Инвестиции в человеческий капиталл в РФ и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:16, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой работы – исследование теоретических знаний и практического опыта в области инвестиций в человеческий капитал и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса инвестирования в человеческий капитал в российских компаниях.
В связи с этим возникла необходимость решения ряда задач:
изучение сущности, видов инвестиций в человеческий капитал;
рассмотрение основных подходов к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал;
исследование передового отечественного и зарубежного опыта инвестиций в человеческий капитал.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава I Теоретические аспекты инвестиций в человеческий капитал . . . . . . . . . . .
1.1 Сущность инвестиций, человеческий капитал как объект инвестирования . . . . . . . .
1.2 Особенности инвестиций в человеческий капитал на макро- и микроуровне. . . . . . .
1.3 Основные подходы к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал
Глава II Инвестиции в человеческий капитал: отечественный и зарубежный опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Инвестиции в человеческий капитал в зарубежных странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Инвестиции в человеческий капитал в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава III Совершенствование инвестирования в человеческий капитал в России.
3.1 Повышение эффективности инвестиций в человеческий капитал. . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2 Совершенствование оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 389.00 Кб (Скачать документ)

     Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас  знаний человека, и тем самым увеличивают  объем и качество человеческого  капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

     Наряду  с образованием наиболее важными  являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлению трудоспособной жизни человека, а, следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека, организации, общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

      Структура человеческого капитала любого работника наряду со способностью к работе предполагает и наличие желания к работе. В связи с этим как компонент инвестиций в человеческий капитал необходимо рассматривать и затраты, связанные с мотивацией работника к повышению качества своего труда.

      Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т.е. туда, где цена за услуги человеческого капитала выше.

     К инвестициям в человеческий капитал  сегодня актуально относить и  расходы на фундаментальные научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей, которые выступают носителями новых способностей и потребностей.

     Сфера культуры относится к не ярко выраженным приоритетам в инвестициях в  человеческий капитал. Однако культура также накладывает свой отпечаток на процесс воспроизводства человеческого капитала, затрагивая его психологическую составляющую. В культуре концентрируется опыт поколений, сохраняются знания, умения, навыки, формируются и получают свое развитие встроенные регуляторы отношений между людьми и структуры приложения трудовых усилий.

      Таким образом, инвестиции лишь создают основу для производства человеческого капитала в системе образования, здравоохранения, повышения квалификации, экономической мотивации, географической мобильности и т.д. [7]. Их содержание – не просто вложение средств, а еще и реальная, осознанная и целенаправленная деятельность инвестора. Поэтому не всякие инвестиции в человека могут быть названы вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Особенности инвестиций в человеческий капитал на макро- и микроуровне

     Субъектами  вложений в человеческий капитал может выступать государство, негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

     В настоящее время роль государства в этой области достаточно велика. Государство прибегает как к принудительным, так и побудительным мерам в этой области. К принудительным относятся обязательное для всех образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия и др. Однако главными мерами являются побудительные.

     Государство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека, предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает, а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала [1].

      В проблеме регулирования инвестиционного  процесса ключевым является вопрос определения доли бюджетного финансирования в общем объеме инвестиций. Именно государственные инвестиции в структуре бюджета во многом влияют на его исполнение и уровень дефицита.

     В чем же заключаются экономические выгоды общества от инвестиций, например, в образование, т.е. от роста образовательного уровня граждан [22]?

  1. В росте ВВП и производительности труда. Зарубежные исследователи подсчитали, что рост продолжительности образования в стране на 1 год ведет к росту ВП на 5-15%.
  2. В повышении конкурентоспособности национальной экономики, определяющей перспективы развития страны. Сами знания быстро устаревают, но более образованные и квалифицированные люди способны быстрее переучиваться, осваивать принципиально новые технологии – и это обстоятельство становится решающим.
  3. В снижении безработицы. С ростом образования человек больше времени проводит на рынке труда, больше работает, и таким образом, рост образования снижает уровень безработицы.
  4. Рост образовательного уровня граждан приносит обществу немалые социальные выгоды. Более образованные люди скорее станут обеспеченными, увеличение же слоя состоятельных людей, среднего класса, гарантирует обществу социальную стабильность и предсказуемость, снижает общий уровень преступности, особенно в тех видах преступлений, которые вызываются и провоцируются бедностью и нищетой. Снижение же уровня преступности приводит к уменьшению расходов на содержание полиции, судов, тюрем и т.п.

      В создании активов человеческого капитала весома роль отдельных компаний (фирм) [1]. Они зачастую выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако фирмы осуществляют инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

     На  микроуровне инвестиции в человеческий капитал представлены такими статьями затрат, как повышение квалификации работников; оплата больничных листов нетрудоспособности; затраты по охране труда; добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой; оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы; благотворительная помощь социальным институтам и т.п. [16].

      Собственными  инвестиционными ресурсами на предприятии выступают нераспределенная прибыль и амортизация. При расширенном воспроизводстве прибыль, как известно, распределяется на две части — накопление и доход, идущий на личное потребление и другие цели. Вкладывая деньги в тот или иной объект, владельцы компании отказываются от текущего потребления в пользу будущего роста доходов. Решение о целесообразности инвестирования средств в человеческий капитал принимается на основе серьезных расчетов и прогнозов повышения прибыльности компании [11].

