Азиатская модель модернизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 13:13, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является характеристика азиатской модели модернизации. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

определить понятие и сущность модели модернизации;
выявить особенности выбора модели развития в странах Азии;
проанализировать опыт модернизации экономик стран Азии.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и сущность модели модернизации 5
2 Азиатский регионализм и особенности выбора модели развития в странах Азии 9
3 Анализ опыта модернизации экономик стран Азии 13
Заключение 18
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Азиатская модель модернизации.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

 

           Содержание

 
Введение 3
1  Понятие  и сущность модели модернизации 5
2  Азиатский  регионализм и особенности выбора  модели развития в странах  Азии  9
3  Анализ  опыта модернизации экономик  стран Азии 13
Заключение 18
Библиографический список 19

        
          Введение
 

      Анализ  различных аспектов проведения социально-экономических  реформ в Азии в 90-е годы, прежде всего  в Китае, находится в центре внимания ученых многих стран. Изучению зарубежного (в том числе азиатского) опыта  проведения экономических преобразований в пореформенной России уделяется также большое внимание. Регулярно появляются публикации подготовленные на материалах, в основном, страноведческих исследований.

      Тем не менее, ощущается дефицит сопоставительных работ, посвященным выявлению факторов, обеспечивающих достижение результативности осуществляемых экономических реформ.

      Временной горизонт исследования настоящего реферата - начиная с конца 40-х, начала 50-х  годов до второй половины 90-х годов. Тем самым возникает возможность  изучить изменения характера преобразований в государствах Азии.

      Для выявления основных предпосылок, условий  проведения и реализации экономических  реформ в странах Азии целесообразно  исследовать: - основные принципы выбора стратегии экономического развития, основных параметров, механизмов и этапов социально экономических трансформаций; - роль государства в восточноазиатской экономике в период проведения реформ; - ключевые элементы финансово-экономической политики, задающих направление и обеспечивающих реализацию курса на модернизацию социально-экономических структур; - аграрные преобразования в странах региона, особенности проведения земельных реформ, политика по защите отечественных производителей, факторы интенсификации сельскохозяйственного производства, смежных с сельским хозяйством отраслей; - внешнеэкономические аспекты реформирования хозяйственных комплексов стран Азии, роль иностранного капитала в этом процессе.

      Целью данной работы является характеристика азиатской модели модернизации. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • определить понятие и сущность модели модернизации;
  • выявить особенности выбора модели развития в странах Азии;
  • проанализировать опыт модернизации экономик стран Азии.

      При написании работы применялись монографический  и аналитический методы исследования. Информационной базой для работы стали учебная литература по исследуемой тематике, а также периодические источники, приведенные в библиографическом списке. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       1  Понятие и сущность модели  модернизации 

      Модернизация - (от франц. moderne - новейший, современный). Первые версии модернизма базировались на представлениях эволюционизма XIX в. (Г. Спенсер, Э. Тэйлор, Л. Морган) об однолинейности исторического развития и универсальности моделей общества для всего человечества.

      Согласно  классической модернизационной теории (У. Ростоу, К. Керр, С. Хантингтон), модернизация представляет собой переход из традиционного  общества в современное. При этом происходящие изменения связаны  не только с социокультурной трансформацией социума; они касаются экономики, политики, демографии, психологии и т.д.

      Переход от традиционализма к современности  осмысливается как индивидуализация (базовой социальной единицей во все  большей степени становится индивид, а не группа); дифференциация (передача отдельных функций, ранее принадлежавших "семье", специализированным институтам социальным) и формализация (подход к социальным институтам как действующим на основе абстрактных и универсальных законов и правил, предполагающих доминирующую позицию науки и экспертов). Чем глубже изменения традиционного общества по этим параметрам, тем более оно обретает способность использовать инновации, не разрушаясь [5, с.298].

      Анализ  модернизационных процессов в социально-философском  аспекте выводит на определение  ключевых понятий "традиционное общество" и "современное общество", используемых нами в работе. Причем следует помнить, что эти понятия остаются дискуссионными в современной науке.

      Среди множества особенностей, характеризующих  традиционное общество, на наш взгляд, главным является доминирование традиций над инновацией. В современном обществе наблюдается доминирование инноваций. В целом в имеющихся концепциях модернизации заметна тенденция противопоставления традиционного общества современному. Поэтому переход к нему - модернизация - представляется в них достаточно сложным противоречивым процессом.

      Дело  в том, что природа традиций противоречива, что порождает крайности в  ее оценке. Традиция (от лат. traditio - передача, предание) - способ бытия и воспроизводства  элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох. Философский статус термина "традиция" определяется тем, что он включает в себя весь комплекс обладающих какой-либо ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения, характеризуя связь настоящего с прошлым, точнее, степень зависимости современного поколения от прошлого или приверженности к нему [8, с.87].

      Понимая правомерность противопоставления традиции инновациям и современности, мы рассматриваем ее в контексте более общего понятия "развитие". Сами традиции не статичны, они динамичны. С точки зрения диалектической концепции традиция становится участником процесса развития, или как принято говорить, диалога "нового" со "старым". Сохранение традиций возможно не в чистом виде, а в "снятой" форме. "Сохранить - это значит видоизменить. Это общий закон как органического, так и социокультурного мира" [9, с.40].

      Характеризуя  традицию, отметим, что мы придерживаемся в основном точки зрения российских авторов, для которых традиция - феномен принципиально динамичный и саморазвивающийся [4, с.178]. Традиции в современном обществе приобретают новое содержание. Мы далеки от воскрешения прошлого в виде традиций, однако нами делается попытка реализовать ценности конкретных традиций, понять смысл "прошлого опыта в новых условиях".

