Модернизации и инновации: модель развития (теория и российская практика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:06, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы выявление, проблем и перспектив развития инновационной системы в российской экономике. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие "инновация", "модернизация", функции и классификацию инноваций и модернизаций в российской инновационной системе.
Изучить инновационную инфраструктуру и инновационный бизнес в российской инновационной системе.
Рассмотреть проблемы конкурентоспособности Российской экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Модернизации и инновации: понятие, сущность, подходы к анализу……………………..5
1.1 Инновационная модернизация Российской экономики ……………………5
1.2 Конкурентоспособность Российской экономики, как залог ее модернизации……...8
1.3 Направления и механизмы поддержки технологической реконструкции экономики России……11
2 Роль инноваций и новых технологий в развитии экономики России..14
2.1 Перспективные варианты технологического развития экономики России…..14
2.2 Условия перехода к инновационно-технологической стратегии………...17
2.3 Как не опоздать с инновациями в России?...................................................21
3 Перевод экономики России на новый путь развития……………………...25
3.1 Проблемы конкурентоспособности Российской экономики……………...25
3.2 Инновации как эффективное средство повышения конкурентоспособности……………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………...31
Приложение А………………………………………………………………..33
Приложение Б………………………………………………………………..33
Приложение В…………………………………………….………………….34
Приложение Г………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………….

Работа состоит из  1 файл

переделанная.docx

— 241.65 Кб (Скачать документ)

     Процесс модернизации и внедрения инноваций требует значительных финансовых вложений, как со стороны государства, так и со стороны частного сектора. С этой целью необходимы новые механизмы кардинального повышения кредитования внутреннего производства, так как в настоящее время, учитывая низкий уровень рентабельности действующих производств, нехватку амортизационных отчислений, высокотехнологические отрасли промышленности обрекаются на суженное воспроизводство.  Необходимо создание стимулов для высокоэффективных инвестиций (включая налоговые меры, меры амортизационной политики). При разработке системы мер стимулирования научно-технических разработок и развитие системы венчурного финансирования. В частности, следует рассмотреть возможность налоговых мер стимулирования инвестиций в научные разработки. С другой стороны, налоговая реформа должна ставить задачу снизить нагрузку на добросовестных налогоплательщиков, но не общий уровень доходов бюджетной системы. Должны быть исключены наиболее искажающие налоги (такие, как налоги, уплачиваемые с оборота) и неравномерное распределение налоговой нагрузки, приводящее к серьезному искажению условий конкуренции, однако это может (и, по нашему мнению, должно) быть компенсировано отменой налоговых льгот, сокращением уклонения от налогов и уменьшением неплатежей в бюджет по мере достижения целей модернизации.

     При осуществлении инвестиционной политики, направленной на модернизацию, возрастает роль индикативного планирования. В России государство реализовало такое индикативное планирование в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020-2030 гг. Однако данные индикаторы уже утратили свою актуальность в силу того, что они разрабатывались без учета мирового экономического кризиса, разразившегося в конце 2010 г.

     Предложения по переводу экономики России на инновационный путь развития являются предметом широкого обсуждения. Однако, мнения экспертов во многом сходятся: для создания благоприятных условий по модернизации экономики, в первую очередь промышленного производства, необходимо прекратить опережающее повышение тарифов на энергоносители, сформировать механизмы кредитования внутреннего производства, привести уровень финансирования науки и образования в соответствие с мировыми стандартами, освободить производство добавленной стоимости и инвестиции от запредельного налогового бремени,  привести закупочную политику контролируемых государством корпораций в соответствие с задачами развития отечественной промышленности и положить конец лоббированию интересов иностранных конкурентов в высших эшелонах власти. Все вышеперечисленные условия называются основными и если в ближайшей перспективе не произойдут кардинальные изменения в политике государства по указанным направлениям, то российская экономика не сможет выйти на инновационный путь развития. 
Также необходимы меры по защите внутреннего рынка, формированию единого экономического пространства стран СНГ, использованию рубля в международных расчетах, повышению ответственности директоров госкорпораций и эффективности институтов развития, созданию эффективной инновационной системы.[1]

     Таким образом, потенциально Россия имеет хорошие предпосылки для начала осуществления модернизации. Относительно низкий стартовый уровень ВВП при высоком качестве человеческого капитала делают российскую экономику наиболее перспективной среди переходных экономик. Однако для того, чтобы использовать эти предпосылки, необходимо проведение всего комплекса назревших мер по улучшению экономической и политической среды в России.

