Понятие Российской инновационной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:41, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы - разобраться в понятии Российской инновационной системы, в проблемах требующих первоочередного разрешения, рассмотреть взаимосвязь Российской инновационной системы и социально-экономического развития регионов.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие Российской инновационной системы.
Изучить проблемы, требующие первоочередного разрешения.
Изучить взаимосвязь Российской инновационной системы и социально-экономического развития регионов.
Изучить понятие территорий инновационного развития как составных частей Российской инновационной системы.

Содержание

Введение 3
1. Понятие Российской инновационной системы 5
2. Проблемы, требующие первоочередного решения 10
3. Российская инновационная система и социально-экономическое развитие регионов 14
4 Территории инновационного развития как составная часть Российской инновационной системы. 21
Заключение 34
Список литературы 36

Работа состоит из  1 файл

контрольнфя 1.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

Государственная поддержка ТИР представляет собой комплекс мероприятий, способствующих развитию конкретной территории, реализуемых на федеральном и региональном уровнях. Основные положения государственной политики поддержки территорий инновационного развития должны отражать:

    • цели, задачи и принципы государственной политики,
    • условия государственной поддержки, в том числе обязательные требования к программам территориального инновационного развития и отдельным мероприятиям этих программ,
    • основные источники прямой финансовой государственной поддержки, с указанием ориентировочных объемов прямой государственной поддержки,
    • основные методы косвенной финансовой государственной поддержки, в том числе, налоговые льготы или реинвестирование налоговых поступлений, льготное кредитование, государственные гарантии инвесторам,
    • другие направления государственной поддержки, включая развитие инфраструктуры, госзаказы на НИОКР, создание или модернизация производственных мощностей.

Кроме того должны быть определены базовые  федеральные министерства и ведомства, к компетенции которых отнесена постоянная поддержка инновационного развития территорий, порядок согласования и утверждения программ инновационного развития территорий, порядок осуществления федеральными министерствами и ведомствами - заказчиками (участниками) программ инновационного развития территорий - деятельности по реализации утвержденных программ, порядок координации этой деятельности и отчетности о ее выполнении.

Государственные и местные органы власти участвуют в формировании территории инновационного развития путем оказания как прямой, так и косвенной финансовой поддержки такого формирования, а также путем развития инфраструктуры территории.

Широко распространенной формой прямой государственной финансовой поддержки являются государственные программы развития регионов. Обычно подобные программы направлены на преобразование (в принципе - необязательно на интенсивной инновационной основе) экономики депрессивных регионов, а поддержка формирования некоторых территорий инновационного развития является важной составной частью таких программ при принятии на государственном уровне соответствующего политического решения. Местные же органы власти участвуют в финансировании таких программ в зависимости от своих возможностей, определяемых состоянием региональной экономики.

Другой важной формой прямой государственной  финансовой поддержки формирования территорий инновационного развития являются государственные научно-технические  программы. В рамках таких программ финансируются предконкурентные научные исследования, способствующие повышению технологического уровня производственного комплекса территории инновационного развития. Необходимо отметить, что исполнителями исследований и, соответственно, получателями финансовых средств являются не только организации, расположенные на территории инновационного развития, но и организации (как правило - государственные научные учреждения и высшие учебные заведения) с иным местом расположения; при этом условия участия в программе предусматривают ту или иную форму передачи (под контролем уполномоченного органа государственной власти) результатов выполненных исследований заинтересованным организациям, расположенным на территории инновационного развития.

При формировании территорий инновационного развития существенную роль может сыграть такая форма прямой государственной финансовой поддержки, как предоставление оборонного заказа (в области производства продукции и/или выполнения научных исследований) организациям, размещенным на территории инновационного развития. Стабильность предоставления оборонного заказа, значительные масштабы его финансирования и относительная долгосрочность его выполнения может быть одним из факторов, обеспечивающих требуемую динамику инновационного развития экономики соответствующих территорий.

В качестве наиболее эффективных механизмов косвенной поддержки может быть использовано стимулирование притока  инвестиций для формирования территорий инновационного развития. При этом государство обеспечивает предоставление (в определенных случая - под частичную государственную гарантию) банками или специальными фондами долгосрочных кредитов под низкие проценты компаниям или отдельным предпринимателям, начинающим или расширяющим свою деятельность на территории инновационного развития. Местные органы власти также способствуют увеличению предложения льготных финансовых ресурсов, однако, в депрессивных регионах (для которых создание территории инновационного развития является наиболее актуальным) их возможности в этом отношении существенного ограничены.