      Что касается противоречия "традиция - инновация", то следует сказать, что оно проявляет  свою действительную силу тогда, когда  традиция готова к обновлению и становится источником развития, а у инновации нет другого способа утвердить себя и выжить иначе, как доказав свою органичность и укорененность в культуре [6, с.77].

      Традиция, обновляясь, становится источником развития. Инновация может утвердить себя через культуру. Это определяет место, роль и силу традиции в модернизирующемся обществе, а в полиэтничном обществе - этнокультурных традиций (ценностей). Считаем уместным вспомнить точку зрения одного из лидеров современной прикладной социологии Р. Инглегарта. Оперируя терминами модернизации и постмодернизации, он обращает внимание на взаимосвязь и взаимодействие экономического и культурного факторов в развитии общества; делает вывод, что определенные культурные ценности оказывают существенное воздействие на экономический рост [3, с.161].

      Возвращаясь к анализу модернизационной теории, отметим вслед за Ю. Хабермасом, что "Модерн - незавершенный проект" (к нему присоединяются Э.Гидденс, С. Лэш, У. Бек, В. Федотова и др.). Далее  следует сказать, что классическая теория модернизации основана на универсализации модернизационного опыта Запада [4, с.180].

      По  словам специалистов, классическая теория модернизации, адекватно описавшая  модернизационный опыт Запада и способствовавшая модернизации ряда незападных стран, осталась незавершенной. Она оказалась плохо применимой к Юго-Восточной Азии, к развитию новых индустриальных стран в этом регионе, не сумела обеспечить модернизацию стран третьего мира и оставила вне зоны интереса страны четвертого мира. Попытка ее применения к посткоммунистическим странам осталась риторической, показав в очередной раз, что время классической модернизации и присущей ей стратегии догоняющего развития как универсальной тенденции истекло [7, с.4].

      Известно, что классическая теория модернизации сегодня подвергается серьезной критике по ряду позиций. В.Г. Федотова выделяет в качестве основного недостатка невозможность совпадения идеального типа с результатом применения теории. "Строго говоря, М. Вебером было доказано, что капитализма западного типа построить нельзя без его духовных предпосылок. На его уникальность указывал С.Хантингтон и другие исследователи. Модернизационная теория не утверждала обратное, она указывала на жесткие условия приближения, считая последнее в той или иной мере возможным. Вина за неудачи применения этой теории лежит на радикальных либералах, которые были уверены в обратном: теорию можно в чистом виде воплотить в реальность, причем не считаясь с ценой" [7, с.7-8].

      Неэффективность модернизации на основе модели догоняющей модернизации привела к появлению новых неклассических теорий модернизации. Среди них В. Федотова выделяет шесть типов [7, с.28]. Постмодернизационная теория развития (постмодерн, постсовременность - от лат. post - после и modernus - современный). Постмодернизацией называют переход традиционного или современного общества в постсовременное. Постсовременное общество строится путем объединения черт двух первых: традиции и инновации, светского характера социальной жизни и признания религиозности в культуре, цикличности и поступательности в развитии, авторитаризма и демократии, коллективизма и индивидуализма, индустриализации и ограничения пределов роста, предзаданного и приобретенного статуса, ценностной и целевой рациональности, локальности и универсальности (глобальности) и т.д.

      Примером  подобного общества обычно называли Японию (данную теорию называют еще  модернизацией на основе собственной  идентичности). Эту теорию считают  непопулярной, она вытеснена новыми теориями модернизации. Транзитология  требует достижения только двух параметров модернизации: демократизации и рыночных отношений. Ее выполнение также зависит от культурных предпосылок, как и осуществление классической модернизации [8, с.24]. Концепция устойчивого развития, которая считает, что перед опасностью всемирной катастрофы страны должны признать успешным только то развитие, которое считается с необходимостью устойчивости, уменьшения экологических и прочих рисков. Теория макдональдизации (имеются в виду экономическая эффективность, калькулируемость процесса и результата, предсказуемость последствий определенных действий и технологически оснащенный контроль за поведением). Макдональдизация как упрощенная модернизация апробирована в сети ресторанов "Макдональдс", но она не может осуществляться в образовании, медицине, в социальной сфере. Национальные модели модернизации утверждают, что догоняющая модель модернизации сегодня не работает из-за изменений самого Запада (Э.Гидденс).

      Азиатские модели модернизации, например Южной  Кореи, отвечают двум предыдущим моделям. В. Федотова считает, что России ближе этот корейский путь из-за слабости гражданского общества, несовершенства демократии, рынка и либеральной идеологии.  
 

      2  Азиатский регионализм и особенности  выбора модели развития в странах  Азии 

      В современном мире существует несколько типов экономических моделей. Каждая модель отражает экономические потребности конкретной страны либо региона и исходит из существующих экономических реалий.

      Даже  на уровне общих по многим чертам стран  нет абсолютно схожих моделей экономического развития. Главное отличие между ними - отношения собственности и степень регулируемости экономики со стороны государства. Немаловажное значение имеют также разность социо - культурных отношений, а также место и роль основных агентов хозяйственной деятельности в экономической жизни страны и в обществе.

      Модели  экономического развития подобно мировым  хозяйственным связям, тесно переплетены. Базовой моделью для современных  экономических отношений можно  считать модель Европы. Она стала  основой для выработки моделей для других стран и регионов. В Европе, в течение продолжительного времени, благодаря вначале военной мощи и колониальной политике, а потом стабильности и более конкурентоспособной продукции, произошла концентрация основного мирового капитала, в том числе, и частного.

Информация о работе Азиатская модель модернизации