационного проекта……………………………….9
2. ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ «АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА»…..15
2.1. Актуальность создания проекта………………………………………..….15
2.2. Основные цели, задачи и направления проекта…………………………..20
3. ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ «АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА»……………..26
3.1. Основные этапы создания проекта……………………………………..….26
3.2. Структура центра……………………………………………………………28
3.3. Перспективы развития……………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

курсовая по инновациям.docx

— 79.44 Кб (Скачать документ)

 

 

2.2. Основные цели, задачи и направления проекта.

 

Основными целями проекта  являются разработка и воплощение новой  модели культурной деятельности в виде археологического центра, представляющего  собой историко-культурное учреждение нового типа, с целью активного  общения всех заинтересованных сторон по проблемам истории, культуры и  искусства древних обществ и  цивилизаций Нижнего Поволжья, их роли и места в мировом историческом процессе, а также их влияния на современный мир. [7.C.89] Работа над проектом предполагает активизацию и внедрение новых форм сотрудничества с государственными и общественными организациями, музеями, научно-исследовательскими центрами и частными лицами. Использование этих форм, а также новых технологий, в том числе и информационных, не только обеспечит выход на принципиально новый уровень экспозиционно-выставочной, образовательной, просветительской и научной работы, будет способствовать расширению аудитории, но и сделает археологический центр весьма перспективным ресурсным центром с практически неограниченными возможностями.

Задачи:

1. Создание центра культуры и науки принципиально нового типа.

2. Предотвращение разрушения памятника и сохранение его для потомков.

3. Осуществление роли генератора общественных инициатив в области охраны памятников истории и культуры.

4. Воспитание бережного отношения к своему не только недавнему, но и древнему прошлому, возрождение на этой основе в большой степени утраченного за последние годы чувства патриотизма, гордости за свою, в том числе и «малую», Родину.

5. Создание принципиально новой для региона сферы отдыха и развлечений.

Направления:

1. Культурно-просветительское направление.

- Создание музея, включающего в себя экспозицию, фондохранилище, научный отдел, реставрационные мастерские, а также сферу обслуживания посетителей и отдыхающих (гостиниц, каф, пунктов проката, лодочной и яхт-станций, пляжа, автостоянки, киосков, мастерских и др.).

- Организация на базе музея мастерских, работа которых должна быть направлена на возрождение традиционных промыслов и ремесел. Изготовление сувенирной продукции на основе археологических находок может стать одним из источников получения средств для развития центра. Кроме того, такая работа будет способствовать популяризации экологически чистых, проверенных веками технологий, а также привлекать дополнительных посетителей.

- Организация и проведение на базе музея различных мероприятий по проблемам охраны и использования историко-культурного наследия, охраны окружающей среды, межэтнических отношений и т. д.[9.C.187] Как показывает исторический опыт, в реальной жизни все эти проблемы оказываются тесно переплетенными между собой, и успешно решать их можно только в комплексе.

- Организация и проведение различных фестивалей, праздников, конкурсов, слетов, так или иначе связанных с популяризацией деятельности центра.

- Создание на базе музея студии видеозаписи, продукция которой (передачи, циклы лекций, документальные фильмы, посвященные как всему региону, так и отдельным его микрорайонам, а также направленные на знакомство посетителей и всех заинтересованных организаций и граждан с достижениями мировой цивилизации) будет не только способствовать популяризации деятельности музея, но и может служить дополнительным источником доходов.

- Создание на базе музея информационного центра, использующего новые технологии, основным направлением деятельности которого может стать разработка электронной версии экспозиции музея «Древняя история и культура Нижнего Поволжья», «Музей древнего искусства Нижнего Поволжья» и т. д.;

-Формирование информационно-поискового и обучающе-контролирующего блока знаний с применением современных компьютерных технологий и средств телекоммуникаций с внедрением его в систему образования разных уровней и форм (дошкольное, внешкольное, среднее и высшее и др.);

- Обеспечение через Интернет доступа к уникальному наследию древних культур Нижнего Поволжья массовому потребителю.

