Оценка технической деятельности и изобретательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:13, курсовая работа

Описание

В работе были поставлены следующие задачи:
- проведение историко-географического анализа развития науки и инноваций;
- раскрыть проблемы и современное состояние научной деятельности в России;
- показать тенденции развития изобретательства в России;
- оценить техническую деятельность и изобретательство в РФ.

Содержание

Введение
1. Проблемы и современное состояние научной деятельности в России
2. Развитие изобретательства в России
2.1 Тенденции развития изобретательства в России в сравнении с западом
3. Оценка технической деятельности и изобретательства в РФ
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Инновационный менеджмент.docx

— 53.66 Кб (Скачать документ)

     Проблемы  освоения инновационных технологий в промышленности являются ключевыми  для большинства стран. Разработка этих технологий, производство высокотехнологичных  товаров и выход на мировые  рынки рассматривается как стратегическая модель экономического роста.

     К сожалению, инновационная активность отечественных предприятий остается низкой. Ухудшились условия освоения инноваций. Инвестиции в основной капитал в целом в постоянных ценах составляют примерно пятую часть уровня 1990 г. Незначительные масштабы инноваций характерны для всех отраслей промышленности и предприятий независимо от численности и формы собственности. Основная часть инновационно-активных предприятий сосредоточена в машиностроении, металлургии, химической и нефтехимической промышленности.

     Доля  принципиально новых разработок в затратах на технологические инновации  составляет 18% (в странах ОЭСР - не менее одной трети). Затраты на обучение и подготовку персонала, приобретение патентов и лицензий, проведение маркетинговых  исследований - минимальны. Хотя в России имеется значительный задел готовых  научно-технологических результатов, даже активные предприятия редко  приобретают права на патенты, лицензии и т.д. Основным источником финансирования затрат на инновации являются собственные  средства предприятий. Доля средств  из консолидированных бюджетов - федерального, регионального и местных - составляет 5% инновационных затрат, а иностранных  инвестиций - около 8%. Отечественные  разработки составляют основную часть  закупленных научных результатов. Зарубежный опыт пока не оказывает  существенного влияния на технологические  инновации.8

     Инновационная активность предприятий определяется экономической конъюнктурой, инвестиционным климатом, состоянием производственного  аппарата.

     Инновационная пассивность тормозит рост конкурентоспособности  продукции. Из-за этого структура  и динамика экспорта по товарным группам  нестабильна, что свидетельствует  об уязвимости позиций России на мировом  рынке. Рыночная стратегия предприятий  напрямую связана с инновациями. Чем жестче конкуренция, тем чаще промышленные предприятия обращаются к науке. Освоение технологических  инноваций позволяет выйти на внешний рынок и через обратную связь - расширение экспорта - укрепить финансовую базу предприятий, возможности обновления производства.

     Только 6% предприятий машиностроения оценили  конкурентоспособность своей продукции  на мировом рынке как высокую  и 17% считают ее высокой на рынках стран СНГ.9

     За  последнее десятилетие происходит увеличение заработной платы в отрасли  «наука и научное обслуживание».

     Слабое  развитие научной деятельности в  России обусловлено не только недостаточным  финансированием, но и отношением общества к науке. Об этом свидетельствуют  опросы населения. 19% считают, что Россия никогда не сможет достичь технологического уровня развитых государств, 38% затруднились ответить. А в рейтинге наиболее уважаемых профессий, из 12 наука  стоит на 10-м месте (уважаемой  профессией считают только 5% опрошенных).10

     Что касается отечественных достижений в мировой науке, то Россия занимает весьма скромное место среди других стран. Так в 2008 г. внутренние затраты  на исследования и разработки в РФ составили 9,6 млрд. долл. В США этот показатель в 25 раз больше и равен 247 млрд. долл. В данной ситуации Россию можно сравнить с такими странами как Канада, Италия, Нидерланды. Конечно, по абсолютным показателям финансирования, Россия стоит на 9-м месте после  США, Японии, Германии, Великобритании и др., но, рассматривая отчисления на науку в процентах к валовому внутреннему продукту, Российская Федерация  из первой десятки смещается в  третью и занимает 21-е место.

     Даже  в Новой Зеландии (1,13%), Чешской  Республике (1,26%), Ирландии (1,41%) и Исландии (1,82%) этот показатель выше, чем в  России, который равен 1,06%. Самая  высокая доля затрат на научные исследования в процентах от ВВП в Швеции - 3,7% за ней следует Финляндия - 3,11% и только потом идет Япония - 3,06%; а также США - 2,84%.11

     Отчисления  на науку в расчете на душу населения  опускают РФ до таких стран как  Венгрия - 70 долл., Греция - 67, Польша - 56. При затратах на науку в расчете  из 66 долл. на душу населения лишнее говорить об экономическом процветании  России. В США этот показатель равен 842 долл., Швеции - 774, Японии - 731.

     В целом процессы, происходящие в российской науке, следует расценивать как  стабилизирующиеся в будущем. Несмотря на некоторые успехи по стабилизации ситуации положение остается неустойчивым. 

