Оценка технической деятельности и изобретательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:13, курсовая работа

Описание

В работе были поставлены следующие задачи:
- проведение историко-географического анализа развития науки и инноваций;
- раскрыть проблемы и современное состояние научной деятельности в России;
- показать тенденции развития изобретательства в России;
- оценить техническую деятельность и изобретательство в РФ.

Содержание

Введение
1. Проблемы и современное состояние научной деятельности в России
2. Развитие изобретательства в России
2.1 Тенденции развития изобретательства в России в сравнении с западом
3. Оценка технической деятельности и изобретательства в РФ
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Инновационный менеджмент.docx

— 53.66 Кб (Скачать документ)

     - размещение рекламы юридических  и физических лиц, специализирующихся  в области оформления прав  на объекты интеллектуальной  собственности (в том числе  - на товарные знаки), в помещениях  Роспатента и на находящихся  в его ведении прилегающих  к нему территориях. В сущности, в данном случае орган государственной  исполнительной власти выступает  в роли рекламораспространителя, т.е. коммерческой организации, извлекающей экономическую выгоду от размещения зачастую недобросовестной и ложной рекламы. Правда, формально делает это через подчиненную ему структуру -Федеральный институт промышленной собственности. Ни одно зарубежное патентное ведомство не позволяет себе подобной деятельности, поскольку там отдают себе отчет в том, что патентное ведомство - не коммерческое предприятие. Слишком ответственна и щепетильна его миссия - миссия арбитра в делах, связанных с государственной регистрацией прав на результаты интеллектуальной деятельности;

     - неконтролируемая со стороны  Роспатента «миграция» его экспертов  и других специалистов в коммерческие  структуры, специализирующиеся на  оформлении прав на объекты  промышленной (интеллектуальной) собственности,  в том числе и в «пиратские»  коммерческие структуры. Именно  эти специалисты, используя свои  неформальные связи в структурных  подразделениях и в руководстве  Роспатента, активно лоббируют интересы  «пиратских» фирм. Именно эти  сотрудники обеспечивают «ускоренную» процедуру экспертизы и регистрации товарных знаков в подразделениях Роспатента.17

     Но  даже ранее обозначенные позитивные результаты в области регистрации  товарных знаков значительно уступают соответствующим показателям многих стран.

     Важнейшей составляющей научной и научно-технической  деятельности является инновационная  деятельность, направленная на внедрение  научно-технических достижений.

     В 1998 г. и 1999 г. на уровне государственных  органов исполнительной власти Российской Федерации были предприняты имитационные шаги по разработке государственных  мер, направленных на повышение эффективности  вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической  деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки  и технологии: изданы Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. № 863, постановления Правительства  Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. № 1132 и от 2 сентября 1999 г. № 982, которые определяли некие меры по решению вышеуказанных проблем. Однако, к сожалению, даже эти меры до настоящего времени не реализованы.18

     В частности, в указанных документах предусматривалось при осуществлении  государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов  научно-технической деятельности и  объектов интеллектуальной собственности  обеспечить сбалансированность прав и  законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области  создания, правовой охраны и использования  результатов научно-технической  деятельности (НТД) и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки  и технологий, а также государственное  стимулирование процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, повышение на этой основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей. Однако за прошедшие три года не решена ни одна из поставленных задач. Что касается государственного стимулирования, то следует отметить, что скорее наблюдается обратное: те государственные стимулы, которые действовали до настоящего времени, например в области налогового законодательства, с принятием нового Налогового кодекса РФ полностью исключены, а законодательного распределения прав на результаты научно-технической деятельности и объекты интеллектуальной собственности не проведено. Поручение уполномоченным федеральным органам исполнительной власти обеспечить проведение инвентаризации результатов научно-технической деятельности, подачу в случае необходимости заявок на выдачу патентов в России и за рубежом на выявленные в результате инвентаризации результаты НТД, а также введение в хозяйственный оборот этих результатов путем передачи на них прав третьим лицам до настоящего времени не выполняется.