Кроме льготного кредитования, как  правило, повсеместно используется и такая форма косвенной финансовой поддержки, как льготное налогообложение (предоставление льгот по уплате налогов). Необходимо отметить, что предоставление такой поддержки со стороны государства обычно обусловливается достаточно существенным размером налоговых льгот, предоставляемых местными властями.

В зарубежной практике местными властями широко используется такая форма  косвенной финансовой поддержки, как установление низкой цены на землю (или арендной платы за землю) под строительство объектов в рамках программы инновационного развития территории, установление пониженных тарифов и ставок арендной платы за использование других местных ресурсов.

Важнейшим механизмом поддержки формирования территории инновационного развития со стороны государственных и местных  органов власти является развитие инфраструктуры территории. К сфере ответственности  государства при этом относится  создание и развитие транспортной инфраструктуры национального значения (магистральные железные и автомобильные дороги, крупные морские порты и аэропорты), а также предоставление территории возможности выхода на магистральные (в том числе - глобальные) телекоммуникационные системы связи и информационного обмена. Задачей же местных органов власти является создание и развитие транспортной инфраструктуры территории (местные автомобильные дороги, речные порты, местные аэропорты), территориальной инфраструктуры телекоммуникаций, развитие социального сектора инфраструктуры (жилье, сфера обслуживания), привлечение на территорию или стимулирование создания и развития на территории сервисных организаций (производственных, финансовых, информационных и др.)

Особое внимание со стороны  местных органов власти должно быть уделено информационному, организационному и экономическому содействию созданию и активному функционированию на территории различных отраслевых и межотраслевых ассоциаций производственных (научных и производственных) организаций, являющихся необходимым инструментом корректировки и согласования реализуемой политики развития, быстрого распространения инновационных достижений по всей экономике территории, формирования на территории эффективных инновационных сетей.

В настоящее время федеральный центр не обладает ни достаточно ясной стратегией развития страны (в том числе - ее отдельных регионов), ни достаточными финансовыми ресурсами, чтобы иметь возможность предопределять облик программ инновационного развития конкретных территорий. Таким образом, федеральному центру целесообразно поддерживать программы территориального развития, но не выступать их инициатором. Вместе с тем, та же ограниченность федеральных финансовых средств требует наличия определенной уверенности в достаточном продвижении инновационного развития территории в случае ассигнования федеральных средств на эти цели. Следовательно, из указанных ограничений вытекает важное требование формирования “снизу” программ инновационного развития территории. Иначе говоря, инициатива создания ТИР должна исходить от заинтересованных муниципальных образований (при координации и поддержке региональных органов управления), обладающих наиболее достоверной информацией о реальной социально-экономической ситуации и перспективных траекториях развития. Необходимо также, чтобы в процессе своей разработки программа была бы согласована не только с муниципальными и региональными органам власти, но и со всеми заинтересованными участниками (предприятиями, инвесторами, научными учреждениями и т.д.).

Программа инновационного развития территории должна содержать два принципиально  необходимых блока - стратегию инновационного развития территории и перечень проектов (мероприятий) программы.

Так, исходя из успешного мирового опыта, было бы целесообразно оказывать федеральную поддержку в первую очередь созданию и освоению технологий, необходимых или полезных целым группам предприятий территории (критерием чего может быть их долевое участие в финансировании такого создания или освоения), в том числе группам малых и средних предприятий, представленным своей ассоциацией в качестве одного из потребителей соответствующего проекта программы. Несомненно, реализация подобного подхода предполагает наличие предусматриваемых условиями программы обязательств получателей федеральной поддержки по беспрепятственному распространению соответствующих технологий на заранее установленных условиях.

Перечень же проектов (мероприятий) программы должен в полной мере соответствовать  указанной стратегии и отражать конкретные пути ее реализации.

Российский опыт формирования территорий инновационного развития в условиях рыночной экономики сравнительно невелик; вместе с тем уже сейчас есть возможность  проанализировать полученные результаты и внести необходимые коррективы.

