Основные понятия инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы является изучение типов стратегий инновационной деятельности, выявление основных характерных особенностей и недостатков каждого типа.
В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:
Выявить основные типы инновационных стратегий.
Обозначить основные характерные особенности каждого типа.
Обозначить понятие «технологического разрыва»

Содержание

1. Введение
3
2. Типы стратегий инновационной деятельности.
5
1.1. Основные понятия инновационной деятельности.
5
1.2. Типы инновационных стратегий.
6
1.3. Стадии теории жизненного цикла.
9
3. Практическая часть.
Инновационный проект производства и реализации нового медицинского прибора "Биотест"
12
4. Заключение
26
5. Список литературы
29

Работа состоит из  1 файл

Наше_готовое.docx

— 131.18 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение

3

  1. 2. Типы стратегий инновационной деятельности.

5

  1.1. Основные понятия инновационной деятельности.

5

   1.2. Типы инновационных стратегий.

6

   1.3. Стадии теории жизненного цикла.

9

3. Практическая часть.

Инновационный проект производства и реализации нового медицинского прибора "Биотест"

12

4. Заключение

26

5. Список литературы

29


 

 

1. Введение.

В мировой экономической  литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в  реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная  деятельность", "инновационный  процесс", "инновационное решение" и т. п.

В литературе насчитываются  сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры  выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и  др.

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором  изобретение или идея приобретают  экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития.

В настоящее время применительно  к технологическим инновациям действуют  понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных  стандартах в статистике науки, техники  и инноваций.

Международные стандарты в статистике науки, техники  и инноваций – рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что все  основные сферы жизнедеятельности  общества развиваются за счет инновационных  технологий, причем, чем дальше, тем  зависимость экономики от науки  становится сильнее и очевиднее.

Инновационная деятельность — сложная динамичная система  действия и взаимодействия различных  методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и  предметов труда, технологических  процессов и форм организации  производства на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта, планированием, финансированием и  координацией научно-технического прогресса, совершенствованием экономических  рычагов и стимулов, разработкой  системы мер по регулированию  комплекса взаимообусловленных  мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития научно-технического прогресса и повышение его социально-экономической эффективности.

Основной целью курсовой работы является изучение типов стратегий инновационной деятельности, выявление основных характерных особенностей и недостатков каждого типа.

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие  задачи:

  1. Выявить основные типы инновационных стратегий.
  2. Обозначить основные характерные особенности каждого типа.
  3. Обозначить понятие «технологического разрыва».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типы стратегий инновационной деятельности.

2.1. Основные понятия инновационной деятельности.

Анализ различных определений  приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование новой  техники, новых технологических  процессов или нового рыночного  обеспечения производства (купля  - продажа).

2. Внедрение продукции  с новыми свойствами.

3. Использование нового  сырья.

4. Изменения в организации  производства и его материально-технического  обеспечения.

5. Появление новых рынков  сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В ряде источников инновация  рассматривается как процесс. В  этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет  отчетливо выраженные стадии.

Инновации свойственны как  динамический, так и статический  аспекты. В последнем случае инновация  представляется как конечный результат  научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный  круг проблем.

Термин "стратегия (от греческого "stratos" - войско и "ago" - веду) применительно к инновационному менеджменту, как одному из направлений стратегического управления в экономике, означает программу долгосрочного планирования, достижения и реализации целей на различных иерархических уровнях экономической системы.

Для предпринимательской  деятельности на уровне фирмы наибольший интерес представляет стратегическое планирование и реализация следующих  целей:

- эффективное распределение  и использование ограниченных  ресурсов;

- изменение экономических,  политических, демографических и  др. факторов;

- увеличение прибыли за  счет модернизации технологии  и обновления продукции;

- обеспечение конкурентоспособности  товаров путем повышения уровня  инновационного развития;

- продвижение товаров  на новые рынки сбыта или  увеличение уже охваченного сегмента  рынка;

- оптимизация структуры  финансовых ресурсов: соотношения  собственного и заемного капитала, размеров оборотного капитала;

- увеличение объемов выпуска  новой продукции, производительности  оборудования и производственных  мощностей;

- улучшение соотношения  численности персонала, занятого  в НИОКР, готовых к внедрению  объемов новой продукции, технологий (взамен устаревших), и величин  затрат на инновационную деятельность  и др.

 

Рисунок 1. Структура целей  и иерархия инновационных стратегий.

 

2.2. Типы инновационных стратегий.

 

Для реализации подобных целей  используются следующие типы инновационных  стратегий.