     Одной из главных проблем отечественного изобретательства в настоящее время, по нашему мнению, является проблема устранения объективных недостатков экономических основ системы правовой охраны и государственной регистрации прав на объекты интеллектуальной и, прежде всего, промышленной собственности, важной частью которых является экономическая политика в области пошлин и тарифов, взимаемых за регистрационные процедуры. По крайней мере, вышеприведенные статистические данные, характеризующие динамику активности отечественных заявителей при регистрации наиболее важных результатов НТД в форме изобретений, свидетельствуют о том, что объем работ по правовой охране результатов НТД в настоящее время существенно меньше реального научно-технического потенциала отечественных физических и юридических лиц, задействованных в научно-технической сфере.

     В этой связи возникает вполне очевидная  необходимость принятия действенных  мер, направленных на стимулирование работ  в данной области. При этом может  быть использован как опыт США  или Китая, так и отечественный  опыт 70-80-х годов.

     В частности, когда федеральные органы управления США увидели, что ситуация, сложившаяся в области патентования изобретений к началу 80-х годов, чревата утратой ведущих ролей  США в области научно-технического развития и даже представляет серьезную  угрозу для национальной экономической  безопасности, последовали оперативные  действия, направленные на ее устранение. В результате нескольких специальных  слушаний в Конгрессе в Свод федеральных  законов США были внесены поправки, которые предоставили льготный режим  обеспечения правовой охраны национальным заявителям и уменьшили налоговое  бремя для некоммерческих организаций  и малых фирм. Одновременно были скорректированы функции и задачи национального патентного ведомства, введены федеральные программы  развития научно-технического творчества (прежде всего, в высших учебных заведениях), учреждены ежегодные нацио-нальные премии для выдающихся изобретателей, причем отдельно - для изобретателей-женщин, выделены дополнительные ресурсы для создания региональных центров информационной поддержки изобретательства. В результате уже в 90-е годы США восстановили свою ведущую роль в области правовой охраны изобретений.

     О роли зарубежной патентной активности национальных заявителей (фирм, предприятий, государственных учреждений) в системе  внешних экономических отношений - разговор особый. Сейчас же можно с уверенностью сказать только одно: при той государственной политике в области охраны научно-технических достижений, которая сложилась в настоящее время в России, говорить о каких-либо позитивных перспективах России в области наукоемких технологий на мировых рынках в ближайшие 5-7 лет просто бессмысленно. Кстати, Китай практически ничего не изобрел в деле управленческих новаций в сфере научно-технического прогресса. Он, как губка, впитал и преломил с учетом специфики национальной экономики опыт стимулирования научно-технического прогресса в России союзных времен и Японии 50-60-х годов: те же индивидуально ориентированные материальные стимулы, социальные и трудовые льготы для изобретателей, те же налоговые льготы для изобретателей и фирм пользователей, та же централизованная финансовая государственная поддержка. И результат налицо. 

 

      3. Оценка технической  деятельности и  изобретательства  в РФ 

     Для оценки технической деятельности и  изобретательства в РФ необходимо рассмотреть  количественные и качественные показатели патентования в России. Защита интеллектуальной собственности, которой, в частности, являются изобретения, необходимое  условие успешного развития научно-технического прогресса и конкурентоспособности  страны.

     Патент (патент на изобретение, свидетельство  на полезную модель, патент на промышленный образец) - это охранный документ, подтверждающий права на изобретение, полезную модель, промышленный образец и удостоверяющий:

     - приоритет;

     - авторство изобретения, полезной  модели или промышленного образца;

     - исключительное право на их  использование.

     Патент  на изобретение действует в течение  двадцати лет, считая от даты поступления  заявки в Патентное ведомство  РФ.19

     В настоящее время существует тенденция  к увеличению подачи патентных заявок в России. Это связано с увеличением  изобретательской активности в РФ. До 1997 г. происходил спад в данном направлении. На 10 тыс. населения приходилось  всего 1,03 патентных заявок. Сейчас этот показатель составляет 1,37. В 1999 г. было подано 24700 заявок, хотя в 1997 г. их количество не превышало 20000.

