Понятие Российской инновационной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:41, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы - разобраться в понятии Российской инновационной системы, в проблемах требующих первоочередного разрешения, рассмотреть взаимосвязь Российской инновационной системы и социально-экономического развития регионов.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие Российской инновационной системы.
Изучить проблемы, требующие первоочередного разрешения.
Изучить взаимосвязь Российской инновационной системы и социально-экономического развития регионов.
Изучить понятие территорий инновационного развития как составных частей Российской инновационной системы.

Содержание

Введение 3
1. Понятие Российской инновационной системы 5
2. Проблемы, требующие первоочередного решения 10
3. Российская инновационная система и социально-экономическое развитие регионов 14
4 Территории инновационного развития как составная часть Российской инновационной системы. 21
Заключение 34
Список литературы 36

Работа состоит из  1 файл

контрольнфя 1.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

Причем соотношение затрат между этими тремя составляющими, необходимых для разработки и организации выпуска продукции – 1:10:100. Очевидно, что средствами, выделяемыми на науку, нельзя решить всех проблем инновационной деятельности. Дальнейшее движение по этому пути приведет только к распылению средств. Таким образом, программы, направленные на поддержку отечественного товаропроизводителя, повышение конкурентоспособности продукции, реализация крупных инновационных проектов и т.д. не должны финансироваться из раздела 06 Бюджета Российской Федерации, а основываться на уже завершенных НИОКР и обеспечивать создание новых высокотехнологичных производств. Учитывая, что по разным оценкам в России уровень приватизации промышленности составляет 83-97%, эти программы должны финансироваться в первую очередь собственниками предприятий. Прямая государственная поддержка должна носить адресный характер и может осуществляться как посредством капитальных вложений, так и путем передачи прав на интеллектуальную собственность. При этом объем прямых инвестиций, как правило, не должен превышать суммы налогов, перечисленных конкретным предприятием в федеральный бюджет.

Говоря  о ресурсном обеспечении инновационной  деятельности нельзя не остановиться и на вопросах собственности. Последнее время все чаще на разных мероприятиях затрагивается вопрос о передаче государственных научных организаций “более эффективному собственнику”. Такая постановка вопроса представляется не вполне обоснованной, поскольку именно государственные структуры (РАН, Минатом России, Оборонно-промышленный комплекс) являются наиболее эффективными собственниками, именно они обеспечивают присутствие России на внешнем рынке высокотехнологической продукции. То же самое относится и к государственной системе высшего образования, которая, по данным вице-премьера Правительства России А.Л. Кудрина, смогла в течение 2001 года заработать около 60 млрд. рублей. Участие же частного бизнеса в развитии научно-технологической сферы носит пока еще эпизодический характер. Поэтому говорить о каких-либо “более эффективных собственниках”, чем государство пока преждевременно. Тем более, что критерии эффективности собственника отсутствуют.

Кроме того, как показывает мировой опыт, а  также российский опыт последнего десятилетия, эффективность предприятия зависит не столько от формы собственности, сколько от качества управления, от квалификации конкретных специалистов. И представляется, что государству экономически более выгодно создать нормальные условия для работы и достойные условия жизни руководителям и специалистам государственных структур, организаций, предприятий, обеспечивающих создание и развитие научно-технологической базы экономики, чем лишаться последней возможности создания инновационной экономики. Тем более, что основа для этого есть. Это в первую очередь научный потенциал РАН, высшей школы и системы ГНЦ.

Таким образом, для обеспечения эффективной  ресурсной поддержки инновационной  деятельности со стороны государства  необходимо, прежде всего, сформировать государственный научно-технологический сектор и определить порядок финансирования инновационных программ и проектов из средств федерального бюджета.

 

 

3. Российская инновационная система  и социально-экономическое развитие  регионов

 

Вопросы равноправия Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации в рамках собственных предметов ведения и полномочий закреплены Конституцией Российской Федерации. При этом установлено, что вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации решаются путем принятия соответствующих законов. Однако до 2002 года такое разграничение было проведено лишь в Федеральном законе “О науке и государственной научно-технической политике”.