Традиционная. Фирма не стремится ни к чему другому, кроме повышения качества существующих продуктов. Для деятельности фирмы характерно стабильное положение на рынке, производство традиционных продуктов, возможности вытеснения которых и конкуренция незначительны. Преимуществами являются неуклонное повышение качества продукции и упрочение на этой основе рыночных позиций. К недостаткам можно отнести угрозу отставания в долгосрочной перспективе, ограничение возможностей диверсификации.

Оппортунистическая. Предприятие занято поисками такого продукта, который не требует больших затрат на НИОКР, но обеспечивает единоличное присутствие на рынке. Для реализации данной стратегии необходим высокий уровень знания рыночной ситуации, высокий уровень технологического развития и адаптационные возможности. К достоинствам следует отнести низкие затраты на НИОКР. Недостатки заключаются в ограничении возможностей развития собственной базы НИОКР.

Имитационная  или лицензионная. Новая технология приобретается у других фирм и разработчиков. В этом случае подразумевается быстрое освоение рынка, наличие высокоэффективных лицензионных технологий и финансовых ресурсов для приобретения лицензии. Преимуществами являются быстрое вхождение на рынок, возможности использования лицензионных технологий в дальнейших собственных НИОКР. Тем не менее, недостатком является научно-техническая зависимость от продавца лицензий и вероятность приобретения недостаточного конкурентно-способных технологий (с учетом устаревания в процессе адаптации)

Оборонительная  или защитная. Исследования и разработки ведутся без ориентации на занятие ведущих позиций. Преследуется цель не отставать от других фирм в области научно-технологического развития. На рынке не должно быть сильных конкурентов (как фирм, так и продуктов). Исходный научно-технический уровень должен быть достаточно высок. Отсутствие риска "первопроходцев" и возможность использования уже апробированных на рынке технологий и продуктов можно отнести к преимуществам данной стратегии. Недостатки заключаются в вероятности упустить важное нововведение, идущее на смену продукта фирмы, применяющей оборонительную стратегию.

Зависимая. Используется мелкими предприятиями, тесно связанными с крупными фирмами. Данная стратегия подразумевает наличие крупных предприятий - разработчиков, готовых передать свои продукцию и технологии. К достоинствам относятся экономия затрат на НИОКР, маркетинг, подготовку производства. Однако неудачи крупного предприятия могут отразиться на зависимой от него малой фирме. Возможны также трудности в диверсификации продукции.

Наступательная. Для этой стратегии характерно стремление быть первым на рынке продукции и технологии. Необходимо наличие сильной базы НИОКР, значительных финансовых ресурсов, творческого потенциала руководства, склонности к риску и новым идеям; хорошее знание рынка и развитая служба маркетинга. Преимуществом является своевременное реагирование на появление "технологических разрывов", лидерство на рынке. Однако присутствует риск, связанный с возможной неудачей нововведения.

Промежуточная. Характерно избежание прямой конфронтации с конкурентами, поиск "ниши". Требуется высокий уровень развития маркетинговых служб. Возможно использование сильных позиций в выбранной "нише", которую, однако, может занять более крупная фирма.

Стратегия создания нового рынка. Осуществляется выход на рынок с продуктом, который больше никто не производит. Необходим высокий уровень развития маркетинговых служб, высокая степень творческой активности, склонность к новизне. Достоинствами являются возможности быстрой окупаемости затрат, занятия монопольного положения на рынке. Тем не менее, присутствует высокая степень риска.

"Разбойничья"  стратегия. Используется вторжение на новый рынок, что приводит к уменьшению его размеров. Требуется наличие продуктов, которые могут конкурировать на рынках, на которых раньше данная фирма не работала. Возможно получение прибыли за счет переориентации потребителей с традиционного на новый продукт. Недостатком является отсутствие опыта работы на незнакомом рынке.

На начальном этапе  развития фирма, как правило, не может  избрать наступательную стратегию. Реальной является стратегия традиционного  типа. Затем уже от динамики развития фирмы, от правильного руководства  зависит, как быстро она сумеет перейти  к наступательной стратегии, основанной на собственных творческих возможностях.

Наступательная инновационная  стратегия основывается не на отдельной, разовой инновации, а на целой  серии инноваций. Она ориентируется  не на реализацию краткосрочных или  среднесрочных интересов, а на достижение более долгосрочных целей.

Эта стратегия представляет собой сложную управленческую задачу, которая сопровождается большим  риском и трудностями. Однако в случае последовательной реализации, она может привести к выдающимся результатам. Именно такая стратегия наилучшим образом отвечает современным условиям динамичного технического прогресса.

Информация о работе Основные понятия инновационной деятельности