     Для того чтобы вложения в человека стали капиталом, необходимо существование достаточно развитых экономических отношений между собственником человеческого капитала и работодателем. Признаками этой развитости следует считать:

    1. измерение самих вложений в человеческий капитал;
    2. оценку доли вложений в человеческий капитал со стороны государства, работодателя и работника;
    3. наличие постоянного стремления к повышению эффективности использования человеческого капитала по стоимости;
    4. справедливое распределение прибыли от вложений в человека между теми, кто участвовал в формировании человеческого капитала;
    5. отлаженный процесс воспроизводства человеческого капитала по стоимости [22].

     Инвестиции  в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку все составляющие  человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решении иметь детей. С одной стороны, дети для родителей – это источник удовлетворений, но с другой стороны,  воспитание детей – это источник немалых затрат, как явных, так и не явных (прежде всего, времени родителей).

     Накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека в семье является фундаментом для дальнейшего развития и постоянного совершенствования человеческого капитала индивида. Инвестиции в развитие человеческого капитала детей не только является основой их собственного развития, но и служит базой для формирования совокупного человеческого капитала будущих поколений. В результате формируются различные типы человеческого капитала, создаются базовые психофизиологические умственные способности, формируется личность.

     Сами  работники берут на себя три основных вида вложений на рынке труда:

  1. вложения в образование и профессиональную подготовку (в том числе затраты на улучшение здоровья);
  2. расходы на миграцию;
  3. расходы на поиск работы.

     Первое  направление вложений повышает качество работника как ресурса: рост знаний и навыков, равно как и улучшение здоровья, можно сравнить с увеличением запаса данного производственного фактора. Но его еще надо продать, расходы же на миграцию и на поиск работы повышают его рыночную цену за счет затрат по продаже.

     Инвестиции  в человека, осуществляемые им самим, очень разнообразны, так как связаны  с самыми разными аспектами человеческой деятельности. Очевидно, что забота о своем собственном здоровье и затраты, с этим связанные, повышают возможности человека на рынке труда. Решение человека о получении (или повышении) образования можно рассматривать как решение инвестиционное, и, как любое инвестиционное решение, оно определяется сравнением издержек и ожидаемых выгод от инвестиций.

     Издержки  могут быть разовыми или многократными, поскольку обучение требует времени, а выгода заключается в ожидаемой  разнице потока доходов человека в зависимости от того, получил  или не получил он данное образование. Конечно же, огромное значение на решение о получении человеком высшего образования оказывают не только прямые расходы (плата за образование, учебная литература, проезд и т.п.), но и альтернативные издержки – упущенный доход в виде незаработанных денег на рынке труда или в сфере предпринимательской деятельности. 
 

     Очевидно, что инвестировать в человеческий капитал (в данном случае имеются  в виду инвестиции в образование) тем выгоднее, чем [21]:

  • больше период предстоящей трудовой жизни (срок эксплуатации актива) и, соответственно, поток ожидаемой разницы в доходах, т.е. молодым учиться выгоднее;
  • больше различия в заработках образованных и необразованных работников;
  • меньше издержки, связанные с получением образования – как прямые, так и альтернативные (человек с высокими текущими доходами менее охотно согласится их терять ради дополнительного образования);
  • ниже индивидуальная ставка дисконтирования, т.е. чем в большей степени человек думает о собственном будущем. Напротив, если человек живет лишь сегодняшним днем, не желая или не умея планировать свою жизнь на перспективу, его индивидуальная ставка дисконтирования будет достаточно высокой, и он едва ли захочет осуществить инвестиции в свое образование.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Основные подходы к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал

     При инвестировании финансовых ресурсов в  человеческий капитал у руководства  предприятия возникает ряд вопросов, связанных с эффективностью вложений:

  • окупятся ли вложенные средства (каковы виды эффекта от вложения средств в человеческий капитал);
  • в какие сроки можно ожидать результата от вложения средств;
  • в каких объёмах потребуется вложить средства;
  • каковы возможные варианты инвестиций;
  • как оценить целесообразность вложения средств в развитие человеческого капитала.

     На  сегодняшний день существуют различные подходы к оценке эффективности вложений в человеческий капитал, рассмотрим некоторые из них.

     Фитц-енц  Я., проводя исследования, в качестве простейших подсчетов окупаемости  инвестиций в человеческий капитал  делил доход на число сотрудников. Это был первый показатель, появившийся в Докладе об эффективности человеческих ресурсов в 1985 году. Им же предложен коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал [21].

Коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал =

= [Прибыль - (Расходы - [Зарплаты + Льготы])] / [Зарплаты + Льготы],

т.е. HCROI = Revenue - (Expenses - [Pay + Benefits]) / (Pay + Benefits)

      Одним из показателей экономической эффективности  человеческого капитала является уровень интеллектуальности производства (или квалификационной емкости производства). Он исчисляется как отношение фонда образования (интеллектуального капитала) к валовому национальному продукту и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую стоимостную единицу произведенной продукции:

УИ = ФО / ВНП,

где ВНП - валовой  национальный продукт; ФО - денежная оценка общего фонда образования.

      По  методологии Т. Шульца, величина общего фонда образования равна стоимости  одного года обучения каждого уровня с включением потерянных заработков, умноженной на число человеко-лет образования (с поправкой на неодинаковую продолжительность учебного года), накопленного населением страны к тому или иному моменту времени. Дж. Кендрик определял величину ФО с помощью специально разработанных индексов цен и с учетом амортизации знаний и навыков.  

Информация о работе Инвестиции в человеческий капиталл в РФ и за рубежом