- Создание компьютерных программ, в том числе игровых, воспроизводящих жизнь древних обществ, и т. д.

- Продукция такого центра в виде компьютерных программ и CD– и DVD-дисков, также в перспективе может послужить внебюджетным источником доходов. Но главное – работа информационного центра (или отдела) позволит центру выйти на общемировой уровень общения.

- Широкая популяризация уникальных памятников прошлого, в том числе с постоянным привлечением средств массовой информации, интенсификация обмена информацией должны способствовать укреплению и активизации отношений центра с различными учреждениями культуры, науки, просвещения области, региона, Российской Федерации, а также стран как ближнего, так и дальнего зарубежья.

2. Научное направление:

- Разработка научных тем в рамках программы «Нижнее Поволжье в системе древних и средневековых культур Евразии».

- Организация археологических экспедиций.

- Сбор, обработка и введение в оборот научной информации (археологических карт региона, области, районов, отдельных участков, каталогов, статей, монографий и т. д.)

- Организация и проведение различных научных конференций, симпозиумов, семинаров областного, межрегионального и международного уровней.[7.C.567]

- Разработка в рамках программы междисциплинарных направлений исследований, таких как «Археология и этнография», «Археология и естественные науки», «Археология и проблемы окружающей среды» и иные, которые будут способствовать более глубокому и эффективному изучению нашего региона.

- Разработка направления «Технология древних производств», которое не только является одним из актуальнейших направлений в мировой науке. Оно также необходимо для реконструкции части музейной экспозиции (как, например, реконструированные жилища, хозяйственные постройки, ритуальные и погребальные комплексы, древние мастерские и др.), изготовлении сувенирной продукции (керамики, оружия, монет, снаряжения, украшений и т. д.), но и может способствовать дополнительному привлечению как туристов, так и заинтересованных в сотрудничестве с музеем, организаций и частных лиц.

3. Образовательно-воспитательное направление.

- Создание на базе центра организации работы с разными категориями населения.

- Проведение на базе центра студенческих и школьных конференций, слетов, тренингов – археологических, археолого-геологических, археолого-этнографических, археолого-экологических и др.

- Организация и проведение летних детских археологических лагерей. Для участников раскопок, например учеников городских школ, они будут служить важным фактором трудового воспитания, а в совокупности с экспозиционными материалами и участием в моделировании древних технологий на экспериментальных площадках будут способствовать повышению образовательного и культурного уровня, расширению кругозора. Такие лагеря могут также решить проблему летнего отдыха детей, что особенно актуально в наше время.

- Организация и проведение курсов повышения квалификации, круглых столов, тренингов для организаторов работы с детьми, руководителей археологических, этнографических и экологических организаций или кружков (особенно это касается районов области).

- Создание образовательных программ, направленных на пропаганду и внедрение исторических знаний, воспитание бережного отношения к истории и природе родного края. Программы могут включать в себя циклы лекций, просмотр видеофильмов и слайдов, участие в работе мастерских и др.

- Специально должны быть разработаны программы, направленные в первую очередь на сельских детей, которые вполне реально смогут приносить ощутимую помощь в деле сохранения историко-культурного наследия. Достаточно сказать, что далеко не вся территория области подверглась сплошному археологическому обследованию, а уже известные памятники продолжают разрушаться в результате хозяйственной деятельности, под прикрытием производственной необходимости.[4.187] Естественно, что уследить за такой огромной территорией нескольким специалистам просто не под силу. И здесь свою роль могли бы сыграть детские кружки и краеведы-любители. Археологический Центр может и должен стать координатором такого рода деятельности.

4. Туристически-развлекательное направление

- В музеефицированном комплексе «Алексеевское городище» для желающих может быть организовано проживание в условиях, скажем, бронзового века или средневековья. В экспозиции (имеется виду вся территория памятника) обязательно должно быть предусмотрено создание рекреационных зон (зимних садов, уголков отдыха, цветников и т. д.).

- Помимо экспозиции, мастерских, киосков по продаже сувениров, печатной и видеопродукции, предусматриваются создание кафе, пляжа, пункта проката водного инвентаря, прогулки на яхте или катере.