2.3 Как не опоздать с инновациями в России?

     В наступившем году Минэкономразвития представило проект  Стратегии инновационного развития до 2020 года. Это далеко не первый публикуемый проект модернизации и инновационного развития РФ. Так в 2005 году были приняты Основные направления политики России в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в 2009 году — Стратегия развития науки и инноваций до 2015 года. В рамках реализации этих программ заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок,  а также по формированию развитой инновационной инфраструктуры. Однако, несмотря на все меры по стимуляции инновационного развития, средний уровень достижения запланированных показателей составил около 40 процентов, а по отдельным ключевым показателям получена негативная динамика. Целью новой Стратегии был заявлен перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, в рамках которого доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5 - 10 процентов в 5 - 7 и более секторах, а доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40 - 50 процентов. Приоритетными направлениями инновационного развития в документе названы производство авиакосмической техники, нанотехнологии, композитные материалы, атомная и водородная энергетика, биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных, отдельные направления рационального природопользования и экологии.

     Как планируют авторы Стратегии, переход России на инновационный путь будет проходить в 2 этапа. Первый этап, предполагающий «повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям», рассчитан на 2011-2013 годы. В ходе этого этапа будут сформированы механизмы

частно-государственного партнерства, обеспечивающих взаимодействие государства  и бизнеса в выработке приоритетов  и финансировании НИОКР. Значимую роль в этом процессе будут играть Роснанотех и Внешэкономбанк, а также фонд «Сколково» после начала его реальной деятельности. При этом расходы на фундаментальную науку и образование  должны остаться на текущем уровне. Как отмечается в Стратегии, радикальное  повышение их эффективности будет  достигаться за счет перераспределения  финансирования с неэффективных  направлений на перспективные, вплоть до полного свертывания госрасходов  на неприоритетные прикладные исследования. На первом этапе также должна быть осуществлена полномасштабная интеграция национальной науки в глобальное научное сообщество. Второй этап запланирован на 2014-2020 гг. За это время ожидается повысить долю частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки. Также авторы документа уделили большое внимание проблемам высшего образования. Среди заявленных инициатив в этой области введение стандартизированного экзамена для поступления в магистратуру по примеру GRE subject test, поддержка международной активности студентов и преподавателей, привлечение представителей высокотехнологичного бизнеса к формированию образовательных программ и стимуляция горизонтальной мобильности управленцев от образования и науки. Такой интерес к вузам был проявлен неслучайно. Им отводится важная роль в процессе обучения молодежи – в первую очередь студентов технических и естественнонаучных специальностей - инновационному предпринимательству. Соответствующие модули будут включены в образовательные программы национальных исследовательских университетов. В НИУ должны быть созданы условия для развертывания полного цикла разработок, от выбора тематик исследований до продажи инновационных стартапов. При этом молодым инноваторам помогут «наставники», которых Минэкономразвития рассчитывает привлечь из числа преуспевающих предпринимателей, имеющих опыт реализации инновационных проектов. А для поддержания массового интереса молодежи к научно-технической и инновационной деятельности будет расширяться масштаб программ У.М.Н.И.К. и «Зворыкинский проект». Эти мероприятия министерство запланировало в расчете на то, что инновационное развитие России будет осуществляться по пути, который авторы Стратегии назвали «догоняющим развитием и локальной технологической конкурентоспособностью».[5]

