Оценка эффективности от внедрения инновационного проекта и выбор альтернативного варианта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание

Объектом исследования в данной курсовой работе являлся Свечинское районное потребительское общество. На этом предприятии предлагается внедрить проект по производству круассанов с натуральным ингредиентом – Стевиозидом, вместо сахара.

В соответствие с темой курсовой работы ставятся следующие задачи:

Дать определение понятию «инновационный проект» и рассмотреть его основные элементы;
Рассмотреть виды, содержание и порядок разработки инновационных проектов;
Выявить дальнейшие пути развития Свечинского РАЙПО;
Разработать механизм внедрения инновационного проекта на примере хлебозавода;
Провести оценку эффективности от внедрения инновационного проекта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

1. Теоретические и нормативно – правовые основы разработки инновационного проекта………………………………………………………………..3

1.1 Понятие и основные элементы инновационного проекта……………3

1.2 Виды и содержание инновационных проектов……………………......5

1.3 Участники инновационного проекта…………………………………..9

1.4 Порядок разработки инновационного проекта………………………11

2. Краткая организационно – экономическая характеристика Свечинского районного потребительского общества и пути дальнейшего развития предприятия……………………………………………………………………….........16

3. Механизм разработки инновационного проекта на предприятии………..24

3.1 Цель инновационного проекта и его идея…………………………….24

3.2 Альтернативные варианты инновационного проекта……………......26

3.3 Технико-экономическое обоснование и экономическая целесообразность реализации инновационного проекта на предприятии………...29

3.4 Разработка рекомендаций по внедрению инновационного проекта.35

4 Оценка эффективности от внедрения инновационного проекта и выбор альтернативного варианта…………………………………………………………….36

Выводы и предложения………………………………………………………..38

Список использованной литературы…………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

ИМ теря.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

      В основе рассмотрения содержания инновационного проекта по процессу его формирования и реализации, то есть технологически, лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект есть процесс, происходящий в течение конечного промежутка времени. В таком процессе можно выделить ряд последовательных по времени этапов (фаз), различающихся по видам деятельности, обеспечивающих его осуществление:

  • формирование инновационной идеи (замысла). Это процесс зарождения инновационной идеи и формулирования генеральной (конечной) цели проекта. На этом этапе определяются конечные цели проекта (количественная оценка по объемам, срокам, размерам прибыли) и пути их достижения, субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники;
  • разработка проекта. Это процесс поиска решений по достижению конечной цели проекта и формированию взаимоувязанного по времени, ресурсам и исполнителям комплекса заданий и мероприятий реализации цели проекта. На этом этапе осуществляются сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта и выбор наиболее жизнеспособного (эффективного) для реализации; разрабатывается план реализации инновационного проекта; решаются вопросы специальной организации для работы над проектом (команды проекта); производится комплексный отбор потенциальных исполнителей проекта и оформляется контрактная документация;
  • реализация проекта. На этом этапе осуществляются контроль исполнения календарных планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений и оперативное регулирование хода реализации проекта;
  • завершение проекта. Это процесс сдачи результатов проекта заказчику и закрытия контрактов (договоров). Этим завершается жизненный цикл инновационного проекта.

      Содержание  фаз жизненного цикла проекта  показаны в Таблице 1 (Приложение А).

      Рассматривая  инновационный проект по элементам  организации, можно выделить в нем две части: органы управления формированием и реализацией проекта и участников инновационного проекта. [10] 

 

      1.3  Участники инновационного  проекта 

      Реализация  замысла инновационного проекта  обеспечивается участниками проекта. В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие от одной до несколько десятков (иногда сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу.

      Вместе  с тем все эти организации  в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта.

      Схематическое изображение основных участников проекта отражено на Рисунок 1(Приложение Б)

      Заказчик  — будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое, так и юридическое лицо.

      Инвестор  — физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта. Инвесторами в РФ могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности; международные организации, иностранные юридические лица; физические лица — граждане РФ, иностранные граждане. Одним из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта, является банк.

      Проектировщик — специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком. За рубежом ее представляют архитектор и инженер. Архитектор— это лицо или организация, имеющие право профессионально, на основе соответствующим образом оформленной лицензии выполнять работу по созданию проектно-сметной документации. Инженер — это лицо или организация, имеющие лицензию на занятие инжинирингом, т. е. комплексом услуг, связанных с процессом производства и реализации продукции проекта.

      Поставщик — организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки).

      Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) — юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ по контракту. К нему относятся научно-технические организации, ИП, производственные предприятия, вузы и т. д.

      Научно-технические  советы (НТС) — ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно- технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижения проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

      Руководитель  проекта— юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком.

      Команда проекта — специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Команда проекта вместе с руководителем проекта являются разработчиком проекта. Для выполнения части  своих функций разработчик может привлекать специализированные организации.

      Поддерживающие  структуры проекта — это организации различных форм собственности, содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства. К поддерживающим структурам относятся: инновационные центры; фонды поддержки программ, проектов; консалтинговые фирмы; органы независимой экспертизы; патентно-лицензионные фирмы; аудиторские фирмы; выставочные центры и т. п.

