Менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:49, реферат

Описание

Целью курсовой работы является разработка теоретических положений и методических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью сельскохозяйственного предприятия, как стратегической составляющей обеспечения его эффективного функционирования и развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы организации инновационной деятельности на предприятии…………………………………………………………6
Содержание понятия «инновация». Инновационная стратегия предприятия………………………………………………………….6
1.2 Задачи,функции и методы управления инновациями……………….9
1.3 Роль и место планирования в управлении предприятием…………….14
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия……17
Краткая характеристика предприятия ООО “Проспект"…………………17
Специализация сельскохозяйственного предприятия ООО “Проспект”..20
Сущность рентабельности сельскохозяйственного предприятия……….20
Глава 3.Управление по внедрению инновации на предприятие…………….26
3.1. Оценка сильных и слабых сторон предприятия………………………….26
3.2 Внедрение инноваций на предприятии……………………………………30
Заключение…………………………………………………………………….34
Список использованной литературы………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

курсовая по инновационномк.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение………………………………………………………………3

Глава 1.Теоретические основы организации  инновационной деятельности на предприятии…………………………………………………………6

    1. Содержание понятия «инновация». Инновационная стратегия предприятия………………………………………………………….6

1.2 Задачи,функции и методы управления инновациями……………….9

1.3 Роль и место планирования в управлении предприятием…………….14

Глава 2. Организационно-экономическая  характеристика предприятия……17

    1. Краткая характеристика предприятия ООО “Проспект"…………………17
    2. Специализация сельскохозяйственного предприятия ООО “Проспект”..20
    3. Сущность рентабельности сельскохозяйственного предприятия……….20

Глава 3.Управление по внедрению инновации на предприятие…………….26

3.1. Оценка сильных и слабых сторон предприятия………………………….26

3.2 Внедрение инноваций на предприятии……………………………………30

 Заключение…………………………………………………………………….34

Список использованной литературы………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:  

Приоритетными стратегическими целями большинства стран мира являются: обеспечение долговременного экономического роста, повышение эффективности производства, сокращение безработицы, стабильность цен и высокие доходы населения. В условиях глобализации эти цели могут быть достигнуты только от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания, управления во всех сферах хозяйственной деятельности.

Несмотря на сохраняющийся значительный инновационный потенциал России, его направленность на реализацию новаций в сельскохозяйственном производстве оказалась недостаточной для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Сдерживающее влияние на развитие инновационной деятельности в сельскохозяйственной  отрасли оказывают присущие всей российской экономике проблемы: незавершенность экономических преобразований, отсутствие четкой направленности в финансово-кредитной политике и эффективных механизмов капитализации сбережений, дефицит источников финансирования инноваций.

Поэтому на современном этапе развития экономики России предъявляются  высокие требования к формированию механизма стимулирования инновационной деятельности и обеспечения эффективности производства на сельскохозяйственных предприятиях. На разных этапах развития сельскохозяйственных предприятий концепция необходимости стимулирования инноваций формировалась как с позиций развития и уточнения результатов проведенных эмпирических исследований факторов повышения их инновационной активности, так и с позиций конкретизации выбора различных подходов к проведению государственной инновационной политики в АПК.

По аналогии с принципами функционирования сложных систем существует следующая  закономерность внедрения инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требований к научному обоснованию  организации управления инновационной  деятельностью. Выбор рациональной системы стимулирования инновационной активности имеет важнейшее социально-экономическое значение для каждого сельскохозяйственного предприятия. Различные виды стимулов создают материальную основу инновационного развития и эффективного управления инновационной деятельностью на всех уровнях хозяйствования.

Необходим дальнейший поиск научно-методических подходов, обеспечивающих формирование и совершенствование организационно-экономического механизма управления инновационной  деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Следовательно, теоретико-методические и практические разработки по совершенствованию  механизма управления инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий являются актуальными в настоящее время, что и определило выбор темы исследования.

В существующей экономической литературе не в полной мере проработаны вопросы, связанные с организацией управления инновационной деятельности на уровне сельскохозяйственных предприятий, в том числе и в аспекте инструментов, используемых на стадии принятия управленческих решений.

Целью курсовой работы является разработка теоретических положений и методических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью сельскохозяйственного предприятия, как стратегической составляющей обеспечения его эффективного функционирования и развития.

В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:

- анализ особенностей и тенденций  развития инновационных процессов в сельском хозяйстве на современном этапе развития научно-технического прогресса;

- исследование проблем управления  инновационной деятельностью  сельскохозяйственных предприятий;

- разработка методических положений  по совершенствованию инструментальной  базы управления инновационной деятельностью сельскохозяйственных предприятий;

- уточнение критериев и показателей  оценки эффективности управляющего воздействия на инновационную активность работников сельскохозяйственного предприятия.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов управления инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий в условиях конкуренции.