 

      2. Развитие изобретательства в России 

     Изобретательство - творческий процесс создания изобретения, форма непосредственного участия  отдельных лиц (изобретателей - индивидуумов, имеющих ярко выраженные склонности к И.) в развитии технического прогресса  человеческого общества, в совершенствовании  производства. И., как и всякий вид  творчества, является процессом стихийным  по своей природе. Однако в советское  время на государственном уровне была сделана попытка придать  И. в СССР массовый и организованный характер. Для этой цели правительством был принят целый ряд административно-командных  мер, начиная от создания в каждом областном центре станций юных техников до обязательного создания на каждом предприятии бюро по изобретательству и рационализации (БРИЗов) и патентных служб. При этом если в задачи станций юных техников входило привитие технических знаний детям, то в задачи БРИЗов входила доработка технических идей рабочих до технических решений с изобретательским или рационализаторским уровнем, а в задачи патентных служб - предотвращение преждевременной публикации охраноспособных технических решений и своевременное патентование изобретений, отслеживание патентной чистоты выпускаемой продукции и др. Соответственно была также введена обязательная гос. статистическая отчётность всех предприятий и организаций по И., обязательное планирование внедрения изобретений и т. д. В 1958 по решению правительства и президиума ВЦСПС в СССР было создано Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР). Работа ВОИР (по аналогии с работой КПСС) строилась по территориально-производственному принципу: в каждой области (крае, районе) было организовано отделение общества, а на каждом предприятии - ячейка. Курское областное отделение ВОИР многие годы возглавлял инженер Иван Ильич Савельев (1931 - 2002), энтузиаст И., много сделавший для становления изобретателей и И. в Курской области. Под эгидой ВОИР в области был организован и много лет успешно функционировал общественный институт патентоведения, призванный восполнить пробелы в области патентных знаний среди инженерно-технических работников промышленных предприятий Курска и области. Все эти мероприятия правительства действительно привели к резкому повышению количества создаваемых изобретений. Но рост массового изобретательства происходил зачастую и за счёт мелких изобретений сомнительной ценности. Отрицательные тенденции в развитии изобретательства в СССР обрели зримые черты, особенно в последние годы советской власти. Понизился изобретательский уровень многих технических решений, пришёл в упадок процесс внедрения изобретений и понизилась эффективность внедрения, т. к. во главе угла, в основном, стояла государственная статистическая отчётность по изобретательству (вместо решения первоочередных потребностей производства) и формализованное до абсурда социалистическое соревнование (вместо здоровой конкуренции между промышленными предприятиями).12

     Внедрение рыночных отношений в экономику  России в начале 1990-х существенно изменили экономические условия работы промышленных предприятий. Исчезновение государственной системы планирования заказов, разрыв снабженческих и сбытовых связей, появление свободной конкуренции с импортными товарами вызвали резкий спад производства социалистического сектора промышленности, за которым последовал и полный развал социалистической системы изобретательства. Лишь после 1995, когда начали появляться первые промышленные предприятия частного сектора экономики, появились и социальные заказы на создание новой, конкурентоспособной продукции и на оформление монопольных прав на промышленную собственность патентами на изобретения. 

 

      2.1 Тенденции развития  изобретательства  в России в сравнении  с западом

     изобретательство  технический творческий общество

     17 июня 1812 г. в России был издан  первый законодательный акт по  правовой охране изобретений:  несмотря на непростое для  России военно-политическое и  экономическое положение, Императором  Александром I был подписан Манифест  «О привилегиях на разные изобретения  и открытия в художествах и  ремеслах». За прошедшие почти  два столетия в России в  общей сложности принято около  двух десятков законодательных  актов по правовой охране изобретений,  которые, несомненно, оказали значительное  влияние на развитие отечественного  изобретательства и научно-технического  потенциала в целом. Последний из них, Патентный закон Российской Федерации, несмотря на его несовершенство и несоответствие реальной экономико-правовой ситуации в стране, фактическое невыполнение ряда его основополагающих норм, формально действует без каких-либо изменений с октября 1992 г. И это объективный показатель отношения государства не только к данной проблеме, но и к оценке роли научно-технического прогресса в обеспечении подъема отечественной экономики.13

     В истории изобретательства в России можно выделить несколько условных этапов: подготовительный - в течение  практически всего XIX столетия (параллельно  с формированием основ капиталистических  общественно-экономических отношений), стартовый - с конца XIX столетия до середины XX (с момента принятия Положения  о привилегиях на изобретения  и усовершенствования 1896 г. и начала так называемой научно-технической  революции), экстенсивный - с середины 50-х до середины 80-х годов XX столетия (именно в этот период Россия вышла в мировые лидеры по количеству создаваемых и регистрируемых на государственном уровне изобретений) и, наконец, стагнации - с середины 80-х годов по настоящее время.14

     Динамику  подъема и падения российского  изобретательства достаточно объективно характеризуют следующие данные.