     Центром эффективной инновационной политики в России являются местные инновации, возникающие в десятках частных инновационных инкубаторов или ускорителях по образу и подобию модели Idealab или Y-Сombinator. Принимая во внимание отсутствие развитого среднего класса, хай-тек-предпринимателей, непреодолимую бюрократию и скудость финансирования, эти частные инкубаторы — важнейший источник рождения высокотехнологических стартапов. Инкубаторы могут специализироваться в области биологии, возобновляемых источников энергии, интернета и т.д. Инкубаторы дают финансирование на первые этапы стартапа и на доказательство правильности концепции. Но финансирование — это ещё не решение проблемы. Они собирают предпринимателей и профессионалов из нужных областей, чтобы генерировать инновации. Их советы, управление и творчество превращают изобретение в новые продукты и услуги. В состав инкубаторов входят предприниматели-идеологи, внедренцы (для внедрения видения), администраторы (для построения структуры бизнеса), рыночные эксперты, бизнесмены, юристы и интеграторы, которые всё объединяют. Инкубаторы должны привлекать большое количество иностранных экспертов для передачи опыта и культуры инновации. Поскольку работа частных инкубаторов очень сложна, государство может сделать три шага для улучшения шансов на успех. Во-первых, государство должно их достаточно финансировать. Этим инкубаторам потребуется довольно много специалистов, поэтому они не могут быстро стать прибыльными, а постоянная забота о привлечении дополнительного финансирования отвлечёт их от главной задачи. Во-вторых, надо терпеть риски и неудачи. Среднее количество неудач в Кремниевой долине 10:1. В России количество будет поначалу гораздо выше, но со временем и опытом это соотношение станет более приемлемым. Государство и его программы должны содействовать накоплению опыта и реинтеграции тех, кто участвовал в неудачных стартапах, потому что их мудрость и знания являются ещё более ценными для следующих стартапов. В-третьих, для того чтобы следить за развитием, установлением количественных показателей, накоплением опыта и передачей его другим инкубаторам, должна быть создана многопрофильная некоммерческая организация. Частные инкубаторы не представляют никакой конкуренции венчурным инвесторам, поскольку они создают стартапы, которые со временем станут объектами дальнейшего венчурного инвестировании. Всё равно венчурные инвесторы не занимаются инкубацией и, очевидно, без них потеряли уже немало денег в России.

    Таким образом эффективность таких частных инкубаторов создаст спрос на быстрое прототипирование, производство и расширение их возможностей. Возможная роль «Сколково» может состоять в обеспечении профессиональной координации таких инкубаторов, что значительно увеличит инновационную синергию и передачу опыта. Применение на практике изложенных идей потребует профессионального руководства и опытного управления, поскольку, несмотря на существование передовых методик, использование их в России скорее походит на искусство, чем на науку. Прорывы хай-тек-стартапов не только дадут впечатляющие результаты, но и изменят имидж России, которая установит новые партнёрские отношения с глобальными корпорациями (и связанные с этим потоки инвестиции в экономику в целом). Такой подход может принести именно те плоды, которые лидеры России ожидают от инноваций.

 

Перевод экономики  России на новый путь развития.

 

3.1 Проблемы конкурентоспособности Российской экономики.

     Конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Кардинальное решение проблемы конкурентоспособности неразрывно связаны с судьбой российской экономики, невероятными достижениями на путях к рыночному типу хозяйствования и более глубокой интеграции в систему мирового хозяйства. Несмотря на все усилия правительства Российской Федерации, предпринятые в последние годы по реформе экономики, механизмы здоровой конкуренции до настоящего времени так и не заработали. Для успеха экономической реформы ей необходимо придать четкую антимонопольную направленность. Вместе с тем нельзя не отметить еще одно очень важное обстоятельство: в последние годы Россия теряет международную конкурентоспособность, прежде всего в силу переживаемого экономического кризиса, но также и по другим причинам, носящим ярко выраженный политический характер. Именно государство не может изменить ситуацию в национальной экономике России. В результате не только значительно сократились экспортные возможности, но и снизилась конкурентоспособность российских товаропроизводителей на внутреннем рынке. Товарная конкурентоспособность определяется рядом факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые оказывают влияние на цену и качество изделий. Сравнение издержек на производство промышленной продукции в России и передовых зарубежных странах показывает, что в России они выше, чем в Японии, США, Франции, Германии, Италии и Великобритании. По таким показателям, как объем продаж и число занятых, около двух десятков компаний можно условно (поскольку, как правило, они не ведут производственной деятельности за рубежом) отнести к разряду транснациональных. К ним можно было причислить крупнейшие компании топливно-энергетического комплекса – РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», «ЛУКойл», «Славнефть», «Юкос», «Роснефть», «Сургутнефть» и др. И все же, несмотря на масштабы операций на внутреннем рынке, эти компании значительно уступают западным транснациональным корпорациям по конкурентоспособности.