К настоящему времени в стране практически  сложились многоуровневые отношения между регионами и Российской Федерацией в области взаимодействия научно-технической и инновационной сфере. При этом на каждом уровне решаются вполне определенные задачи:

    • федеральный уровень - определение приоритетов развития страны в целом, подготовка и реализация программ и проектов, имеющих важное народнохозяйственное значение и направленных на решение конституционных задач;
    • региональный уровень – определение приоритетов развития субъекта Российской Федерации, формирование и реализация программ социально-экономического развития региона;
    • федерально-региональный уровень - формирование единой нормативной правовой базы инновационной деятельности, определение и согласование взаимных интересов государства и регионов, а также определяется степень участия федерации в решении региональных проблем и регионов в решении федеральных;
    • межрегиональный уровень - решение вопросов взаимодействия регионов при реализации задач, представляющих интерес для нескольких регионов, например, в рамках федеральных округов;
    • муниципальный уровень - проведение конкретных мероприятий по обеспечению жизнедеятельности и развитию территории.

Вопрос с наличием федеральной, региональной и муниципальной собственности  также в настоящее время практически  решен.

Практика последних 10-лет убедительно показала, что существующие подходы к обеспечению жизнедеятельности регионов, основанные на получении дотаций федерального бюджета, использования природных ресурсов и имеющегося промышленного потенциала, уже не могут обеспечить комплексного развития территорий и повышение качества жизни населения. Как уже отмечалось ранее эти проблемы могут быть решены путем использования инновационных механизмов развития территорий. Это полностью отвечает современным тенденциям, которые показывают, что уже с конца 70-х годов в Великобритании, Германии, США и ряде других государств все возрастающую роль в развитии наукоемких отраслей промышленности, а также инновационных процессов, наряду с центральными начинают играть и территориальные органы власти.

Существует ряд вполне объективных причин, определяющих усиление роли региональных органов управления в осуществлении научно-технической деятельности, так как, во-первых, инновационная деятельность по природе своей тяготеет к децентрализованному осуществлению, и, во-вторых, ее успех во многом определяется динамизмом, гибкостью, способностью к быстрым переменам, адаптации к меняющимся условиям.

Эти качества не были ( да и не могут  быть) сильными сторонами центральных  структур управления, предназначенных  для решения стратегических задач. Региональные же звенья управления гораздо лучше приспособлены к деятельности в подобных условиях, поскольку:

    • физическая приближенность источников и получателей новых технологий существенно активизирует восприимчивость к этим технологиям. Технологическая диффузия и в целом инновационный процесс до сих пор остаются явлением, сильно обусловленным географически;
    • на региональном уровне, на основе существующих там сетей неформальных контактов и общих интересов, объединяющих различные организации и местные власти, как правило, удается достичь существенно более тесного и гармоничного взаимодействия между образованием, наукой и высокотехнологичной промышленностью, необходимого сопряжения образовательного, научного и промышленного потенциалов, что является ключевым условием успешного продвижения новшеств по инновационной цепочке. Глубокие знания характерных для данной территории особенностей, возможность непосредственного контакта и влияния на деятельность основных субъектов и институтов региона позволяют региональной администрации находить решения, учитывающие местную специфику.

Принципиальное значение для выработки  и реализации инновационной политики региона имеет то обстоятельство, что с точки зрения социально-экономического развития региона научно-техническая деятельность никогда не является самоцелью. Любой регион всегда в первую очередь заинтересован в подъеме своей экономики и уровня благосостояния своего населения, а поскольку, на настоящем этапе, добиться этого практически невозможно без эффективного научно-технического обеспечения, то раньше или позже возникает необходимость использования существующего научно-технического потенциала в интересах региона, сопряжения научно-технической деятельности с проблемами социально-экономического развития региона, а также целенаправленного формирования и развития научно-технического потенциала с учетом особенностей социально-экономической политики региона.

Иначе говоря, научно-техническая деятельность востребуется регионом в той мере, в которой  она способна внести вклад в решение задач его социально-экономического развития. Самостоятельная же научно-техническая деятельность может рассчитывать на поддержку региона лишь тогда, когда ощущается недостаточность научно-технических знаний и решений для обеспечения развития в регионе промышленности и наукоемкой социальной сферы, а через них - и всего региона.

В связи  с этим, отправной точкой для сопряжения научно-технической деятельности с  социально-экономической политикой  региона является выработка и  формулирование самой социально-экономической политики региона, составной частью которой является региональная инновационная политика, обеспечивающая, в частности формирования региональной инновационной системы.