     В середине 70-х годов доля России в  общем объеме поданных в мире национальных заявок на изобретения составляла 25,8% (для сравнения - СИТА - 14,6%, Японии - 30,6%), а в общем объеме выданных на имя  национальных заявителей охранных документов - 22,8% (США -15,1%, Японии - 19,3%); к началу 90-х годов - соответственно 16,2% (США - 12,8%, Японии -46,8%) и 33,4% (США - 19%, Японии - 22,2%), а уже к концу 90-х годов - соответственно 2,6% (США - 15,2%, Японии - 44,6%) и 2,9% (США -23,4%, Японии - 24,1%).15

     При несущественном росте количества подаваемых в России заявок количество выдаваемых патентов на изобретения имеет четко  выраженную тенденцию к сокращению. Причем это происходит на фоне бурного  роста соответствующих показателей  в ведущих зарубежных странах. Следует  заметить, что по количеству выдаваемых патентов Россия скатилась во второй десяток стран мира, а по количеству заявок - в третий. В сравнении  же с такими странами, как США  и Япония, Россия в настоящее время  отстала почти на порядок.

     Статистические  данные по динамике правовой охраны промышленных образцов и полезных моделей не вносят существенных изменений в результаты оценки изобретательской активности в  Российской Федерации. Динамика подачи заявок и выдачи патентов на промышленные образцы, характеризующая соответствующие  процессы в области создания и  выпуска новых изделий, показывает, что Россия, несмотря на относительный  рост этих показателей, значительно уступает ведущим странам мира и находится в конце второго десятка стран - участниц ВОИС (стабильно делит 19-20 места).

     Определенной  отдушиной для отечественных  заявителей при создании и регистрации  тми научно-технических достижений (НТД), относящихся к категории  объектов промышленной собственности, является институт регистрации полезных моделей. Оперативно (в течение 3-5 месяцев) и за сравнительно небольшие деньги (в настоящее время 500 руб.) любое  лицо может получить охранный документ, удостоверяющий его исключительные права на разработку, относящуюся, правда, лишь к конструктивному выполнению средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Регистрация полезной модели осуществляется в явочном порядке, т.е. без экспертизы по существу (на страх и риск заявителя), а охранный документ с учетом возможности продления его действия позволяет обеспечивать правовую охрану данного объекта промышленной собственности в течение 8 лет с даты подачи заявки на его регистрацию. Зачастую этого срока вполне достаточно для того, чтобы извлечь необходимую выгоду от обладания исключительными правами на данный объект промышленной собственности. Поэтому неудивительно, что из года в год количество подаваемых заявок на регистрацию полезных моделей возрастает.16

     В России правовая охрана полезных моделей  введена с октября 1992 г. В других же странах-участницах ВОИС отношение  к данному институту правовой охраны объектов промышленной собственности  неоднозначно. Полезные модели охраняются лишь в 31 стране из почти 150 стран-участниц ВОИС. Причем в большей части - это  развивающиеся страны. Исключение составляют, пожалуй, лишь Германия и Япония.

     Вместе  с тем в этих странах в последние  годы наблюдается определенное снижение количества подаваемых заявок на полезные модели. Все эти обстоятельства следует учитывать при выработке государственного подхода к оценке целесообразности института правовой охраны полезных моделей в Российской Федерации. И, тем не менее, видимо, на данном этапе экономического развития России этот институт правовой охраны все-таки целесообразен. По крайней мере, он позволяет худо-бедно поддерживать тонус творческой активности рядовых изобретателей, поскольку зачастую получение полновесного патента на изобретение им не по карману.

     Немногим  лучше обстоят дела и в области  правовой охраны товарных знаков. Относительный  рост регистрации товарных знаков в  России связан с принятием, прежде всего, административных мер органами, осуществляющими  регистрацию юридических лиц (в  виде требований обязательной государственной  регистрации обозначений, используемых в фирменных наименованиях и  на печатях). По крайней мере, не с  факторами, характеризующими состояние  экономики. В значительной мере рост показателей регистрации товарных знаков связан и с деятельностью  расплодившихся «пиратских» фирм, регистрирующих чужие обозначения на свое имя  либо осуществляющих превентивную регистрацию  новых обозначений с целью  последующей их коммерциализации, т.е. возмездной уступки прав на них, в  т.ч. и на основе лицензионных соглашений.

     К сожалению, пиратские действия на рынке  товарных знаков в России в значительной мере провоцируются действиями органа, уполномоченного осуществлять регистрационные  процедуры в этой области, - Российского  агентства по патентам и товарным знакам (далее - Роспатент). К числу  основных таких действий следует  отнести:

     - введение нелегитимной «ускоренной»  процедуры экспертизы и регистрации  заявленных обозначений за дополнительную  плату (тарифы), кстати, превышающую  не менее чем в 10 раз официальные  пошлины, установленные Постановлением  Правительства РФ от 12.08.96 г. №  947. Введение Роспатентом «ускоренной»  процедуры ставит в заведомо  неравные условия разные категории  заявителей: в худшем положении,  как правило, оказываются представители малого бизнеса, зачастую не имеющие необходимых финансовых ресурсов для осуществления «ускоренной» правовой охраны своих товарных знаков. Одновременно эта процедура, как показывает практика, открывает неограниченные возможности для действительно ускоренной пиратской регистрации товарных знаков с использованием административного ресурса Роспатента;

Информация о работе Оценка технической деятельности и изобретательства в РФ