      1.4  Порядок разработки инновационного  проекта 

      Разработка  инновационного проекта представляет собой особым образом организованную научно-исследовательскую работу прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанную с постановкой цели проекта, формулированием его концепции, планированием проекта и оформлением проектно-сметной документации. Концепция инновационного проекта должна определять варианты его реализации, формировать основные цели и ожидаемые конечные результаты, оценивать конкурентоспособность перспективность результатов проекта, а также оценивать его возможную эффективность. В процессе разработки концепции инновационного проекта можно выделить следующие этапы:

  • формирование инновационной идеи и постановка цели проекта;
  • маркетинговые исследования идеи проекта;
  • структуризация инновационной идеи;
  • анализ риска и неопределенности
  • выбор альтернативного варианта нововведений
  • управление проектом
  • подготовка проектной документации;
  • завершение инновационного проекта.

     Возникновение инновационной идеи является отправной  точкой, с которой начинается разработка инновационного проекта. Формирование инновационной идеи рассматривается с двух позиции. С одной стороны, инновационная идея составляет основу, суть инновационного проекта, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели проекта (идея создания нового товара или услуги, идея организационных преобразований в отрасли, регионе,  на действующем предприятии и т. п.). В то же время под формированием инновационной идеи (замысла) понимается задуманный план действий, т. е. способы или пути достижения цели проекта. Уже на первом этапе определяются альтернативные варианты решения проблемы. Идея может возникнуть спонтанно или явиться результатом длительного процесса, она может быть результатом коллективной экспертизы или индивидуального анализа. К методам генерирования и формирования инновационных идей относятся хорошо известные методы экспертных оценок, такие, как методы выявления мнений (метод интервью, метод анкетирования, написание сценариев и т. п.) и творческие методы (мозговая атака, морфологический анализ, метод Дельфи и т. д.).

     Параллельно с формированием инновационной идеи проекта проводятся ее маркетинговые исследования. Целью этого этапа является определение сферы влияния проекта на развитие народного хозяйства и, как следствие, количественное уточнение цели проекта и задач по отдельным периодам. Конечные цели и задачи инновационного проекта не всегда могут быть установлены в виде конкретных количественных показателей на стадии выбора и обоснования проблемы (инновационной идеи). Поэтому собственно разработка проекта должна начинаться с количественного уточнения конечной цели проекта и установления промежуточных задач ее реализации по отдельным временным периодам для различных вариантов.

     С этой целью устанавливаются возможные  потребители целевого продукта проекта; анализируются возможности и экономическая целесообразность замены производимой продукции новыми видами целевой продукции; изучается структура отраслей, обеспечивающих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями и т.д.; анализируются новые сферы использования конечного продукта проекта; исследуются экономические и социальные последствия реализации проекта. На этапе маркетинговых исследований должны использоваться общие методы маркетинга инноваций. Результаты маркетинговых исследований выражаются в конкретных количественных значениях целевых параметров проекта.

     Установленные на предыдущих этапах целевые параметры  проекта являются основой для  формирования перечня проектных мероприятий по достижению конечной цели проекта. Для определения состава необходимы мероприятий конечные цели предварительно структурируются т. е. разбиваются на составные элементы. Практика показала, что в структуризации проекта необходимо различать его функциональную и проблемную структуру.

     При структуризации инновационного проекта сначала устанавливается состав функциональных элементов, являющихся условием полного и комплексного ею решения. Инструментом такой функциональной структуризации проблемы при разработке проекта служит дерево целей. Последнее  представляет собой иерархическую систему, имеющую ряд уровней, на которых располагаются последовательно детализируемые цели, требующие реализации. При этом цели каждого последующего уровня должны обеспечивать реализацию целей вышестоящего уровня.    

     Выбор из альтернативных вариантов наиболее эффективного представляет собой одну из наиболее ответственных процедур разработки проекта. Основными задачами этого этапа являются установление основных критериев (показателей) эффективности инновационного проекта, расчет показателей эффективности альтернативных вариантов с учетом вероятности их реализации, сравнение и выбор инновационного проекта для реализации.

    Любой проект (программа) может быть рассмотрена  со следующих позиций:

    а) технической, при этом изучаются и анализируются: технико-технологические альтернативы; размер (масштаб, объем) программы; сроки ее реализации; доступность и достаточность финансовых, трудовых и материально-технических    источников;     емкость     рынка    для     реализации результатов   программы;  затраты  на  программу  с  учетом  непредвиденных факторов; график выполнения работ по программе;

    б) коммерческой, которая предусматривает анализ маркетинга, источники и условия получения ресурсов, условия выполнения работ по программе и 
реализацию результатов;

    в) экологической, которая   занимает особое место в анализе проекта, так как взаимоотношения между деятельностью человека и окружающей средой 
недостаточно   изучены.   Задачей   экологического   анализа   инновационного 
проекта является установление потенциального ущерба окружающей среде и 
определение мер для смягчения или предотвращения этого эффекта;

Информация о работе Оценка эффективности от внедрения инновационного проекта и выбор альтернативного варианта