Объектом исследования выступает сельскохозяйственное предприятие Балаковского района ООО “Проспект”.

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретико-методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию форм и инструментов механизма управления инновационной деятельности сельскохозяйственного предприятия, способствующих сокращению сроков внедрения научно-технической продукции и обеспечению конкурентных преимуществ на рынке сельскохозяйственной продукции.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается  в возможности использования  полученных результатов в качестве теоретической и методической основы совершенствования действующего организационно-экономического механизма управления инновационной деятельности сельскохозяйственного предприятия, обеспечения восприимчивости работников к инновационным преобразованиям и сокращения сроков внедрения новаций в производство.

 

Глава 1.Теоретические основы организации инновационной деятельности на предприятии.

1.1 Содержание понятия «инновация».  Инновационная стратегия предприятия

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне организации. Целью менеджмента является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации: разработка и внедрение новой продукции и технологии (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Главное внимание в инновационном  менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии организации, так как определяет остальные направления ее развития.

Инновационный менеджмент - это особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение высоких экономических, социальных и экологических результатов путем использования инноваций в производственно-коммерческой деятельности.

В мировой экономическом литературе понятие «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся, в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса (НТП).

Термин «инновация» стал активно  использоваться в переходной экономике  России как самостоятельно, так и  для обозначения ряда родственных  понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п. 

Методология системного описания инноваций  в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах (Руководство  Фраскати). В соответствии с этими  стандартами, инновация - это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация является следствием инновационной деятельности.

Анализ различных определений  приводит к выводу, что специфическое  содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной  деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

  1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
  2. Внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. Использование нового сырья;
  4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  5. Появление новых рынков сбыта.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются  такими критериями, как жизненный  цикл изделия и экономическая  эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Таким образом, научно-технические  разработки и нововведения выступают  как промежуточный результат  научно-производственного цикла  и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Инновацию-результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Научно-технические инновации должны обладать новизной, удовлетворять рыночному  спросу и приносить прибыль производителю.

Создание нововведений происходит в ходе деятельности, которая может быть названа инновационной. Условно совокупность процессов инновационной деятельности в разных отраслях может быть названа инновационной сферой.

Инновационная сфера не является единой организационной системой, ее составляющие присутствуют как в производственном, так и в непроизводственном секторах экономики. В состав инновационной сферы входят подразделения, разрабатывающие и внедряющие инновации на предприятиях, в организациях и учреждениях, самостоятельные научно-технические организации, ВУЗы, система образования, отдельные ученые и изобретатели.

Стратегия развития инновационной  сферы как часть социально-экономической  стратегии может быть определена как инновационная стратегия.

Инновационная стратегия - система  концептуальных установок, вытекающих из долгосрочных целей, определяющих характер распределения ресурсов между траекториями инновационного развития системы, а также их перераспределения при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования.

1.2.Задачи,функции и методы управления инновациями.

Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику  управления. Стратегия определяет общее  направление и способ использования  средств для достижения поставленной цели. После достижения поставленной цели стратегия как направление  и средство достижения цели прекращает свое существование. Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации. Инновационный менеджмент можно рассматривать как систему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления).

Таблица 1 - Задачи и инструментарий стратегического инновационного менеджмента.

Задачи

Инструменты

Определение сравнительных преимуществ  компании и превращение их в конкурентные

обучение высшего руководства компаний

Мониторинг базовых технологий и спектра их развития.

мониторинг и аутсорсинг технологий

Определение приоритетов стратегического  развития компании и роли в этом отдельных проектов НИОКР.

обучение высшего руководства  компаний

Создание устойчивого конкурентного  преимущества компании на основе полученных знаний и проводимых НИОКР.

- современные методы планирования  и прогнозирования;

мониторинг и аутсорсинг технологий

Обеспечение воспроизводства качественных человеческих ресурсов в сфере менеджмента НИОКР.

обучение персонала

Получение, использование, правовая защита и эффективное управление знаниями.

мониторинг и аутсорсинг технологий

Управление потоком проектов НИОКР.

современные эвристические алгоритмы  и методы отбора проектов,

Управление общими и специфическими (инновационно ориентированными) видами ресурсов.

современные методы планирования и  прогнозирования

Управление непосредственным процессом  осуществления НИОКР.

современные эвристические алгоритмы  и методы организации, глобального управления НИОКР и т.д.;

Информация о работе Менеджмент