     Россия  еще не столь привлекательна для  иностранных заявителей, поэтому  большинство заявок было подано отечественными «изобретателями» - 80%. В Российской Федерации на данный момент действует 205 тыс. патентов.

     По  количеству поданных патентных заявок в России иностранными заявителями  беспрекословно лидируют страны ОЭСР. На их долю в 2009 г. приходилось 88,3%; на страны СНГ - 8,7% и на другие государства - 3,0%.

     Количество  патентных заявок зарегистрированных странами ОЭСР варьируется в пределах 4500. Особую активность проявляют такие  страны как США - 1186, Германия - 812, Франция - 385, Швейцария - 223 и Великобритания -220 патентных заявок. Среди стран  СНГ особо выделяется Украина - 286 (или 70%).

     Отечественные заявители тоже проявляют значительную активность за пределами России. Всего  в 2007 г. было подано 21 тыс. патентных  заявок, что на 1 тыс. больше, чем в  России. Однако на долю стран ОЭСР приходится менее 50% патентных заявок, поданных российскими заявителями, - 9100 шт., еще  более 11 тыс. заявок регистрируются в  других странах. Наиболее привлекательными для российских «изобретателей» являются США- 564, Германия -392, а также Финляндия, Великобритания, Швеция, Швейцария, Австрия, Бельгия, Дания и Италия по 370 заявок. Причем во всех странах наблюдается все большая активность российских заявителей.20

     Однако  по количеству действующих патентов РФ по странам принадлежности патентообладателей складывается другая картина. Всего в России действует 38 тыс. иностранных патентов. На долю стран ОЭСР приходится 49,6% (18911 патентов), на страны СНГ - 47,6% и на другие страны -2,8%. Лидирует по количеству действующих патентов Украина. На нее приходится 11618 или 64% патентов стран СНГ. Второе место среди стран СНГ занимает Беларусь - 2382, Казахстан - 1454 и др. Среди стран ОЭСР первое место занимают США - 4055, Германия - 3774, Франция - 1625, Япония - 1533, Швейцария - 1368 и др.

     Существенным  различием между странами СНГ  и ОЭСР является то, что количество действующих патентов стран СНГ  выросло незначительно, количество украинских патентов увеличилось на 231, белорусских на 47, а казахских на 11. Со странами ОЭСР обратная ситуация, количество патентообладателей из США возросло на 1738 или на 49%, из Германии на 988, из Франции на 522, из Японии на 302 и из Швейцарии на 320.

     Эта тенденция связана со сложной  ситуацией в странах СНГ в  области науки, изобретательства и  НИОКР. Высокая доля действующих  патентов зависит от давно зарегистрированных патентообладателей. В настоящее время страны СНГ переживают еще более сложную ситуацию, чем Россия, что определяет слабую патентную активность. История же регистрации патентных заявок стран ОЭСР не столь велика, поэтому на их долю приходится только половина действующих патентов. Но при существующих тенденциях ситуация скоро изменится в пользу стран ОЭСР.

     Полезная  модель - это конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Полезная модель характеризуется новизной и промышленной применимостью.21

     Кроме того, постоянно растет количество заявок и выдача свидетельств на полезные модели. Иностранные заявители не очень активно участвуют в  данной области, на их долю приходится только 2% свидетельств.

     Всего же в России на 1999 г. действовало 11591 свидетельств на полезные модели. Учитывая постоянное увеличение их числа, можно  предположить, что на данный момент в РФ действует около 18 тыс. свидетельств.

     Если  оценивать то незначительное количество свидетельств на полезные модели, выданные в России иностранным заявителям, то 46,5% приходится на страны СНГ, только 40,8% на ОЭСР и 12,7% на другие страны. Среди  стран ОЭСР это США (9 свидетельств), Чешская республика (7), а также  Япония, Финляндия, Италия и др.

Информация о работе Оценка технической деятельности и изобретательства в РФ