Модернизации и инновации: модель развития (теория и российская практика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:06, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы выявление, проблем и перспектив развития инновационной системы в российской экономике. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие "инновация", "модернизация", функции и классификацию инноваций и модернизаций в российской инновационной системе.
Изучить инновационную инфраструктуру и инновационный бизнес в российской инновационной системе.
Рассмотреть проблемы конкурентоспособности Российской экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Модернизации и инновации: понятие, сущность, подходы к анализу……………………..5
1.1 Инновационная модернизация Российской экономики ……………………5
1.2 Конкурентоспособность Российской экономики, как залог ее модернизации……...8
1.3 Направления и механизмы поддержки технологической реконструкции экономики России……11
2 Роль инноваций и новых технологий в развитии экономики России..14
2.1 Перспективные варианты технологического развития экономики России…..14
2.2 Условия перехода к инновационно-технологической стратегии………...17
2.3 Как не опоздать с инновациями в России?...................................................21
3 Перевод экономики России на новый путь развития……………………...25
3.1 Проблемы конкурентоспособности Российской экономики……………...25
3.2 Инновации как эффективное средство повышения конкурентоспособности……………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………...31
Приложение А………………………………………………………………..33
Приложение Б………………………………………………………………..33
Приложение В…………………………………………….………………….34
Приложение Г………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………….

Работа состоит из  1 файл

переделанная.docx

— 241.65 Кб (Скачать документ)

    Итак, конкурентоспособность национальной экономики и грамотная внешняя политика — необходимость для всех и каждого, кто причастен к экономической деятельности. Модернизация экономики является неоспоримым условием свободного выхода российских предприятий на мировой рынок и будет способствовать укреплению позиций России в мире.

1.3 Направления и механизмы поддержки технологической  реконструкции экономики России

     К главным системным условиям последующего освоения технологий, входящих в национальную технологическую базу, а также сопряжения национальной инновационной системы и экономики относятся объективные оценки потенциала экономического развития на основе реформирования технологической структуры экономики России и ориентация инноваций и науки на перспективы технологического развития. Для перехода к инновационной экономике от сложившегося в России порядка «обслуживания» наукой экономики, общества и оборонного комплекса, согласно которому наука рассматривается как «нагрузка» на развивающуюся экстенсивным путем экономику, необходимо:

  • преодоление невосприимчивости экономикой инноваций и новых технологий;
  • отказ от финансирования науки по «остаточному принципу» и переход к стабильному финансированию науки на уровне не ниже 4% затратной части ВВП;
  • восстановление на новой экономической, организационной и технологической основе прикладного, инновационного сектора науки, практически утраченного после распада отраслевой науки;

Наиболее перспективная  ресурсно-инновационная стратегия  предполагает активное наращивание объемов, прежде всего, перерабатывающих отраслей, что в свою очередь должно привести к росту объемов обрабатывающих отраслей, а затем к росту производства конечной продукции и производственной инфраструктуры.[4]

     При анализе причин малых объемов производства комплекса перерабатывающих отраслей установлено, что главными среди них являются: отсутствие современных отечественных технологий глубокой переработки ресурсов; высокие риски удержания объемов производства на завершающих переделах, обусловленные: несовершенством технологий и организации производства, отсталостью производственно-транспортной инфраструктуры, неисполнением договорных обязательств, давлением криминальных структур, недостатком квалифицированных кадров. В России восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается низкой, в 2009 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4 % от общего числа предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (69,7%), Ирландии (56.7%), Бельгии (59,6%), Эстонии (55,1%), Чехии (36,6%). Мала доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий (11,8%). Низка не только доля инновационно-активных предприятий, но и интенсивность затрат на технологические инновации, составляющая в России 1,9% (аналогичный показатель в Швеции 5,5%, в Германии – 4,7%).

