Инновационная образовательная деятельность в сфере высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучения процесса внедрения инноваций в образовательную деятельность вузов.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность инновационной образовательной деятельности
2. Рассмотреть сущность применение информационных технологий в образовании;

Содержание

Введение 4
1 Анализ инновационного развития образовательной деятельности 5
1.1 Сущность инновационности в обучении 5
1.2.Управление образовательными инновациями 6
2 Внедрение инноваций в сферу высшего образования 8
2.1 Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании 8
2.2 Использование информационных технологий в учебном процессе 10
3 Инновационные методы обучения в сфере высшего образования 11
3.1 Активные методы обучения в инновационном образовательном процессе 11
3.2 Web-квесты, как метод и средства развития образования информационной культуры студентов 13
3.3 Электронные программные комплексы, как средство организации самостоятельной работы студентов 14
3.4 Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в ВУЗе. 15
3.5 Самостоятельная работа студентов с применением существующих информационно-коммуникабельных технологий, как фактор формирования профессиональной компетентности будущего специалиста 18
Заключение 21
Список использованных источников 23

Работа состоит из  1 файл

Иновационная образовательная деятельность в сфере высшего образования.docx

— 755.46 Кб (Скачать документ)

 

 
 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 4

1 Анализ инновационного развития образовательной деятельности 5

1.1 Сущность инновационности в обучении 5

1.2.Управление образовательными инновациями 6

2 Внедрение инноваций в сферу высшего образования 8

2.1 Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании 8

2.2 Использование информационных технологий в учебном процессе 10

3 Инновационные методы обучения в сфере высшего образования 11

3.1 Активные методы  обучения в инновационном образовательном процессе 11

3.2 Web-квесты, как метод и средства развития образования информационной культуры студентов 13

3.3 Электронные программные комплексы, как средство организации самостоятельной  работы студентов 14

3.4 Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в ВУЗе. 15

3.5 Самостоятельная работа студентов с применением существующих информационно-коммуникабельных технологий, как фактор формирования профессиональной компетентности будущего специалиста 18

Заключение 21

Список использованных источников 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В периуд глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.

Как существенный элемент развития образования инновации  выражаются в тенденциях накопления и внедрения нововведений в образовательный  процесс, что в совокупности приводите  к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов.

Одним из приоритетов развития общего образования  является совершенствование образовательной  деятельности. Высшее образование должно побудить учащихся к осмыслению проблем регионального развития, подготовить их к осознанному выбору направления профессиональной деятельности и перспектив личностного становления в условиях социально культурной реальности.

Поэтому исследования такой направленности приобретают сейчас значение как  в теоретическом, так и в практическом аспекте − с целью систематизации принципов и методов управления инновационной деятельности в системе  образования.

Целью курсовой работы является изучения процесса внедрения инноваций в образовательную деятельность вузов.

Для этого необходимо решить следующие  задачи:

  1. Рассмотреть сущность инновационной образовательной деятельности 
  2. Рассмотреть сущность применение информационных технологий в образовании;
  3. Рассмотреть инновационные методы обучения в сфере высшего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Анализ инновационного развития  образовательной деятельности

 

1.1 Сущность  инновационности в обучении

 

 

 В  последние десятилетия изменения  в характере обучения происходят  в контексте глобальных образовательных  тенденции, которые получили название "мегатенденций". К их числу  относятся: массовый характер  образования и его непрерывность  как новое качество, значимость  как для индивида, так и для  общественных ожиданий и норм, ориентация на активное освоение  человеком способов познавательной  деятельности,

адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности, ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия. [6.с45]

Важнейшая черта современного обучения - его  направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Эти образовательные  ориентиры к началу 90-х гг.

Инновационность  в обучении имеет и социально-философский  аспект, который в последние годы привлек к себе специальное внимание социологов и социальных философов. В конце 7О-х гг. авторы получившего  широкую мировую известность  доклада Римскому клубу "Нет пределов обучению" сформулировали представление  об основных типах обучения, понимая  обучение в широком смысле слова - как процессе приращения опыта, как индивидуального, так и социально культурного. К этим типам обучения относятся: "поддерживающее обучение" и "инновационное обучение".

"Поддерживающее  обучение" - процесс и результат  такой учебной (а в результате  и образовательной) деятельности, которая направлена на поддержание,  воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной  системы. Такой тип обучения (и  образования) обеспечивает преемственность социально культурного опыта, и именно он традиционно присущ как школьному, так и вузовскому обучению. [1.с45-46]

"Инновационное  обучение" - процесс и результат  такой учебной и образовательной  деятельности, которая стимулирует  вносить инновационные изменения  в существующую культуру, социальную  среду. Такой тип обучения (и  образования) помимо поддержания  существующих традиций стимулирует  активный отклик на возникающие  как перед отдельным человеком,  так и перед обществом проблемные  ситуации. Обращение к такому  пониманию расширяет взгляд на  значение дидактических поисков. 

Планируемый учебный процесс, т.е. то, охватывает первые два из названных типов  обучения. Важно отметить, что первый из них связан с ретрансляцией, воспроизводством социального опыта, второй - с творческим поиском на основе имеющегося опыта  и тем самым с его обогащением.