 

 

 

Заключение

 

 

В настоящее время в мире во многих странах в основном заканчивается  формирование национальных (государственных) инновационных систем, ориентированных  на построение постиндустриального  общества. Решающая роль в управлении этим процессом принадлежит государству, которое с одной стороны устанавливает правила функционирования НИС, с другой – обеспечивает необходимую ресурсную поддержку, включая финансирование.

Технологическую базу НИС составляют организации, осуществляющие фундаментальные  и прикладные исследования и разработки, и крупные корпорации, осуществляющие массовый выпуск наукоемкой продукции, наличие которых обеспечивает, в частности, развитие малого наукоемкого бизнеса.

Дальнейшее развитие НИС будет  направлено на их объединение в гипер-системы, а в перспективе на создание глобальной инновационной системы, основу которой составят США, страны ЕС и АТР.

Формирующаяся Российская инновационная  система должна, не только обеспечивать становление экономики, основанной на знаниях, но и способствовать участию  России в качестве равноправного партнера в мировом инновационном процессе. Несмотря на то, что до настоящего времени инновационная деятельность еще не стала основой экономического развития страны, за последнее десятилетие созданы реальные предпосылки к переходу на инновационный путь развития.

Прежде всего, удалось сохранить  научно-технический потенциал, систему  образования и часть высокотехнологической  промышленности, которые могут составить  технологический фундамент инновационной  экономики. Наряду с этим отработаны механизмы поддержки малого предпринимательства в наукоемкой сфере, заложена основа инновационной инфраструктуры, разработаны и апробированы механизмы инновационного развития территорий на базе научно-производственных комплексов наукоградов, в основном создана система подготовки кадров для управления инновационными процессами.

Исходя из этого, представляется, целесообразной разработка государственной инновационной  политики на среднесрочный период (до 10 лет), основой которой должна стать  стратегия инновационного развития экономики страны.

В последнее время наметились положительные  тенденции к усилению государственного регулирования в сфере инновационной  и промышленной политики. Меры по движению к «новой экономике» опираются на «стратегию ускоренной диверсификации», так как главными среди этих мер являются стимулирование диверсификации экономики и экспорта, а также перераспределение фискальной нагрузки (включая природную ренту) в пользу развития несырьевых секторов экономики. Отмечается также необходимость глубоких изменений производственной инфраструктуры и применения «энергоэффективной» модели преобразования производств в связи с предполагаемым ростом цен на газ и электроэнергию. Среди инструментов достижения экономического роста ключевым является опора на российскую фундаментальную науку, научные школы и машиностроение как системообразующую отрасль.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Иванов В.В. Инновации в плановой и рыночной экономике: методологический аспект / Инновации, 1999, № 1-2.
  2. Иванов В.В., Колдаева Н.Т. Российская инновационная система: территориальный подход. / Инновации, 2000, № 9-10.
  3. Иванов В.В., Петров Б.И., Плетнев К.И. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС - М.: Сканрус, 2001.
  4. Львов Д.С. Выступление на Первой всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития российского федерализма", М., Регионология №1 -1998 с.15
  5. Львов Д.С. Экономика развития – М.: Экзамен, 2002.
  6. Практические подходы к разработке программ развития муниципальных образований как наукоградов./Под ред. В.В. Иванова, В.И. Матирко, В.В. Черкасова – М.: Дело, 2000.
  7. Рыночное хозяйствование и риски./ Под ред. В.И. Кушлина и А.Н. Фоломьева – СПб.: Наука, 2000.

1 Иванов В.В. Инновации в плановой и рыночной экономике: методологический аспект / Инновации, 1999, № 1-2.

2 Львов Д.С. Выступление на Первой всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития российского федерализма", Москва, Регионология №1 -1998 с.15

3 Иванов В.В., Петров Б.И., Плетнев К.И. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС - М.: Сканрус, 2001.

4 Практические подходы к разработке программ развития муниципальных образований как наукоградов./Под ред. В.В. Иванова, В.И. Матирко, В.В. Черкасова –М.: Дело ,2000.

5 Иванов В.В., Колдаева Н.Т. Российская инновационная система: территориальный подход. / Инновации, 2000, № 9-10.

6 Львов Д.С. Экономика развития – М.: Экзамен, 2002.


Информация о работе Понятие Российской инновационной системы