    Перечисленные причины вполне преодолимы. Так, недостаток современных технологий может быть восполнен их импортом и консолидированным заказом на разработку и создание отечественных технологий близким по профилю деятельности компаниям. Риски удержания «длинных» технологических цепочек могут быть существенно снижены при целенаправленной и последовательной промышленной политике государства путем формирования современной транспортной инфраструктуры, подготовки квалифицированных кадров и др. Также необходимо коренным образом изменить налоговую политику в направлении содействия «удержанию» в экономически обоснованных пределах первичных ресурсов национальной экономикой. Мировой и отечественный опыт свидетельствует о невозможности эволюционного, без поддержки государства перехода к прогрессивной технологической структуре экономики. Правительство должно быть готово к принятию экономических мер, содействующих освоению и рентабельному использованию новых технологий. Также должны быть разработаны и приняты механизмы льготного кредитования и финансирования при участии государства новых производств на базе новейших конкурентоспособных технологий. [Приложение Г]. Мировая практика успешного технологического развития свидетельствует о том, что оно становится достижимым сегодня преимущественно в странах, развитие которых базируется на принципах общественной солидарности, главенства закона, равенства перед ним всех субъектов экономической, политической и других сфер жизни, их ответственности перед обществом. Без соблюдения этих принципов невозможно (формировать) управлять чрезвычайно усложнившимися процессами технологических преобразований, лежащими в основе всего общественного развития. К важнейшим организационно-экономическим условиям содействия переходу к инновационной экономике в России, уже существующим в развитых странах, относятся налоговые льготы, льготные кредиты, отмена таможенных ограничений, введение таможенных льгот и др. В России на начало XXI в. сложилась крайне жесткая система налогообложения, в которой льготы для НИОКР практически отсутствуют (кроме не начисления НДС для бюджетных средств и 1,5% отраслевых фондов, формируемых за счет себестоимости). Предприятия отказываются от НИОКР, ссылаясь на их дороговизну и невозможность оплаты за счет себестоимости.

     Таким образом, при решении этих задач общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста через повышение производительности всех факторов производства во всех секторах экономики, расширение рынков и повышение конкурентоспособности продукции, через создание новых отраслей, наращивание инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления и т.д. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в человеческий капитал (прежде всего, в образование и фундаментальную науку), в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.

 

Роль инновации  и новых технологий в развитии

экономики России

    1. Перспективные варианты технологического развития экономики России

     Определяющим сектором национальной экономики в значительной степени является промышленность. Анализ состояния российской промышленности показывает, что в настоящее время основными проблемами ее развития являются неустойчивость, замедление темпов роста в предыдущие годы, снижение важнейших показателей эффективности производства, медленное улучшение структуры промышленного производства и экспорта, достаточно высокий физический и моральный износ основных производственных фондов, высокий уровень затрат ресурсов. Основным же фактором, сдерживающим рост промышленного производства и позитивные структурные сдвиги, является низкая конкурентоспособность отечественной продукции. Это обусловлено, в первую очередь, невысокой инвестиционной и инновационной активностью в промышленности. Решение этих задач требует проведения промышленной политики, направленной на активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, модернизацию оборудования, внедрение новых и новейших технологий, повышение эффективности производства и конкурентоспособности российской промышленности на основе перехода на инновационный путь развития.[13]

     Качественный экономический рост, помимо доминанты высокотехнологичной промышленности, включает и фактор модернизации общества, что предполагает создание условий для свободы предпринимательства, добросовестной конкуренции, создания индустрии инноваций, развития и симбиоза человеческого и социального капиталов, а также политическая модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы как неотъемлемой составной части общего системного перехода. В этой связи в экономике неизмеримо возрастает роль модернизационных процессов с целью улучшения качественного потенциала национальной экономики.   Эксперты газеты «Известия» утверждают, что, поскольку российская промышленность устарела и изношена, сегодня преждевременно   заниматься   инновациями.   По словам Б. Титова, заявление о переходе к инновационной экономике - не более чем идеологический лозунг, «потому что сегодня у нас доиндустриальная экономика, думать надо сейчас не более чем о модернизации. Нужно делать то, что делают Китай и Индия, - покупать (или воровать) технологии за рубежом и внедрять их у себя». Другой эксперт Н. Иванова пишет: «Мы замахиваемся сейчас на "нанотехнологии", но если сегодня не будет создана технологическая база, на основе которой можно делать то, что завтра разработают наши ученые, то послезавтра это все перекупят западные или китайские компании». В авторитетных научных журналах в последнее время появилось немало статей о необходимости «деиндустриализации» и модернизации экономики и социальной сферы как неизбежных предварительных этапов, предшествующих переходу к инновационному развитию. И это в целом справедливо для преобладающего большинства стран.