- Обязательно должна быть гостиница не менее чем на 50 мест – для иногородних туристов, а также для участников различных мероприятий. Все это, несомненно, привлечет отдыхающих и, соответственно, увеличит доходы центра.

- На базе центра предполагается создание бюро по организации культурного туризма, которое будет заниматься разработкой туристических маршрутов по области, региону и за его пределами с учетом в первую очередь задач пропаганды историко-культурного наследия.[4.C.108] Во время пеших, автомобильных, водных, конных и других прогулок, помимо познавательного отдыха и развлечений, под руководством опытного инструктора-специалиста может решаться проблема поиска новых и контроля за сохранностью уже известных памятников археологии.

- Кроме маршрутов на базе археологических экспедиций в разных районах области, могут быть организованы летние лагеря, в первую очередь рассчитанные на семейный, молодежный и детский виды отдыха.

- Должны разрабатываться также программы для поклонников экстремального туризма.

- Представляется, что в настоящее время это может стать одним из самых недорогих и доступных видов туризма и в первую очередь для российских граждан.

- Культурный туризм таким образом призван решать сразу несколько задач – рекреационно-восстановительную, образовательно-воспитательную, а также проблему сохранения, изучения и использования историко-культурного наследия.

-Следует отметить, что развитие туристически-развлекательного направления работы центра будет способствовать решению одной из самых актуальных в наше время социальных проблем – занятости населения. Сфера обслуживания неизбежно потребует создания новых рабочих мест – от сторожей и уборщиц, до специалистов высокого уровня в деле организации туристического бизнеса.

Подводя итог, отметим: Основными целями проекта являются разработка и воплощение новой модели культурной деятельности в виде археологического центра, представляющего собой историко-культурное учреждение нового типа. Работа центра будет работать по четырём направлениям:

- Культурно-просветительское направление;

- Научное направление;

- Образовательно-воспитательное направление;

- Туристически-развлекательное направление.

 

2.3. Основные этапы создания проекта.

 

1.Организационный этап.

- Издание постановления о создании центра и основной составляющей центра – музея, как государственного учреждения, имеющего статус юридического лица, разработка и принятие устава, а также других основополагающих документов, необходимых для его создания.

Археологический центр должен стать самостоятельной структурной  единицей, подчиняющейся напрямую Министерству культуры, а также должен иметь  прямое финансирование.[15.C.63] Центр также должен выступать заказчиком при проведении любых работ, имеющих отношение к его деятельности (проектных, строительных, реставрационных и др.).

Реализация  первого этапа:

- Прием на работу штатных сотрудников.

- Отвод и передача на баланс центра территории памятника.

- Создание и утверждение проекта, включающего разработку элементов садово-парковой архитектуры, с учетом имеющихся на памятнике редких видов растений.

- Проведение раскопок разрушаемой прибрежной зоны и участков, отведенных под строительство зданий и сооружений. Консервация особо выдающихся раскопанных участков памятника.

2. Строительный этап.

- Строительство основного здания (модуля) музея и сопутствующих элементов инфраструктуры, в первую очередь подъездных путей, автостоянки, гаража, пешеходных дорожек, спуска к Волге, пляжа.

Реализация  второго этапа:

- Создание экспозиции основного здания музея.

- Сооружение моделей построек на открытой территории.

- Создание экспериментальных площадок по моделированию древних технологий и производств.

3. Этап.

Реализация  третьего этапа:

- Организация работы летнего кафе, пункта проката и услуг любителям водного туризма.

- Организация работы гостинично-ресторанного комплекса на базе пришвартованного и оборудованного для этого теплохода (на период с апреля по октябрь).

- Продолжение раскопок на участках, планируемых под дальнейшую застройку.

- Благоустройство территории, начало формирования паркового ансамбля.

4. Этап

Реализация  четвёртого этапа:

- Строительство реставрационных мастерских и мастерских по выпуску сувенирной продукции на основе традиционных технологий.

Информация о работе Проект создания "Археологического центра"