     Среди промышленных компаний часто выделяют производителей черных и цветных металлов – РАО «Норильский никель». Новолипецкий металлургический комбинат. Магнитогорский металлургический комбинат. Нижнетагильский металлургический комбинат. Однако, хотя их продукция достаточно конкурентоспособная на мировом рынке, сами эти предприятия уступают западным конкурентам. В области высоких технологий наиболее конкурентоспособны российские компании, занятые в аэрокосмическом бизнесе и конверсионных отраслях. К ним относятся РКК «Энергия», Государственный научно-производственный центр им. М.В.Хруничева, НПО «Алмаз», «Вымпел», «Комета» и «Рубин», КБ «Арсенал», АО «Звезда» и «Светлана», холдинговая компания «Ленинец», «Энергомашкорпорация» и др. Мировой опыт показывает, что развитие рыночных отношений само по себе не является достаточным условием  быстрого научно-технического развития. Тем более что спад промышленного производства, расстройство кредитно-финансовой и денежной сферы, высокий уровень инфляции, кризис неплатежей породили в России беспрецедентное падение  инвестиционной активности и соответственно снижение стимулов к инновационной деятельности в большинстве отраслей промышленности.[6]

    Возродить экономическую мощь России нельзя без интеграции в мировую экономику, но этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья. В условиях глобализации мировой рыночной экономики, основу которой образуют инновации, интеллектуальный потенциал общества становится тем основным ресурсом национальной экономики, который, при разумном определении страной своего места в общемировой системе распределения труда, сможет гармонично обеспечить не только международные инновационные процессы, но и содействовать развитию научно-технического прогресса своей страны. Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должны стать сохранение и развитие научно-технического потенциала. Основой для этого процесса служит пока еще уцелевший высокий интеллектуальный потенциал российского народа. Добиться повышения конкурентоспособности нельзя без кардинального  изменения всей экономической системы управления на уровне отдельного предприятия, отрасли, региона, всего национального хозяйства. Для этого необходима политическая воля к возрождению государства и последовательно проведение социально-экономических преобразований,  которые приведут, в конечном счете, к формированию современной высокоэффективной социально-ориентированной рыночной экономики, обеспечат всесторонний рост духовного и материального богатства российского народа.

     Для достижения мировой конкурентоспособности национальной экономики России необходимы: концентрация политических и материальных ресурсов на перспективных направлениях, превышающих мировой уровень; создание цепочки отраслевых взаимосвязей и соответствующих организационных структур; проведение системы мер административного и рыночного характера, ориентирующих фирмы ведущих отраслевых кластеров на формирование стратегий развития в русле общенациональной программы; достижение мультипликативного эффекта в узловых точках роста, расширение конкурентоспособности сегмента рынка.

 

 

3.2   Инновации, как эффективное средство повышения конкурентоспособности.

 

     В настоящее время все развитые страны рассматривают возможности инновационного пути развития за счет мировых научных достижений, полученных в течение многих столетий. Ограниченные ресурсы, направляемые на инновации, требуют сосредоточения только на некоторых направлениях развития из большого числа возможностей. Поэтому формирование приоритетов национального научно-технического развития входит в политику всех этих стран. При выборе приоритетов государственным органам следует ориентироваться на вид инноваций, а именно либо на базисные, либо на улучшающие инновации.   

Информация о работе Модернизации и инновации: модель развития (теория и российская практика)