Трудно  представить себе, чтобы практика обучения всегда сводилась к организации  чистой репродукции, еще более нереально  представить себе обучение на чисто  исследовательской основе. Скорее, дело в направленности обучения.

Все большее распространение получает ориентация именно на тот тип обучения, который выше охарактеризован как "инновационное"; в то же время в практике учебных заведений преобладает иной, "поддерживающий" тип обучения.

Этот  разрыв, во многом объясняет неподготовленность общества к столкновению с новыми ситуациями социальной жизни, неготовность своевременно отозваться на возникающие проблем.

 Таким  образом, инновационность как характеристика обучения относится не только к дидактическому его построению, но и к его социально значимым результатам. [8.с.56]

В последнее  время в образовании происходит множество изменений, которые касаются учебного процесса. Внедрённые нововведения пытаются поддерживать прежние традиции, но тем не менее они вносят свой новый вклад в обучение и это  помогает современной молодёжи.

 

1.2.Управление  образовательными инновациями

 

 

Термин  «инновация» означает некое новшество, модернизацию, нововведение. В последнее время его все чаще применяют в отношении образования. Важно, чтобы вносимые в процесс обучения изменения были не только оригинальными, но и полезными.[5.с.45]

Инновации в образовании внедряются непосредственно  в организацию учебного процесса, в программы и методики. Изменения  могут коснуться системы финансирования и оценки качества образования. Понятно, что в динамическом мире образование  тоже не может быть статичным.

В обучении объем нововведений всегда относителен, невозможно кардинально и революционно за один день изменить всю образовательную систему. Устаревающие со временем методики и способы преподнесения знаний сами по себе постепенно сменяются новинками.

Инновации в высшем образовании – это как введение совершенно новых, не имеющих аналогов и прототипов методик, так и относительная модернизация (основной процесс остается прежним, меняются некие его компоненты или направление). Встречаются и «псевдо» инновации, мелкие нововведения, не выходящие за пределы одного учебного заведения.[3.с.67]

Как источник новой идеи для образования используется социальный заказ или указ вышестоящих  инстанций, зарубежный опыт, успешный опыт других учебных заведений, научные разработки. В зависимости от инноваций, может потребоваться полное техническое и методическое переоснащение учебного заведения, или небольшие изменение в работе учреждения.

Нововведения  могут быть локальными, например, только школы или вузы одного района переходят  на экспериментальное обучение новой  программе. Иногда инновации вводятся лишь в одну группу вуза. Важно, чтобы учащиеся и их родители были согласны с тем, что они проходят не стандартное, а новое, экспериментальное обучение.

Качество  обучения может повышаться за счет введения инновационных методик  только в том случае, когда нововведения находятся под четким контролем. Постоянное развитие технологий приводит к тому, что в сферу образования  регулярно вводятся новые информационные продукты. [9.с.45]

Можно отметить, что темпы модернизации образования  со временем увеличиваются, и сегодня  становится актуальной проблема выбора.

Технологий  и методик обучения предлагается огромное число, нужно отсеивать  ненужный «мусор», оставлять в образовательной  сфере только действительно эффективные  и нужные инструменты.

Что предлагается сегодня для обучения , студентов, специалистов на предприятиях? Традиционные печатные издания, аудиокниги, записи лекций и семинаров на видео, компьютерные обучающие программы. Кроме того, доступно образование через интернет и общение посредством электронной почты.

Как выяснить, какие предлагаемые методики действительно  эффективны, нравятся людям, ведут к  получению знаний? Необходимо использовать интернет, общаясь через онлайн конференции, получая сообщения на электронные почтовые ящики, можно проводить опросы и оценивать эффективность инноваций в образовании. Например, студент хочет дистанционно изучать бухучет и аудит, хочет узнать, как правильно предоставлять бухгалтерские услуги. Для этого у него всегда (и днем и ночью) есть доступ к интернету, он может стать участником форумов по этой теме, может задать вопрос преподавателю по электронной почте и т.д. и т.п. Но действительно ли этот вид обучения будет для студента эффективен? И хватит ли этого для получения полноценного образования и начала трудовой деятельности?

Нужно понимать, что введение инновации в обучающие  процессы – это только первый шаг. Важно правильно использовать тот  новый инструмент, который попадает в руки педагогов. Не всегда оправданы  вложения в модернизацию учебного процесса – высокая цена новшества не гарантирует  его эффективности.

Как показывает практика, чаще недорогие разработки оказываются интереснее, обеспечивают новое качество образования.

Также нельзя отдавать предпочтение одной технологии, современное образование должно строиться на сочетании классических и инновационных приемов.[5.с.30]

2 Внедрение инноваций в сферу  высшего образования

2.1 Современные  информационно-коммуникационные технологии в образовании

 

 

Современный период развития общества характеризуется  сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство.

 Неотъемлемой  и важной частью этих процессов  является компьютеризация образования.

Компьютерные  технологии призваны стать не дополнением в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Проблема  широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в науки. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли  российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.[7.с.67]

Отметим, что в последние годы термин «информационные  технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные  технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные

на использование  современных компьютерных и сетевых  средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Если  в качестве признака информационных технологий выбрать  инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:

Информация о работе Инновационная образовательная деятельность в сфере высшего образования