Исходя  из того, что фундаментальный региональный интерес заключается в обеспечении стабильного воспроизводства и приумножении социального, хозяйственного и природно-ресурсного потенциалов региона, выявление проблем социально-экономического развития производится в соответствии с основными стратегическими целями развития региона:

    • социальное развитие (демография, бытовые услуги и т.д.);
    • оптимизация хозяйственной структуры региона относительно типа расширенного воспроизводства (трудо-, фондо-, ресурсосберегающего), обеспечивающего в регионе максимальную экономию общественного труда;
    • формирование интенсивных внешнеэкономических и межрегиональных связей;
    • ослабление негативных экономических последствий хозяйственного освоения и эксплуатации территории региона,
    • создание регионального инновационного комплекса, необходимого для поддержания устойчивых темпов развития региона и обеспечения его конкурентоспособности.

В связи с этим социально-экономическая  политика региона может быть только высокоселективной, направленной на разрешение аномально обостренных ситуаций, а количество соответствующих проблем, подлежащих разрешению, неизбежно будет достаточно ограниченным. Лишь при таком подходе указанная политика приобретает практическое значение и будет иметь шансы на успех.

Критериями  же отнесения конкретной проблемы к  числу приоритетных обычно являются недопустимо низкий уровень или наиболее высокие темпы ухудшения показателей, имеющих особую социально-экономическую значимость, и отсутствие у соответствующих субъектов (органов управления, предприятий, учреждений) возможностей самостоятельного преодоления тяжелого положения.

Определение перечня приоритетных социально-экономических  проблем позволяет сформулировать социально-экономическую политику региона, предусматривающую целостную  систему целей, механизмов их достижения, необходимых для этого норм и организационных институтов. При этом следует иметь в виду, что, хотя цели регионального развития и не сводятся к целям только экономики, но все же, в реалиях рыночных отношений, социальное развитие является производным от эффективного функционирования хозяйственных структур, что неизбежно накладывает соответствующий отпечаток на системный выбор приоритетов и путей развития.

Реализация  же данной политики осуществляется в  рамках программы социально-экономического развития региона (или совокупности соответствующих целевых программ), представляющей собой взаимоувязанный комплекс задач, ресурсов, сроков, исполнителей и потребителей. Разработка такой программы требует предельно конкретной формулировки исходных социально-экономических проблем, как правило, в виде, допускающем их количественную оценку. Выполнение программы должно в намеченные сроки перевести сложную систему региональной экономики из некоторого исходного состояния в другое, заведомо более благоприятное, причем с учетом взаимовлияния отдельных направлений и видов деятельности.

В настоящее  время в мировой практике для  разработки программ регионального  развития широко используется SWOT - анализ, являющийся достаточно эффективным  инструментом для выявления конкурентных преимуществ конкретного региона и оценки возможности реализации этих преимуществ4. В ходе SWOT-анализа изучаются слабые и сильные стороны объекта, возможности реализации имеющихся преимуществ, оценивается уровень потенциальных угроз в случае отсутствия каких-либо действий.

Оценка  научно-технических и социально-экономических  показателей позволяет сформулировать или описать имеющиеся проблемы, определить стратегические подходы  к выработке концепции регионального  развития.

Научно-техническое  и социально-экономическое развитие региона города во многом зависят от уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции. Комплексный анализ основных научно-технических и социально-экономических показателей позволит сделать оценку существующей ситуации, выявить имеющиеся и возникающие проблемы и разработать концепцию стратегического развития.

По своей  структуре результаты SWOT-анализа  представляют собой ответы (различных  уровней детализации) на следующие  вопросы:

    • Что является сильными сторонами объекта?
    • Что является слабыми сторонами объекта?
    • Какие существуют потенциальные возможности для реализации конкретных преимуществ объекта?
    • Какие существуют потенциальные угрозы в случае отсутствия каких-либо действий?

Оценка научно-технических и  социально-экономических показателей позволяет сформулировать или описать имеющиеся проблемы, определить стратегические подходы к выработке концепции программы социально-экономического развития региона, в том числе, мероприятий по ее инновационному обеспечению. Для этого необходимо изложить приоритетные социально-экономические проблемы, решение которых требует соответствующего научно-технического обеспечения, а также пути их решения, в виде научно-технических и научно-производственных задач. Соответствующее качество такого изложения достигается путем совместной работы квалифицированных экспертов из числа ученых, руководителей и специалистов предприятий и учреждений региона, работников органов управления, ведущих специалистов из профильных отраслей промышленности и наукоемкой социальной сферы. Решение подобным образом сформулированных задач обеспечивает научно-технические знания и результаты, необходимые для реализации всей программы социально-экономического развития региона.

Информация о работе Понятие Российской инновационной системы