Инновационная образовательная деятельность в сфере высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучения процесса внедрения инноваций в образовательную деятельность вузов.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность инновационной образовательной деятельности
2. Рассмотреть сущность применение информационных технологий в образовании;

Содержание

Введение 4
1 Анализ инновационного развития образовательной деятельности 5
1.1 Сущность инновационности в обучении 5
1.2.Управление образовательными инновациями 6
2 Внедрение инноваций в сферу высшего образования 8
2.1 Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании 8
2.2 Использование информационных технологий в учебном процессе 10
3 Инновационные методы обучения в сфере высшего образования 11
3.1 Активные методы обучения в инновационном образовательном процессе 11
3.2 Web-квесты, как метод и средства развития образования информационной культуры студентов 13
3.3 Электронные программные комплексы, как средство организации самостоятельной работы студентов 14
3.4 Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в ВУЗе. 15
3.5 Самостоятельная работа студентов с применением существующих информационно-коммуникабельных технологий, как фактор формирования профессиональной компетентности будущего специалиста 18
Заключение 21
Список использованных источников 23

Работа состоит из  1 файл

Иновационная образовательная деятельность в сфере высшего образования.docx

— 755.46 Кб (Скачать документ)

Система дистанционного обучения Moodle создавалась  для организации процесса обучения учащихся, находящихся на расстоянии от преподавателей.

В процессе своего развития система совершенствовалась и в настоящее время обладает возможностями, которые возможно применять и при очной форме обучения, в том числе и для организации самостоятельной работы студентов. Блоки системы при грамотной компоновке позволяют организовать и контроль за выполнением самостоятельной работы.

Система Moodle применима как средство электронной  поддержки очного курса обучения. Задания для студентов целесообразно построить по следующему принципу: дается материал для самостоятельного изучения, к нему дается задание, например написание эссе или тестирование по изученному материалу. По результатам выполнения выставляется оценка, к которой уместно привести комментарий, указывающий на положительные стороны при выполнении задания или на неточности, которые были сделаны при выполнении задания.

Это необходимо делать для того, чтобы в будущем  студент не допускал подобных ошибок и учился самостоятельно оценивать свою работу. В Moodle имеется возможность предоставления ответа на задания как в скрытом, видимом только преподавателю виде, так и в публичном доступе. Это позволяет другим участникам образовательного процесса оценивать задания своих коллег, учиться работе в коллективе.

В настоящее  время все чаще говорят о переходе к информационному 

обществу, «качественным своеобразием которого является превращение информации в производительную силу, в национальный ресурс».

Отличительными  чертами такого общества также являются: увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ.

Исходя  из этого можно сделать вывод, что знания как таковые начинают терять свою практическую ценность. Специалистами все чаще подчеркивается «важность не только получения знания из уже имеющейся информации, но и создания новой информации на основе полученного знания». Это означает, что необходимо развивать методы работы с

информацией, учить и учиться работать с  информацией, для формирования из нее  знаний.

Это вызвано  высокой интенсивностью обновления информации при ее огромном количестве в современном мире. Для осуществления перехода к информационному обществу необходимо в первую очередь развивать инновационную составляющую процесса обучения – использовать передовые разработки в области ИКТ, повсеместное распространение доступа к сети Интернет.

Одной из проблем является отсутствие у преподавателей необходимых навыков работы с современными средствами ИКТ и нежелание обучаться

этому. Важно  донести до них, что применение ИКТ  в их деятельности заметно облегчает  их работу, а также предоставляет им возможность саморазвиваться и шагать в ногу со временем.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, инновационные принципы управления системой высшего образования предполагают реализацию полного инновационного цикла от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильных рынках. Новые знания, получаемые в  ходе выполнения фундаментальных и  поисковых исследований, должны реализовываться в  образовательной сфере деятельности, поскольку от того, насколько эффективно используются полученные новые знания и накопленный интеллектуальный потенциал в учебной деятельности, зависит устойчивое развитие системы образования.

На основе проделанной работы можно  сделать следующие выводы:

1. Развитие инновационных процессов в образовании на современном этапе является объективной закономерностью, что обусловлено: интенсивным развитием информационных технологий во всех сферах человеческого бытия; обновлением содержания современной философии образования, центром которой стал общечеловеческий целостный аспект; гуманистически сориентированным характеру взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса; необходимостью повышения уровня активности и ответственности педагога за собственную профессиональную деятельность, направленную на формирование творческой личности воспитанника, готовности к восприятию и активной деятельности в новых социально- экономических условиях. В связи с этим исключительно важное значение приобретает инновационная деятельность педагога.

Инновационная образовательная деятельность как особый вид творческой деятельности направлена на обновление системы образования. Она является результатом активности человека не столько в приспособлении к внешней среды, сколько в изменении его в личных и общественных потребностей и интересов.

Инновационная деятельность, будучи сложным и многоплановым феноменом, своим содержанием охватывает процесс  взаимодействия индивидов, направленный на развитие, преобразование объекта, на перевод его в качественно  новое состояние; системную деятельность по созданию, освоению и применению новых средств; особый вид творческой деятельности, что объединяет различные  операции и действия, направленные на получение новых знаний, технологий, систем. Все эти проявления характеризуют  инновационную деятельность в образовательной сфере.

2. Применение информационных технологий в обучении определило важный принцип обучения - принцип индивидуализации. Согласно требованиям нового поколения каждый обучаемый следует индивидуальному ритму обучения, именно ему необходимым уровнем и темпом освоения образовательной программы специальности, с заданной глубиной изучаемого материала.

Таким образом, применение информационных технологий необходимо в  образовательном  процессе для повышения его эффективности  и привлекательности. Но вместе с  тем нужно понимать, что развитие начинается с преподавателя. Только когда преподаватели почувствуют, что они овладели новыми технологиями, тогда технологии станут неотъемлемой частью процесса образования.

3. Таким образом, очень важным является именно личностный аспект использования современных методов обучения. Личность педагога является

тем источником, который питает само желание (мотивацию) выбора преподавателем активных инновационных методов и методик педагогической деятельности, несмотря на их высокую энергозатратность.

Личностные  особенности педагога обеспечивают также корректное и эффективное применение этих методик, включаясь во взаимодействие с личностными особенностями студента.

И, воспитывая в стенах вуза специалиста высокого уровня, преподаватель

должен его  именно воспитывать, оказывая целенаправленное влияние не

только на его познавательную сферу, но и на мотивационно-личностную.

В возможности  охвата педагогическим воздействием обеих этих сфер и состоит основное достоинство активных методов обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М, 1993
  2. Алексеева Л.Н Инновационные технологии как ресурс эксперимента 2004. С 78.
  3. Герасимов Г.И. Управление инновациями и инновационное управление // Инновационная школа. 1995. № 1
  4. Дебердеева Т.Х Новые ценности образования в условиях информационного общества 2005. С.79

5.Зборовский Г.Е. Социология образования. Екатеринбург. 1993.

6.Кельчевская Н.Р. Анализ финансово-хозяйственной деятельности государственного вуза как основа инновационных решений и программ. С.34

7. Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994. с.345

8. Савельев А.Я. Инновационное образование. 2000. С. 15-18.

9.Юсуфбекова Р.Н. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании.- М., 1991.

10.http://www.rsvpu.ru/filedirectory/3468/nito2011_1.pdf- Новые информационные технологии в образовании.

11. http://www.sibupk.nsk.su/– сервер, посвященный международной конференции по теме «Компьютерные технологии в научном процессе и образовании.


Информация о работе Инновационная образовательная деятельность в сфере высшего образования