    Однако Россия, как свидетельствует история ее развития в XX в., в этом отношении представляет исключение. При значительном отставании экономики и социума СССР от промышленно развитых стран, страна смогла опередить их в развитии авиации дальнего следования, атомной энергетики, ракетостроения, освоении космического пространства. Необходимое условие модернизации, инновационного развития экономики и социума России — стремление населения страны к переменам. Редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков полагает, что главным препятствием реализации замыслов президента Д.А. Медведева по переходу России к инновационному развитию могут стать консерватизм и инерция общества. Как показали социологические опросы населения США в 2008 г., 70% американцев желали перемен, что обеспечило избрание президентом страны Барака Обамы. В тот же период президентская и думская избирательные кампании в России проводились под лозунгом «сохранения преемственности», что определило результаты выборов. Поэтому ситуация для модернизации и инноваций в России представляется на первый взгляд крайне неблагоприятной (Ремчуков, 2010).

     В настоящее время инновационная деятельность провозглашена в качестве приоритетного направления государственной экономической политики Российской Федерации, ведется достаточно активная работа по созданию различных институтов в ее поддержку. Вместе с тем, техническое перевооружение большинства отраслей экономики осуществляется крайне медленно, а новая продукция на территорию страны приходит в подавляющем объеме из-за рубежа. Перспективы достижения стратегических целей выхода из кризиса и повышения конкурентоспособности российской экономики, значительного увеличения доли российских компаний на высокотехнологичных рынках во многом определяются эффективностью функционирования инновационных систем, в частности, системы распространения инноваций. В связи с этим возникает проблема четкости при разработке стратегий инновационного развития и продвижения инноваций на различных уровнях.

     Итак, переход к устойчивому росту отечественной экономики возможен лишь при условии создания полноценной национальной инновационной системы, все составные части которой - наука, инновации и новые технологии - согласованы между собой, а результаты ее деятельности защищены на законодательном уровне и создают устойчивые конкурентные преимущества отечественным продуктам и услугам на внутреннем и внешних рынках.

 

 

 

2.2 Условия перехода к инновационно-технологической стратегии.

     Процесс модернизации экономики включает институциональную модернизацию, структурную модернизацию, технологическую модернизацию и социально-экономическую модернизацию. Для России важны все данные составляющие модернизации, но наиболее актуальной задачей является структурная модернизация, то есть переориентация с экстенсивной сырьевой экспортно-ориентированной модели экономического развития на модель экономического развития, опирающегося на производство продукции, с высоким уровнем, добавленной стоимости.

     Для обеспечения нормального и стабильного роста Российской экономики необходима качественная и органическая модернизация российской промышленности, она невозможна, без сознательного проведения определенной политики совместными усилиями государства и частного капитала, сложившегося за последнее десятилетие в России как экономическая сила и, по потенциалу как минимум не уступающая госсектору. В силу запредельной изношенности основных фондов, старения высококвалифицированных кадров, глубокого падения производства высокотехнологических товаров и нарастающей переориентации экономики на импортную технологическую базу, меры по переводу экономики на инновационный путь развития нужно предпринимать немедленно. Пока сохраняющийся научно-производственный потенциал еще позволяет реализовать заявленную президентом стратегию инновационного развития. Для реализации указанных мер экономической политики требуется предпринять серьезные усилия по преодолению сопротивления влиятельных сил, заинтересованных в энергосырьевом сценарии развития. Для продвижения инноваций в российской экономике, государству необходимо решить стратегические задачи по ликвидации региональных диспропорций развития страны, а именно, жизненно необходимы:

        • реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;
        • преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных  сельскохозяйственных земельных угодий;
        • стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, горных районах);
        • продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;
        • стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технопарков как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса;
        • переспециализация новых приграничных регионов;
        • развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;
        • преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.

Информация о работе Модернизации и инновации: модель развития (теория и российская практика)